В РФ успешно испытали первую в мире вакцину от COVID
Завтра на западе и в центральной части Якутии дожди
Гроза нарушила энергоснабжение в Сунтарском районе
В ДТП пострадали трое детей: водитель уснул за рулем
Якутские коровы отправились в Москву

Итак, позади ожидания, кто же сменит на посту прокурора республики Николая Мельникова, который недавно отбыл в Москву в ранге судьи Конституционного суда РФ. Его преемником стал Сергей Владимирович Шумский. Он приехал в нашу республику, как и его предшественник, из Ростова-на-Дону, до последнего назначения занимал должность заместителя прокурора РС(Я) по общему надзору. Редакция благодарит Сергея Владимировича за его обстоятельные ответы на все заданные вопросы.

СТАТИСТИКА –ДЕЛО ТОНКОЕ

- Не так давно прокуратура подвела итоги за 2004 год. О каких наиболее важных тенденциях Вы можете сказать в связи с этим?

- На Ваш вопрос сложно ответить коротко. Обратимся к статистике. В 2004 году зарегистрировано 15532 преступления, что на 1000 больше, чем в позапрошлом году. Хорошо это или плохо? Почему произошел рост? Статистика, как вы знаете, наука сухая, а на самом деле оборотных сторон у нее больше, чем у медали.

Я придерживаюсь мнения, что цифры зарегистрированных преступлений - вещь относительная и в полной мере картины состояния преступности не дают.

С одной стороны, проведенный нами анализ показывает, что причиной роста, прежде всего, явилось усиление инициативы, активности правоохранительных органов республики по выявлению преступлений экономической направленности, против государственной службы, налоговых преступлений, особо тяжких преступлений, связанных с наркотиками, в топливно-энергетическом комплексе.

Особо хочу отметить работу правоохранительных органов и, в первую очередь, участковых уполномоченных милиции по выявлению и раскрытию таких преступлений, как побои, угрозы убийством. Их количество увеличилось в полтора раза. А это такие преступления, своевременное выявление которых позволяет предотвратить убийства, причинение тяжких телесных повреждений со смертельным исходом. То есть проведена активная упреждающая работа. Соответственно снизилось и количество убийств, а количество лиц, погибших от преступных посягательств, уменьшилось с 728 до 683.

С другой стороны, я вижу проблемы в самой системе регистрации сообщений о преступлениях. Важно, чтобы правоохранительные органы регистрировали все сообщения о преступлениях, а значит, как следует их отрабатывали, проводили проверки, выявляли преступников и так далее. И здесь не все идет гладко. Да, больше преступлений стало регистрироваться, но не может не вызывать тревогу то обстоятельство, что в сравнении с прошлым годом количество умышленного укрытия преступлений в правоохранительных органах возросло более чем в два раза, в три раза возросло количество возбужденных уголовных дел в отношении должностных лиц, допустивших укрытие преступлений. Эти проблемы мы решаем самым серьезным образом.

- Какие реальные шаги предпринимались прокуратурой Республики по улучшению ситуации в части противодействия преступности?

- В 2004 году мы работали по многим направлениям. Прежде всего, это надзор за законностью при возбуждении, расследовании и прекращении уголовных дел. И здесь очень важное направление, о котором я сказал, отвечая на Ваш предыдущий вопрос, - это выявление укрытых от регистрации преступлений и, соответственно, их правовая оценка.

Следующий момент — усиление надзора за расследованием уголовных дел. Для нас важно качество расследования: чтобы, во-первых, дело было законно возбуждено, во-вторых, качественно расследовано, в-третьих, по нему был вынесен законный и обоснованный приговор. Положительные сдвиги очевидны. Прежде всего, о качестве следствия красноречиво говорит резкое уменьшение количества оправдательных приговоров (с 44 до 33). Принимая во внимание, что число обвиняемых по направленным в суд уголовным делам увеличилось более чем на тысячу человек, удельный вес оправданных лиц снизился почти в два раза и составил только 0,5, в 2003 году - 0,8 процента. Существенно снизилось количество уголовных дел, расследованных с нарушением срока, установленного процессуальным законодательством.

И, конечно, не могу не сказать, что в результате комплекса принятых мер удалось добиться снижения уровня прекращаемости уголовных дел в четыре раза, а это значит, что теперь у нас не треть уголовных дел прекращается, а только шесть из ста. Вдумайтесь в эти цифры: они означают, что значительное количество граждан не вовлекается в сферу уголовного преследования без надлежащих оснований.

