Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 28-08-2017 11:19
URL публикации: https://www.1sn.ru/196144.html


Особенности навигации из Якутии на Чукотку

ИА SakhaNews. 25 августа речные суда Колымской судоходной компании начали перевозку топлива из Нижнеколымского района в село Анюйск Билибинского района Чукотского автономного округа.

Приняв топливо на рейде Зелёного Мыса с «Ленанефти-2054», первыми в рейс из Колымы на Анюй отправились СПН-723 (Алибек Гусейнов), ТР-75 (Михаил Костогруд) и СПН-713 (Левон Дзюба). СПН взяли всего по 350 тонн бензина, что чуть больше половины обычной загрузки.

Причиной тому – низкий уровень воды на Малом Анюе. А танкер ТР-75 отправился с полной загрузкой дизельного топлива только лишь потому, что было необходимо быстрее освободить «Ленанефть» для отправки в Певек за новой партией топлива.

Если судоходство на Колыме полностью обеспечено навигационной обстановкой и на берегах установлены створы, а на опасных участках самой реки – буи, то совсем иная ситуация на Анюе. На этой реке никаких створов нет.

«На Анюе лет 15-20 назад была навигационная обстановка, но в один прекрасный день её сняли, т.к. тогда руководство участка водных путей посчитало, что за обеспечение безопасного судоходства должна платить Колымская судоходная компания, - вспоминает события тех лет капитан танкера ТР-75 Михаил Костогруд. – Но если путейцам и должна была быть оплата, то это дело не КСК и региональных властей, а скорее федеральных инстанций».

Увы, тогда никто не заступился за Колымскую судоходную компанию. Буи сняли, створы поломали и в результате с той поры перевозки топлива, генеральных грузов и продовольствия осуществляются на свой страх и риск. Завезли – хорошо, а случись что – отвечать будет только капитан, поскольку он отвечает за судно, экипаж и груз. А ведь эти перевозки входят в программу северного завоза и являются жизненно необходимыми.

Изначально, отправляя ТР-75 в рейс, капитану была поставлена задача – дойти, куда позволит обстановка. Михаил Костогруд, как опытнейший капитан, трезво оценил ситуацию: «Лимитирующим для нас является 85-ый километр. Этот перекат составляет главную проблему, если мы увидим, что дальше пройти невозможно, то будем паузить (перегружать) часть топлива на СПН. Рисковать не надо, этот не тот случай, когда надо геройствовать».

Из Колымы зашли в Большой Анюй, перешли по Прорве на Малый Анюй, и встали на ночёвку. Нас обогнала другая «эспээнка», но и она через пару-тройку километров встала на якорь. Утро следующего дня встретило хорошей погодой. Двинулись дальше, местами задевая илистое дно. К полудню навстречу попалась СПН-723, которая уже спела разгрузиться в Анюйске, и отправилась в обратный путь.

Как и предполагалось, 85-ый километр Малого Анюя доставил большие неприятности. Сделав два десятка попыток, мы убедились, что речной танкер со своей осадкой здесь не пройдёт. Позже сделав промеры, мы убедились, что протяжённость мели 500 метров, далее воды было гораздо больше. Утром воскресного дня мы перекачали 200 тонн дизтоплива на СПН-713 и пошли в Анюйск.

Вечером того же дня я отправился на этой СПН в Черский. Капитан Левон Дзюба работает на Колыме 27 лет, и каждую навигацию бывая на Анюе, часто сталкивается с маловодностью этой реки. Он считает, что возобновление навигационного обслуживания на Анюе необходимо, ведь это дело государственной важности.

Алексей КУРИЛО.

п.Черский

Фото автора.