Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 26-04-2018 12:09
URL публикации: http://www.1sn.ru/209537.html


Зачем к аэропорту Якутска присоединять его главного должника?

ИA SakhaNews. Объединение АО «Аэропорт Якутск» и его стратегического партнёра и главного должника АК «Якутия», вопрос, который время от времени муссируется в РС(Я), чреват большими негативными последствиями, считает гендиректор аэропорта Николай Местников.

На долю АК «Якутия» приходится почти половина пассажиропотока в аэропорту столицы РС(Я). При этом, по данным 31 декабря 2017 года, дебиторская задолженность превышает 367 млн рублей, в том числе более 252 млн рублей (68,9%) составляют долги авиакомпании «Якутия».

«Объединение аэропорта и авиакомпании вызовет резкое недовольство других крупных авиакомпаний: «Аэрофлота», S7 Airlines и так далее. Они станут зависимыми от вновь созданной организации, которая будет являться их прямым конкурентом, – сказал Николай Местников. – Более того, объединение повлечет уход других авиакомпаний с рынка республики. И последствия будут весьма печальными. А мы заинтересованы в расширении маршрутных сетей и в привлечении авиакомпаний-партнеров».

По его словам, отсутствие альтернативных авиаперевозчиков снизит инвестиционную привлекательность Якутии. Ограниченный парк воздушных судов уменьшит мобильность населения и объемы перевозимых грузов авиатранспортом, в то время как 60% территории республики не имеет круглогодичного транспортного сообщения

«Вот и получается, что объединение аэропорта и авиакомпании крайне негативно скажется на состоянии рынка воздушных перевозок в республике, да и экономики в целом», – подчеркнул Николай Местников.

В Якутии уже есть печальный опыт слияния авиакомпании и аэропорта. Так, в 1993 году была создана Национальная авиакомпания (НАК) «Саха Авиа», в состав которой входили авиакомпания и аэропорты (филиалы: Якутский, Нерюнгринский, Нюрбинский, Батагайский, Жиганский, Тиксинский и Чокурдахский), напомнил Местников.

Непродолжительная деятельность НАК «Саха Авиа» привела к колоссальным убыткам, причиной возникновения которых являлись невозможность совместного функционирования авиакомпании и аэропортов в рыночных условиях, что в первую очередь связано с конфликтом интересов аэропортовой и авиационной деятельности. Так, по итогам 1995 года НАК «Саха Авиа» закончила с убытками 200 млрд рублей.

Ухудшение финансовой ситуации на предприятии привело к очередной большой реорганизации в авиации республики. В июне 1997 года указом президента Якутии из состава НАК «Саха Авиа» вывели авиакомпании «Вилюй» и «Полярные авиалинии». В октябре того же года распоряжением правительства республики из состава НАК «Саха Авиа» был выделен аэропорт Якутска. В последствии из ее состава вышла так же авиакомпания «Якутия». А в декабре 2011 года «Саха Авиа» была ликвидирована.

Причиной банкротства и разделения НАК «Саха Авиа» на аэропорты и авиакомпании стала крайняя неэффективность совместной экономической деятельности аэропортов и авиакомпаний.

Более того, примеров объединения в одном юридическом лице авиакомпании и аэропорта нет ни в одной стране мира. Зарубежные аэропорты не имеют права заниматься перевозками и иметь парк собственных воздушных судов.