Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 15-06-2005 13:04
URL публикации: http://www.1sn.ru/231.html


За сорок лет потребление нефти в Китае увеличилось в 25 раз

Перспективы развития нефтяного рынка



В последние десятилетия вне зависимости от конъюнктуры нефтяных цен на международных рынках в Китае происходит быстрый рост спроса на нефть и нефтепродукты. Одновременно быстрое увеличение потребления нефти именно в этой стране выступает фактором давления на рынок и повышения цен.

В предыдущем десятилетии потребление нефти в Китае выросло на 100 процентов против 20 процентов общемирового роста. В 2004 году Китай обеспечил 23 процента всего прироста мирового спроса на нефть. Расширение использования нефти возрастает, главным образом, за счет внутренних факторов - быстрый, преимущественно экстенсивный, экономический рост и увеличение численности населения. В перспективе Китай будет оставаться самым перспективным и быстрорастущим международным рынком.



В настоящее время свыше 70 процентов доказанных запасов нефти в Китае находится на севере и северо-востоке страны. Здесь расположены крупнейшие нефтегазоносные бассейны и месторождения: Сунляо (основное месторождение - Дацин) и Бохай (Ляохе, Шенли).



Освоение крупнейших нефтяных месторождений (Дацин, Шенли, Ляохе и др.) позволяло последние 50 лет практически непрерывно наращивать добычу нефти в стране. Однако в настоящее время эти месторождения перешли либо переходят в стадию падающей добычи, и для того, чтобы стабилизировать и увеличивать производство нефти, необходимо обеспечить расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В последние годы добыча нефти в Китае находится на уровне 165-170 млн тонн, что составляет около 4,5 процента от мирового показателя. Около половины всей добычи нефти в стране осуществляется на северо-востоке в провинциях Хэйлунцзян и Ляонин. В 2003 году добыча нефти в провинции Хэйлунцзян составила 60 млн тонн, в провинции Ляонин - 17 млн тонн.



Накопленная добыча нефти на крупнейшем в стране месторождении Дацин составляет в настоящее время более 1.8 млрд тонн. Месторождение введено в разработку еще в 1960 году, а в 1975 году было выведено на "полку" - более 50 млн тонн в год (1 млн баррелей в сутки). Однако с 2002 года объем производства начал снижаться. По итогам 2004 года этот показатель здесь составил 46.4 млн тонн. В ближайшие годы темпы сокращения добычи на этом месторождении могут составлять до 7 процентов в год.



При строительстве в России нефтепровода из Восточной Сибири к Тихому океану с отводом на Китай сооружение нефтепровода-отвода целесообразно именно в направлении Дацина, поскольку устойчивое снижение добычи при высоком уровне развития нефтеперерабатывающей и нефтетранспортной инфраструктуры на северо-востоке Китая обеспечивает надежность спроса на российскую нефть. Кроме того, протяженность маршрута из России минимальна относительно поставок из других регионов мира (расстояние транспортировки из Персидского залива на 10 тыс. км больше и предполагает перевалку в порту г. Далянь), что дает значительные конкурентные преимущества российским поставщикам.

Другое крупнейшее нефтяное месторождение северо-востока Китая - Ляохе пока еще не вышло на проектный уровень, поэтому здесь существует возможность увеличения добычи нефти.



На востоке Китая, в провинции Шаньдун, сформирован крупный нефтедобывающий район. Главное месторождение этого региона - Шенли. В 2003 году добыча нефти в этой провинции составила около 34 млн тонн (20 процентов от общего показателя по стране).



Еще один важный нефтедобывающий регион Китая - Синьцзян-Уйгурский автономный район (СУАР). Здесь расположены три крупных нефтегазоносных бассейна - Джунгарский (Карамай), Таримский, Турфан-Хами.



Четвертая часть всей площади перспективных на нефтегазоносность территорий и акваторий Китая приходится на континентальный шельф. В настоящее время добыча нефти в Китае на континентальном шельфе, главным образом в Южно-Китайском море и Бохайваньском заливе, составляет около 22 млн тонн.



Одним из перспективных источников добычи нефти в Китае является разработка месторождений, содержащих вязкую нефть. До 1980-х годов вязкая нефть в стране практически не добывалась, что было связано с отсутствием соответствующих технологий. Однако в условиях ограниченности сырьевой базы разработка высоковязкой нефти в Китае наряду с освоением капиталоемких проектов на шельфе страны становится одной из актуальных задач. В период 1985-2003 годов добыча вязких нефтей в Китае выросла более чем в 7 раз, с 1,8 млн тонн до 15,2 млн тонн. Такая нефть добывается, главным образом, в провинциях Ляонин и Шаньдун. Несмотря на значительную интенсификацию добычи вязкой нефти в Китае, запасы ее, также как и традиционных видов, ограничены и не позволят решить проблему обеспечения энергетической независимости.



Добычу нефти в Китае осуществляют, в основном, три государственные компании CNPC, PetroChina (дочерняя компания CNPC), Sinopec и CNOOC. Эти компании в различное время выделились как самостоятельные структуры из Министерства нефтяной промышленности Китая.



