Аварийным причалом в Якутске займется прокуратура
Олекминчане сообщают о нефтяных пятнах на реке Лене
В Якутии зафиксировано 50 новых случаев заражения COVID
СВФУ – в числе 100 лучших вузов России!
Это решение властей поможет строительству Ленского моста?

То, что еще пять лет назад казалось нереальным, сегодня имеет практическое подтверждение того, что Россия идет упорно к своей абсолютно новой модели – политической, административной. И ничто этот процесс остановить уже не может.

ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТСТВА - ВПЕРЕДИ ЗАКАТ

РИА «Новости» 24 мая распространило актуальную статью своего политического обозревателя Юрия Филиппова - о дальнейшей судьбе института президентства в России. По мнению автора, вопрос о том, сколько президентов должно быть в демократическом федеративном государстве уже в самом ближайшем будущем станет одним из самых дискуссионных.

Подтверждением того может служить инициатива североосетинского парламента, отменяющего с 1 января 2006 года пост президента Северной Осетии и уже изменившего для этого республиканскую конституцию. Руководитель республиканского информационно-аналитического центра парламента Северной Осетии Фатима Хабалова сказала в интервью радиостанции «Эхо Москвы»: «Когда в стране много президентов и они, согласно Конституции своих субъектов, располагают такими же правами, как и президент всей страны, это вовсе не способствует укреплению вертикали власти».

По мнению большинства экспертов, инициатива североосетинского парламента «станет прологом к постепенной ликвидации института республиканских президентов в масштабах всей страны».

Кстати, президент Ингушетии Мурат Зязиков публично выступил с подобным предложением еще два года назад, а спикер Совета Федерации Сергей Миронов открыто заявил, что «в России должен быть один президент».

Юрий Филиппов в своей статье напоминает, что после выборов 12 июня 1991 года в стране появился не один, а сразу два российских президента. «Первым был президент России Борис Ельцин, вторым - Минтимер Шаймиев, президент Татарстана, суверенного государства в составе России, который руководит республикой и поныне, хотя уже не всенародно избран, а, по новому федеральному законодательству, наделен полномочиями высшего должностного лица республиканским законодательным собранием по представлению президента РФ. Вслед за Ельциным и Шаймиевым президенты в России могли появляться уже как грибы после дождя. Осенью того же года, например, президентом Чечни был избран Джохар Дудаев, который сразу же начал проводить в республике абсолютно независимую от Москвы политику».

Институт республиканских президентов в нашей стране, по мнению политического обозревателя, не является насущно необходимым. «В своих республиках президенты еще воспринимаются частью местных обывателей как носители государственного суверенитета и высшей власти. Однако, попадая в Москву, лоббируя свои проекты и выбивая под них финансы, они мгновенно преображаются в обычных региональных чиновников, хотя и высокого ранга. В столице часто просто не считают нужным помнить о таких тонкостях, как кто из 89 региональных руководителей президент, а кто просто глава субъекта РФ».

После того как были отменены всенародные выборы, а глав российских республик стали утверждать местные законодательные собрания по представлению президента России, «всерьез называть этих людей президентами можно только по инерции или из лести».

Сегодня, убежден Филиппов, у этой модели в России практически нет защитников, и появление их не предвидится. «Хотя бы потому, что, переставая называть себя президентами, меняя для этого внутреннее законодательство, главы республик не утрачивают никаких реальных властных полномочий - в том, что касается кадровых назначений или контроля над законодательным полем своих республик. Строго говоря, сегодня они не теряют уже даже и того, что когда-то было связано с реальным или мнимым республиканским суверенитетом - так, например, из Конституции той же Северной Осетии пункт о государственном суверенитете республики был вычеркнут еще пять лет назад».

НЕОЖИДОННОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ЛЕОНИДА ПОТАПОВА

25 мая «Центральная газета», издающаяся в Бурятии, сообщила, что Президент Бурятии Леонид Потапов поддерживает идею укрупнения регионов Восточной Сибири.

По его мнению, целесообразно объединиться пяти субъектам федерации - Иркутской области, Республике Бурятия, Усть-Ордынскому и Агинскому Бурятским автономным округам и Читинской области - в Байкальский край. «Такой крупный субъект федерации с населением около 6 млн. человек способен дать мощный импульс социально-экономическому развитию всех входящих в него территорий», - заявил в интервью корреспонденту «Российской газеты» Леонид Потапов. По его словам, кроме экономических интересов, только такое объединение решает проблемы бурятского этноса, который с 1937 года разделен на три национальных образования - два автономных округа и Республику Бурятия.

Принцип нарезки округов, существующий ныне, Леонид Потапов называл несовершенным еще в 2002 году, считая, что округа Российской Федерации должны отражать экономическую специализацию территорий и быть более дробными. Тогда же Президент Бурятии, продемонстрировав дальновидность опытного политика, как пишет «РГ», высказывал мнение о выделении Забайкалья в отдельный экономический район или объединения Бурятии, Якутии, Иркутской и Читинской областей - с точки зрения территориальной специализации.

СТРАУСИНАЯ ПОЗИЦИЯ

Тема объединения регионов в прессе стала уже обыденной. Как сообщают российские СМИ, поддержку у политиков находит объединение Камчатской области и Корякского округа. Под соответствующим документом в адрес президента страны поставили подписи губернаторы территорий Олег Кожемяко и Михаил Машковцев, главы законодательных собраний Нина Солодякова и Николай Токманцев.

Предполагается, что в результате объединения регион к 2010 году сможет добиться удвоения валового продукта в сравнении с 2002 годом. Единые социально-экономическая политика, транспортная система, системы социального обеспечения, образования и здравоохранения позволят добиться улучшения условий жизни населения обеих территорий. Планируется сформировать специальные фонды регионального развития и федеральный фонд софинансирования социальных расходов Камчатской области. После одобрения обращения будет создана инициативная группа по проведению референдума, который планируется назначить на 23 октября этого года. Проект обращения был принят большинством голосов в Наблюдательном совете по объединению Камчатки и Корякии и поддержан депутатскими корпусами обоих регионов.

Политикам Якутии хочется верить, что подобный процесс либо пройдет мимо республики, либо, если и захватит ее, то в далеком необозримом будущем. Но это обманчивое представление: объединение регионов, как большая река, началось с небольшого «источника» (объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии), сейчас уже похоже на небольшой ручеек – что будет дальше, совсем не трудно представить. Не видеть это в перспективе – все равно, что, подобно страусу, прятать от страха голову в песок.

Владимир ШЕСТАКОВ

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
04.06.2005 13:54 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