Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 02-11-2017 15:55
URL публикации: https://www.1sn.ru/200113.html


В Якутии отметили 75-летие авиатрассы Аляска-Сибирь

ИА SakhaNews. Перегоночная трасса Аляска-Сибирь в годы Великой Отечественной войны обеспечила поставку свыше 8 тысяч американских боевых самолетов на отечественный фронт. В четверг в Якутии научно-исторической конференцией "Воздушная трасса Фэрбенкс-Якутск-Красноярск и ее роль в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия)" отметили 75-летие воздушной трассы, сообщила пресс-служба главы и правительства региона.

"Через эту трассу на фронт было доставлено более 8 тысяч боевых самолетов. Их перегонка осуществлялась в особо сложных климатических и метеорологических условиях, вследствие чего было потеряно 42 боевых самолета", - цитирует ТАСС первого заместителя председателя правительства Якутии Алексея Колодезникова.

По словам Колодезникова, создание трассы стало мощной стартовой площадкой для развития авиации Якутии в послевоенные годы. После реформирования в 1946 году занимавшейся переброской самолетов авиадивизии, в распоряжении республики остались построенные аэропорты, 15 самолетов Си-47, подготовленный летный, инженерно-технический и другой персонал.

Трасса Аляска-Сибирь была открыта после заключения соглашения 11 июня 1942 года между СССР и США, согласно которому стороны договорились о поставках по ленд-лизу на фронт американских боевых самолетов. Государственный комитет обороны принял решение осуществлять поставки воздухом с Аляски через Чукотку, Якутию, Красноярск. Чтобы принять самолеты для фронта в Якутии в условиях сурового северного климата, при нехватке строительной техники и материалов, всего за 10 месяцев были построены 16 аэропортов. Это позволило уже в ноябре 1942 года начать приемку самолетов.

В 2015 году по легендарной трассе, чтобы восстановить исторические события, был организован перелет двух боевых самолетов Си-47. Под управлением смешанных российско-американских экипажей они пролетели из Канады до Аляски, а затем до Москвы, и приземлились в аэропорту Внуково, где базировалась знаменитая Краснознаменная первая перегоночная авиадивизия.