Рынок Китая - наиболее динамично развивающийся сегмент мирового рынка сырой нефти и нефтепродуктов. С 1965 года потребление нефти в этой стране увеличилось более чем в 25 раз, тогда как в мире в целом менее чем в два раза. В 1990-2004 годах годовое использование нефти в континентальном Китае возросло более чем в 2,8 раза, с 110 млн тонн до 310 млн тонн, при этом темпы прироста этого показателя в отдельные годы превышали 11 процентов. В целом за этот период среднегодовой прирост потребления нефтетоплива составил около 7 процентов. В 2002 году впервые потребление нефти в КНР превысило уровень Японии, таким образом, эта страна стала вторым в мире потребителем нефти после США



За период 1990-2004 годов реальный ВВП Китая увеличился более чем в три раза (что соответствует среднегодовому приросту 8,8 процентов). Рост экономики в этой стране в значительной мере обусловлен высоким уровнем инвестиций в основной капитал, в том числе, в развитие топливно-энергетического комплекса и инфрастуктуры.



Важнейший фактор роста спроса на нефть - это повышение уровня душевого потребления при дальнейшем росте численности населения, которая только за период 1990-2004 годов возросла более чем на 150 млн человек.



В Китае интенсивно развивается автомобильная промышленность. Количество моторных транспортных средств возросло с 1990 года более чем в три раза. К настоящему времени в КНР насчитывается 96,5 млн автомашин. В 2004 году производство автомобилей в КНР превысило 3 млн штук, что составляет четвертый показатель в мире после США, Японии и Германии. В настоящее время Китай рассматривается как один из самых перспективных в мире рынков автотранспорта, поэтому ведущие мировые автомобильные концерны активно размещают здесь свои производства. В стране действуют заводы Volkswagen AG, DaimlerChrysler AG. General Motors. Honda Motor, PSA Peugeot Citroen, Toyota Motor. Suzuki, Mazda и др.Ожидается, что к 2008 году в КНР будет ежегодно производиться более 6 млн автомобилей. Темп роста продаж автомобилей в Китае самый высокий в мире, что стимулирует быстрое увеличение спроса на нефтепродукты.



Строительство НПЗ в Китае не успевает за быстро возрастающим спросом, в результате в 2003 году впервые за последние 20 лет перерабатывающие мощности были меньше объема потребления нефтепродуктов. Одновременно увеличивается и уровень загрузки существующих мощностей, который в 2003 году составил 0,89. По сравнению с развитыми странами этот показатель относительно невелик - для примера: в США он составляет около 0,98. Часть НПЗ в Китае уже не соответствует современному технологическому уровню, поэтому там значительно повысить уровень загрузки не представляется возможным.



В настоящее время переработкой нефти в Китае занимаются компании Sinopec и PetroChina. Компания Sinорес - крупнейшая нефтеперерабатывающая корпорация в Китае, в 2003 году переработала 116.3 млн тонн сырой нефти. Объем переработки PetroChina составляет около 100 млн тонн год. Остальная нефть перерабатывается региональными компаниями Shanghai Petrochemical (нефтепереработка в Северо-Восточном Китае); Zhenhai Referining & Chem (нефтепереработка в Юго-Восточном Китае) и др.



Доля КНР в мировых перерабатывающих мощностях ниже, чем его доля в потреблении нефтепродуктов. Это отражает необходимость сооружения здесь новых НПЗ.



В Китае на протяжении последних десятилетий рост потребления нефти опережает рост ее добычи, что ведет к сокращению экспорта, наращиванию импортных поставок. Континентальный Китай с 1994 года является нетто-импортером нефти.



Более 40 процентов ввозимой нефти импортируется из стран Ближнего Востока, прежде всего из Омана. Саудовской Аравии и Ирана. Доля Австралии, Малайзии, Индонезии и других экспортеров нефти из Азиатско-Тихоокеанского региона составляет около 27 процентов. Кроме того, значительная доля поставок приходится на Нигерию - около 12,2 процентов.



В 2004 году поставки нефти из России составили 10,8 млн тонн, что позволило РФ занять четвертое место среди главных поставщиков нефти в КНР после Ирана, Саудовской Аравии и Омана.



Перспективы: В первые десятилетия XXI века Китай будет оставаться главным центром роста потребления и импорта нефти и нефтепродуктов в мире. Спрос будет увеличиваться в результате дальнейшего роста численности населения, быстрого развития отраслей экономики, прежде всего, промышленности и транспорта, повышения уровня жизни части населения. В условиях ограниченности собственных источников энергии и энергоносителей увеличение спроса на нефть будет сопровождаться ростом ее импорта.



Согласно прогнозу ИГНГ СО РАН добыча нефти в Китае в 2010 году составит 170-180 млн тонн, в 2020 году - 150-160 млн тонн, в 2030 году - 145-155 млн тонн.