УРОК СЫДЫБЫЛА НЕ ПОШЕЛ ВПРОК

- Скажите, а каким направлениям защиты прав человека и гражданина прокуратура уделяет повышенное внимание?

- Их достаточно много: соблюдение трудовых, жилищных прав граждан, выплата пенсий, пособий и т.д. Приведу только некоторые цифры. За год прокуроры выявили в три раза больше нарушений закона, регламентирующего права и свободы граждан, чем в 2003 году. В среднем в шесть раз увеличилось количество актов прокурорского реагирования, при этом в тринадцать раз больше направлено исков в суд, в пять раз выросло количество лиц, привлеченных к административной ответственности. Впервые в практике прокуратуры республики в отношении 33 руководителей предприятий возбуждено административное производство о лишении их права занимать руководящие должности, а за три месяца 2005-го их уже 15.

Возьмем для примера болезненную для республики ситуацию в сфере ЖКХ. Правительство республики тратит миллионы рублей на подготовку к зиме. Закупаются материальные ресурсы, топливо. Однако по вине органов местного самоуправления подготовка к зимнему периоду не осуществляется должным образом. Только в 2004 году прокурорами выявлены сотни нарушений законодательства.

Из года в год они фиксируют неудовлетворительное состояние противопожарной безопасности на объектах коммунальной энергетики, нарушений технологий монтажа и эксплуатации котельного оборудования, непринятие контролирующими органами всего комплекса полномочий по пресечению выявленных нарушений. Органами местного самоуправления не принимаются исчерпывающие меры по финансированию мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В большинстве районов республики на объектах образования нет необходимых средств противопожарной безопасности. Расходы на указанные цели в 2004 году предусмотрены бюджетами не всех муниципальных образований. Все это приводит к остановке подачи тепло-энергоснабжения.

Все мы хорошо помним пример Сыдыбыла, когда погибли дети, а директор школы был осужден. Но что мы видим спустя время? Весной 2004 года на объектах образования выявлено 15 тысяч нарушений требований противопожарной безопасности, при этом около двухсот объектов образования к началу учебного года не получили разрешения на эксплуатацию, органами госпожнадзора к административной ответственности привлечены свыше 500 должностных лиц. Совместными усилиями МЧС республики и прокуратуры удалось буквально заставить устранить нарушения противопожарной безопасности.

Этим направлениям мы и далее будем уделять самое пристальное внимание. К нарушителям будут применяться самые серьезные меры, вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Прокуроры ориентированы мною не только на применение уголовной и административной ответственности к лицам, виновным в ненадлежащей подготовке к отопительному сезону, но и на предъявление исков о признании незаконным бездействия юридических и должностных лиц.

ДОЛГИ ПО ЗАРПЛАТЕ СВЕСТИ К НУЛЮ

- Прокуратура республики получила высокую оценку за принятые меры прокурорского реагирования, направленные на сокращение задолженности по выплате заработной платы в целом по республике. Можно ли сегодня говорить об этом как об уже окончательно решенной задаче?

- Вы правы, благодаря активной работе прокуратуры республики социальную напряженность, возникшую в связи с задержками зарплаты, удалось сбить. Но хочу оговориться, эта работа велась в тесном взаимодействии и при всесторонней поддержке правительства республики. Именно благодаря этому сумму задолженности к 1 января 2005 года удалось сократить с 1,6 миллиарда рублей до 300 миллионов. За этим напряженная работа, сотни актов прокурорского реагирования, тысячи исков на миллионные суммы и, как следствие, благодарность граждан, которую мы получаем из их писем. Однако, сказать, что задача решена окончательно, мы не можем. Нас не должны обманывать цифры: сегодня задолженность уже составляет более 250 миллионов, а это очень много. Отсюда вытекает наша задача – применить все свои законные полномочия, исчерпывающие меры прокурорского реагирования, чтобы довести задолженность по зарплате во всех предприятиях до нуля. Подчеркиваю – до нуля во всех предприятиях. И такая работа с должниками нами активно ведется.

КОРРУПЦИОНЕРЫ ОСУЖДЕНЫ

- В нашей республике практически не было громких коррупционных дел, несмотря на то что неоднократно публиковавшиеся в прессе результаты различных проверок свидетельствуют о наличии корыстных интересов ряда высокопоставленных лиц. Как Вы, в частности, взаимодействуете с контролирующими органами?

