Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 15-09-2019 11:25
URL публикации: http://www.1sn.ru/234163.html


«Железная изюминка» Южной Якутии

ИА SakhaNews. Несмотря на свою относительную молодость, Нерюнгри успел обзавестись десятками местных достопримечательностей, которые, возможно, в будущем могут стать своего рода туристическими фишками города.

Судьба памятников, как и судьба людей, складывается по-разному. Например, одним из первых памятников в молодом городе стал памятник первостроителям на пересечении проспекта Геологов и улицы Комсомольская. Это фигуры молодых мужчины и женщины в рабочих спецовках, а между ними - саженец дерева. Символика скульптуры прозрачна: молодая семья, начало новой жизни и строительство нового города. Место, где он стоит, выбрано не случайно. Именно здесь, в семи километрах от возникшего много лет назад посёлка Нирунгра (получившего позже название «старого города»), 15 июля 1975 года была спилена первая сосна. Здесь начиналось строительство нового города и его первой улицы, названной Комсомольской.

В то же время именно не случайно выбранное место памятника и стало его своего рода «проклятьем». Исторически сложилось так, что город, начавшись с «деревяшек» на Комсомольской, постепенно переместился наверх, на сопку, и деревяшки, как и сама улица Комсомольская, стали глухой окраиной. Памятник первостроителям оказался на отшибе, и сейчас о нем вспоминают только те, кто въезжает в город со стороны поселка Серебряный Бор.

В то же время можно сказать, что «место у входа» - самое козырное не только для людей, но и для памятников. Например, благодаря именно своему местоположению на въезде в Нерюнгри из аэропорта огромную известность получил «Петр Семенович» - скульптурная группа, посвящённая якутскому народному эпосу «Олонхо». В её центре на медвежьей шкуре — олонхосут, сказитель, повествующий о жизни и подвигах национального героя Нюргуна Боотура Стремительного. По обеим сторонам от него стоят девушки в якутских костюмах: одна держит в руках чорон, другая сопровождает рассказ игрой на хомусе. Памятник стал символом города Нерюнгри, он помещен на многие открытки, рекламные буклеты. И даже, несмотря на некоторые скандальные происшествия (как, например, появившаяся одно время нехорошая мода у молодоженов разбивать бутылки с шампанским об нос олонхосута), можно сказать, что у этого памятника счастливая судьба.

Тем, кому посчастливилось увидеть Нерюнгри с борта самолета (а лучше вертолета), знают, что город сверху еще красивее. И все его памятники видно прекрасно. Они рассыпаны по неровным сопкам и извилистым дорогам, словно бриллианты. Чтобы полюбоваться сразу на весь город, есть смотровая площадка на выезде из Нерюнгри к федеральной трассе, в сторону поселка Серебряный Бор. Там стоит зеленая металлическая елка с запертыми на ней замками любви, семьи и дружбы, которая незаметно, и даже в некоторой степени неожиданно, сама стала своего рода интересной местной достопримечательностью.

Смотровая площадка на трассе в сторону Серебряного Бора появилась как удобное место, чтобы попрощаться с городом по дороге в аэропорт. Характерно, что останавливаются здесь, как правило, те, кто выезжает из города. Когда мы едем из аэропорта в Нерюнгри, то задерживаемся на этом месте крайне редко, торопясь скорее спуститься и увидеть город вблизи.

На самом деле, самое удобное место на земле для обозрения города Нерюнгри, находится в другом месте. Проблема только в том, что добраться до него не так просто, как до смотровой площадки с железной ёлкой. Самый лучший панорамный обзор города Нерюнгри и одновременно - посёлков Беркакит и Серебряный Бор - открывается с вершины Лысой сопки за Беркакитом, в сторону от всех трасс. Добраться до этого места можно только по тропе. Пеший путь займет около 5-6 часов вместе с восхождением. Так что если хочется осмотреть наши местные достопримечательности в их полной красоте, необходимо достаточно свободного времени и определённая физическая подготовка.

Однако настоящий, массовый туризм в города привлекают не стандартные памятники, выполненные по принципу «Вон – мужик, а вон – дерево». Понятно, что мы ездим куда-нибудь не для того, чтобы увидеть очередного вождя, указывающего правильную дорогу, или какую-нибудь стандартную пятиконечную звезду, а что-нибудь оригинальное и необычное. Очень приятно констатировать, что такие оригинальные и необычные достопримечательности есть!

Недавно любопытной акцией с раскрашиванием БелАЗа в разные цвета напомнил о себе Технопарк, который, на мой взгляд, правильнее было бы называть Парком техники. Это действительно оригинальное сооружение, «железная изюминка» Нерюнгри, которой нет в других городах. Впрочем, не в каждом городе есть и такие мощные многотонные автосамосвалы и карьерные экскаваторы, которые представлены в этом парке списанной, но весьма любопытной, техники.

Все нерюнгринцы знают, что это такое. Достопримечательность представляет собой собрание списанной горнодобывающей техники, небольшой детский городок и зону отдыха. Вдоль дороги, ведущей к лыжной базе, выставлены образцы реально работающей техники местного угольного разреза. Здесь можно увидеть подземный комбайн, различные экскаваторы и самосвалы, тепловоз и автомобиль-углевоз, и даже самолёт. Всё - абсолютно настоящее.