В рамках прогноза ИГНГ СО РАН нетто-импорт нефти и нефтепродуктов в Китае к 2010 году достигнет 220-230 млн тонн в год, к 2020 году - 410-420 млн тонн, к 2030 году - 480-490 млн тонн. В сфере нефтепереработки Китая ожидается продолжение ориентации на увеличение собственного производства нефтепродуктов и повышение доли сырья в структуре импорта.



Перспективы России

Экспорт нефти из России в Китай с учетом поставок из Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции могут составить 60-70 млн тонн, что не превысит 15 процентов от объема потребления. Таким образом, удовлетворить в значительной мере потребности в нефти Китая российские компании не в состоянии, однако потерять рынок в случае промедления с развитием транспортной инфраструктуры возможно.



Решение вопроса о конкретных маршрутах прохождения трасс трубопроводов следует разделить на две составляющие. С одной стороны, необходимо обоснование переговорной позиции России при взаимодействии с азиатскими партнерами. С другой, нужна программа практических действий, исходящая из реальных возможностей организации новых систем нефтегазообеспечения.



При этом надо иметь в виду, что любая уступка рассматривается в Азии не как движение в направлении решения вопроса, а как плацдарм для требования следующей уступки. Поэтому необходимо однозначно заявить, что при формировании трасс трубопроводов приоритет будет отдан именно российским экономическим и геополитическим интересам.



Можно назвать три нефтепроводных проекта, которые рассматриваются в качестве первоочередных. Это трубопровод Юрубчено-Тохомская зона (ЮТЗ) - Пойма с подключением к транссибирскому магистральному нефтепроводу, а также две магистрали от Тайшета и Талакан-Верхнечонской зоны, сходящиеся в Усть-Куте, где предполагается строительство крупного нефтеналивного железнодорожного терминала. В результате будет сформирован новый канал для поставок в восточном направлении как западносибирской, так и восточносибирской нефти с использованием трассы БАМ.



После 2008 года по мере наращивания объемов добычи нефти в Восточной Сибири и Республике Саха(Якутия), уточнения сырьевых возможностей необходимо будет принять окончательное решение о маршруте строительства нефтепровода от Усть-Кута к российским дальневосточным портам с отводами на Китай.



До окончательного принятия решения о строительстве нефтепровода планируется дальнейшее наращивание объема поставок нефти в Китай по железной дороге. В конце декабря 2004 года ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и ОАО "НК "ЛУКОЙЛ" заключили соглашение о поставках нефти в Китай. По соглашению ЛУКОЙЛ в 2005 году должен предоставить для перевозки в китайском направлении 3 млн тонн нефти, а РЖД. в свою очередь, должна обеспечить саму перевозку и ремонт вагонов. В дальнейшем стороны планируют значительно увеличить объемы перевозимой в Китай нефти.

В целом экспорт нефти в Китай по железной дороге в 2005 году составит более 11 млн тонн, из которых 3,5 млн тонн поставит ЮКОС ("Томскнефть"), 4 млн тонн - "Роснефть" ("Юганскнефтегаз") и 3 млн тонн - ЛУКОЙЛ, 0,5-1,0 млн тонн - "Сибнефть". По сравнению с 2004 годом поставки российской нефти в Китай возрастут примерно на 67 процентов. Две трети всего объема планируется транспортировать через Забайкальск и одну треть - через Наушки.



В 2006 году по планам РЖД объем перевозок нефти в Китай составит не менее 15 млн тонн. К 2010 году поставки нефти российских компаний по железной дороге в КНР должны увеличиться до 20 млн тонн в год. По информации РЖД в перспективе возможно наращивание этого показателя до 30 млн тонн.



Сдерживающим фактором наращивания поставок по этому направлению являются железнодорожные тарифы. Однако, по информации РЖД. при возрастающих объемах транспортировки нефти через Забайкальск предусматривается возможность уменьшения тарифа с $72 за тонну до $30.

В настоящее время начато строительство нефтепровода Западный Казахстан - Западный Китай. Работы планируется провести в два этапа.

Поставки нефти в Китай с месторождений острова Сахалин, включая шельф, уже к 2010 году могут быть доведены до 8-10 млн тонн.



Стратегический резерв нефти

В связи с возрастающим импортом нефти и повышением цен на нефть на мировом рынке для обеспечения своей энергетической безопасности Китай ускоренно создает стратегический нефтяной резерв, который будет базироваться в Даляни, где расположен крупнейших нефтяной терминал. В 2004 году начато сооружение резервуарных мощностей емкостью 16 млн м3.



С позиции обеспечения нефтяной безопасности имеющийся план развития стратегических резервов далеко не достаточен. В дальнейшем национальный стратегический запас должен быть увеличен до объема 60-дневного потребления, то есть до примерно 50 млн тонн.



Завершение строительства запланировано на 2006-2008 годы. В дальнейшем к 2075 году планируется увеличить стратегические резервы нефти до среднего объема нефтяного импорта за 90 дней, прогнозируемого на предстоящий десятилетний период. Сооружение четырех стратегических нефтехранилищ поручено крупнейшим государственным нефтяным корпорациям КНР - Sinopec, CNPC и CNOOC.