- Я не могу согласиться с утверждением, что в нашей республике не было подобных уголовных дел, вызвавших большой общественный резонанс. Например, по факту хищения гражданином Кириллиным в 1998-1999 годах государственных средств на сумму почти 30 миллионов рублей. Он умудрился путем обмана и злоупотребления доверием дважды получить вексельные кредиты на поставку понтонно-мостового парка для республики. В первый раз сумма кредита составила 10 миллионов рублей. Во второй раз - 18,6 миллиона рублей.

Причем получить второй раз кредит на одни и те же цели, не исполнив своих обязательств, Кириллин смог при содействии главного специалиста республиканского Агентства по управлению денежно-кредитными ресурсами завоза грузов Бакулина, который получил 10 процентов похищенной суммы. В июле 2004 года они осуждены по части 3 статьи 159 УК РФ за мошенничество.

Следует сказать, что в Якутии вопрос борьбы с коррупцией не стоит крайне остро, но тревожные симптомы этого социального зла мы отмечаем. Если в 2003 году выявлено только восемь фактов взяточничества, то в течение 2004 года зарегистрировано уже свыше сорока, то есть в пять раз больше. При этом сферы распространения коррупции самые разные это налоговые органы, учреждения образования, здравоохранения, органы внутренних дел, муниципальные образования, органы государственной власти. Например, в 2004 году Верховным судом PC (Я) осужден специалист администрации Вилюйского района Спиридонов А.В., который вымогал взятку у гражданина КНР Хун-Вей-Цина. Спиридонов признан виновным и приговорен к семи годам лишения свободы условно, с испытательным сроком три года.

Необходимо отметить, что анализ зарегистрированных проявлений коррупции отражает уровень борьбы с ней, а не ее фактическую распространенность. Поскольку коррупция – это двусторонний сговор преступников, вследствие чего высок скрытый характер данного вида преступности. Но прокуратурой принимаются конкретные меры, что позволило, как видите, усилить борьбу с коррупцией.

Что касается взаимодействия с контролирующими органами, то вся поступающая от них информация рассматривается в установленном законом порядке. Мы регулярно проводим сверки принятых решений по материалам, переданным в правоохранительные органы ГКУ при Президенте РС(Я), КРУ Минфина Республики, Контрольного Комитета Госсобрания, и так далее.

ОБОЙДЕМСЯ БЕЗ ЯРЛЫКОВ!

- Как много расследуется уголовных дел в Республике, в которых фигурируют работники МВД или прокуратуры? Говоря по-простому, как много у нас обнаружено «оборотней в погонах»?

- Хочу сразу оговориться, я не приемлю ярлыка «оборотни в погонах». Подавляющее большинство сотрудников правоохранительных органов республики, не считаясь с личным временем, собственной безопасностью, добросовестно исполняют свои обязанности по охране общественного порядка и защите граждан от преступных посягательств, о чем свидетельствуют результаты работы, о которых я уже рассказал. А отдельные непорядочные люди есть в любой системе, они своими действиями наносят непоправимый удар по авторитету государственного механизма в целом. Именно с ними мы вынуждены вести непримиримую борьбу.

Об активизации этой работы свидетельствует, например, тот факт, что в 2004 году количество выявленных преступлений, совершенных работниками правоохранительных органов, выросло с 37 до 97, или в 2,6 раза. По направленным в суд уголовным делам к уголовной ответственности за преступления, связанные со служебной деятельностью, привлечено 38 человек, тогда как в 2003 году таких лиц было 15.

В то же время было бы неправильным назвать всех этих сотрудников «оборотнями в погонах». Большая часть обвиняется в укрытии преступлений либо в применении недозволенных методов следствия и дознания. А классическим примером коррупции можно считать уголовное дело в отношении организованной преступной группы из четырех действующих сотрудников и одного пенсионера УВД г. Нерюнгри, которые контролировали сеть сбытчиков наркотических средств, совершали вымогательства и разбойные нападения. Все они осуждены осенью 2004 года к длительным срокам лишения свободы.

Что же касается коррупции в прокурорской среде, скажу не без гордости, даже на оперативном уровне в 2004 году мы таких фактов не отмечали. Все прокурорские работники увольнялись с работы либо по собственному желанию, либо в связи с переходом на другую работу, в том числе и органы власти, либо уволены в связи с тем, что не смогли должным образом наладить работу на вверенных им участках. Но это, я считаю, нормальный рабочий процесс.

- Какие сферы экономики республики наиболее притягательны для криминального бизнеса и как много уголовных дел заведено в связи с этим?

- Естественно, что интерес для криминального бизнеса представляют наиболее доходные отрасли народного хозяйства. У нас это добыча драгоценных металлов и камней, топливно-энергетический комплекс и финансово-кредитная сфера. Надо сказать, что выявление преступлений экономической направленности зависит, прежде всего, от инициативной работы следственных подразделений и оперативных служб правоохранительных органов. Поэтому в прошлом году нами проведена большая работа по координации этой деятельности. В результате количество зарегистрированных преступлений экономической направленности возросло с 1335 до 1609, или на 20,5\%. В топливно-энергетическом комплексе рост выявленных преступлений составил 28,7\%, в финансово-кредитной сфере – 7,3\%, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней – на 4,3\%. То есть положительные подвижки налицо, однако до полной декриминализации экономики еще далеко. В связи с этим в 2005 году борьба с преступностью в данном направлении будет активизирована.

РЕЗЕРВЫ ДЛЯ БЮДЖЕТОВ

- Осуществляет ли прокуратура какой-либо контроль за продажей госсобственности, сдачей ее в аренду в соответствии с законом?

- Ситуация с сохранностью государственной и муниципальной собственности в республике складывается крайне серьезная. Только в прошлом году прокуратурой выявлено в двадцать раз больше нарушений закона в данной сфере, чем в 2003.

Вы посмотрите, что творится с госсобственностью! Руководителеи государственных предприятий воздушного и морского транспорта республики сдают суда в аренду, плата за которую перечисляется не в бюджет республики, а на счета указанных предприятий. Мало того, что данные предприятия не используют указанное государственное имущество для производственных целей, еще и бюджет годами недополучает доходы от такой аренды, а если предприятие сработало без прибыли, не получает вообще ничего. Только в 2003-2004 годах в результате такой деятельности бюджет республики недополучил около 25 миллионов рублей. Вы думаете в муниципалитетах ситуация принципиально иная? Ничего подобного! То же самое, а, как следствие, нет бюджетных средств на заработную плату, здравоохранение, ЖКХ и так далее.

Приведу характерный пример. Осенью 2004 года мы проверили территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) и его территориальные органы в городах и районах республики. Повсеместно выявлены факты несоответствия данных реестра объектов госимущества фактическому наличию таких объектов; ненадлежащего контроля за сохранностью и целевым использованием госимущества, за своевременным перечислением в бюджет прибыли унитарных предприятий и арендной платы за пользование имуществом; предоставления государственного недвижимого имущества в аренду предприятиями и учреждениями без согласия собственника; назначения руководителей унитарных предприятий без проведения конкурсов на замещение должностей, не проводится аттестация руководителей на соответствие занимаемой должности и так далее.

В совокупности указанные нарушения снижают эффективность управления государственной собственностью. По всем фактам нами вносятся представления, которые удовлетворяются в полном объеме. Но хочу сказать, что в целом мы никак не связываем такие нарушения с признаками коррупции или иных должностных преступлений.

СПОКОЙНЕЕ НЕ СТАЛО

- В связи с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса принципиально изменился и процессуальный статус прокуратуры. Какова сейчас эффективность работы прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства?

- Вы совершенно правы. С принятием нового Уголовно-процессуального кодекса существенно изменилась роль и процессуальное положение прокурора. Ему отведено ведущее место в осуществлении уголовного преследования, он осуществляет надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, поддерживает государственное обвинение. И, что важнее всего, отвечает за качество, обоснованность уголовного преследования и обвинения. Как видите, работы стало не меньше. Мы существенным образом повысили как качество государственного обвинения, так и эффективность кассационного обжалования неправосудных приговоров, почти в два раза сократили количество оправданных в судах лиц в сравнении с прошлым годом, добились того, что 85 \% неправосудных приговоров отменялись по нашим представлениям.

- Сергей Владимирович, раньше прокуратура Якутии была постоянно на слуху в связи с проблемами, связанными с приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным. Как сейчас обстоят дела в этом плане?

- Уверяю Вас, спокойнее не стало. Работа ведется, ежемесячно принимаются новые законы, указы, постановления и распоряжения органов исполнительной власти, каждый из них обязан пройти правовую проверку на предмет законности. Деятельность прокуратуры ведется в двух направлениях: выявляются принятые незаконные акты, а, прежде всего, проверяются акты, находящиеся на стадии разработки и принятия.

Мы стали гораздо больше внимания уделять работе на проектной стадии принятия актов (зачем бить по «хвостам», если можно не допустить принятия незаконных актов?!), и это дает положительные результаты. Например, в 2002 году прокуратурой проверено только около 40 проектов нормативных актов, а в 2003 – уже более 300. В минувшем году мы не только выявили 40 незаконных актов органов государственной власти республики и свыше ста актов органов местного самоуправления, но провели анализ свыше 400 проектов, из которых, как выяснилось, свыше 60 противоречили федеральному законодательству. Практически все замечания прокуратуры устранены. В поле зрения прокуратуры находятся все нормативные правовые акты, принимаемые органами государственной власти, в том числе и законодательным органом Республики Саха (Якутия). Хочу подчеркнуть, что сегодня в этом вопросе мы нашли полное понимание со стороны органов власти республики. Особенно хотелось бы отметить нашу совместную работу по этим вопросам с Государственным Собранием республики.

НЕДОСТАТКА В КАДРАХ НЕТ

- В некоторых публикациях местных газет допускаются весьма неделикатные высказывания по поводу межнациональных отношений. Доводилось ли прокуратуре выносить предупреждения в адрес редакций каких-либо изданий по таким фактам?

- Вы ставите достаточно серьезный, с точки зрения законодательства, вопрос, но без конкретики, где и когда были такие публикации. Насколько мне известно, к счастью, в республике средства массовой информации очень осторожно и взвешенно подходят к вопросам межнациональных отношений. Последний раз такие публикации прокуратурой РС(Я) выявлены в 2003 году в «Якутской газете», в связи с чем главному редактору газеты прокурором республики объявлено официальное предупреждение.

Вместе с тем хочу сказать, что мы стараемся отслеживать такого рода высказывания в прессе, работа в данном направлении нами ведется систематически. Мы взаимодействуем со специалистами института языка и литературы, по нашей просьбе они несколько раз давали свои заключения на статьи, которые могли содержать высказывания негативного характера в адрес той или иной национальности. Но подчеркну – такие факты единичны.

- Насколько органы прокуратуры республики обеспечены сегодня кадрами, производится ли их ротация? Как обстоят дела с обеспечением прокурорских работников в других городах и районах?

- Сегодня мы не ощущаем недостатка в кадрах. Только в прошлом году принято на службу около 50 следователей и помощников прокуроров. В порядке ротации за год работы по разным основаниям заменено 35 прокуроров и заместителей. На службу мы принимаем по итогам тестирования. Пройди компьютерные тесты, покажи знания, набери высокий балл - и приходи на работу.

Что касается обеспечения помещениями, если вы говорите об органах прокуратуры вообще, - все городские и районные прокуратуры имеют свои помещения. Сейчас при помощи Президента Республики и Правительства мы строим новое здание Прокуратуры Республики, которое будет украшением города. Если говорить об обеспечении жильем - только в 2004 году по договоренности с Президентом республики шести прокурорским работникам территориального звена предоставлены квартиры.

Поскольку наше интервью подходит к концу, хочу особо подчеркнуть следующее: то, чего добилась прокуратура республики в минувшем году, - это прежде всего заслуга ее кадрового состава. Высокие показатели достигнуты с помощью тех людей, которые долгое время проработали в системе прокуратуры Якутии. За это им большое спасибо.

СЫН ПОШЕЛ ПО СТОПАМ ОТЦА

- Давайте теперь поговорим о самом прокуроре республики. Расскажите немного о себе.

- Честно говоря, я не люблю рассказывать о себе. У меня самая обычная биография. Родился в г. Баку в семье инженеров - судостроителей. Видимо, в связи с тем, что жизнь нашей семьи была связана с морем, да и Баку - город моряков и нефтяников, я и поступил учиться в мореходное училище. После его окончания женился на своей однокласснице, которая в то время уже жила в Ростове-на-Дону. Распределился в Ростов, работал три года штурманом в Волго-Донском речном пароходстве, одновременно всей семьей учились: я - на юридическом факультете университета, жена - в медицинском институте. Обучаясь еще на четвертом курсе университета, я был принят на работу в органы прокуратуры, где и прошел все ступеньки - от стажера, помощника прокурора, следователя, начальника отдела, заместителя прокурора до прокурора республики. Сын пошел по моим стопам, сейчас учиться на втором курсе юридического факультета Ростовского государственного университета и мечтает работать в прокуратуре.

Елена КУЗЬМИНА

фото Эмиля Галецкого

«Новости Якутии» №16 2005 год

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
03.06.2005 23:55 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