Идея парка техники появилась в Нерюнгри 2010 году. Первыми инициаторами стали руководители так называемых «малых» угледобывающих предприятий Нерюнгринского района, которые обратились к жителям и руководителям местных предприятий и учреждений с призывом «поддержать план создания нового парка культуры и отдыха» за городом Нерюнгри, на территории, примыкающей к профилакторию «Горизонт» и горнолыжной базе. Обращение подписали тогдашние директора ООО «Долгучан» Антон Копейкин, ОАО «Малые разрезы» Анатолий Фирсов, ОАО УК «Нерюнгриуголь» Артем Лёвин и ООО СП «Эрчим-Тхан»" Юрий Фирюлин.

Впервые о новом парке в Нерюнгри было объявлено 15 сентября 2010 года на сессии депутатов районного совета. В то время - председатель городского совета Нерюнгри, директор автобазы технологического автотранспорта Виктор Станиловский рассказал своим районным коллегам об идее второго парка в Нерюнгри. Выбор места был связан с тем, что летом в профилактории «Горизонт» набираются сил и здоровья дети, и им было бы интересно проводить время в парке под присмотром взрослых. Знакомство с техникой, помимо познавательной и развивающей функции, несет своего рода «профориентационную» составляющую. Кстати, это пригодилось именно сегодня, когда стремительно растущим угледобывающим предприятиям Нерюнгринского района потребовались сотни и даже тысячи новых специалистов.

Оригинальная идея была поддержана и руководителями, и жителями Нерюнгринского района. Достаточно быстро аэропорт Нерюнгри доставил в парк техники списанный, но вполне презентабельный самолет ЯК-40. «Якутуголь» стал доставлять автомобили «БелАЗ» различных модификаций.

В первое время хотели построить там военный городок, вели переговоры с военными частями Амурской области о предоставлении для нового нерюнгринского парка танка, бронетранспортера и другой военной техники. Но позже от идеи милитаризации в этом парке отказались – возможно, и к лучшему.

Главное достижение организаторов парка в том, что им удалось не превратить его в обыкновенную свалку списанной ржавой техники, а сделать действительно интересный музей под открытым небом. На каждом огромном экспонате помещена табличка с историей данного конкретного самосвала или экскаватора. Читать это очень интересно, потому что за каждой такой табличкой – история и нашего города и района, разреза и автобазы технологического автотранспорта.

Вот, например, карьерный самосвал БелАЗ 75145. Гаражный номер 2057. Изготовлен Белорусским автомобильным заводом в Жодино в 2002 году. Введен в эксплуатацию в июне 2002 года. За десять лет работы в автобазе технологического автотранспорта пробег этой могучей машины составил 868 752 километра (вдумайтесь: почти миллион километров!) Наработка – 63 258 метров в час. Эксплуатировался экипажем в составе Виктора Шевченко, Романа Кичула, Андрея Богомолова и Михаила Новикова.

Рядом - карьерный самосвал БелАЗ 75306. Гаражный номер 137. Изготовлен Белорусским автомобильным заводом в Жодино в 2003 году. Предназначен для транспортировки горной массы на открытых разработках полезных ископаемых. Введен в эксплуатацию в марте 2004 года. За время работы в автобазе технологического автотранспорта – с 2004 до 2011 года - пробег машины составил 853 тысячи километров. Наработка – 38 783 метров в час. Объем перевозок горной массы – 13,226 млн тонн. Эксплуатировался экипажем в составе Юрия Тебенькова, Сергея Светличного, Сергея Коновалова и Валерия Моисеева.

Автопоезд-углевоз БелАЗ 7420-9590. Гаражный номер 252. Изготовлен Белорусским автомобильным заводом в Жодино в 1981 году. Предназначен для перевозки угля и других горных пород, сыпучих материалов. Введен в эксплуатацию 24 марта 1981 года. За время работы в автобазе технологического автотранспорта – с 1981 до 1989 года - пробег составил 536 852 километра. Наработка – 35 641 метр в час. Эксплуатировался экипажем в составе Василия Пермякова, Михаила Назаркевича, Виктора Иващенко и Леонида Антипова.

И так – по каждой машине.

Конечно, до сих пор содержание и организация работы парка под открытым небом сталкивается с определенными финансовыми и организационными трудностями. Поначалу власти города загорелись идеей развития этого парка до полноценного комплексного сооружения. В ноябре 2010 года в честь 35-летия Нерюнгри здесь заложили аллею первостроителей города. Предполагалось, что в новом парке появится не только аллея первостроителей, но и площадки детского отдыха, аттракционы, кафе, игровые комплексы, спортивные площадки, детские карусели, тир, кафе. Сделать это городским властям не удалось - акцент был перемещен на парк имени Чиряева. Что касается проката лыж и горнолыжного спуска, спортивная база прекрасно работает, и в этом плане Нерюнгринская районная администрация все свои обещания выполнила.

На днях, когда в Нерюнгринском районе отмечался День шахтера, парк техники напомнил о себе оригинальной и любопытной акцией. В рамках республиканского фестиваля современной культуры «Лето Якутия» две сестры, художницы Ирина и Елена Лебедевы расписали один из представленных в парке техники сравнительно небольших автомобилей БелАЗ пестрыми красками, весьма продуманно и обоснованно. На расписанном БелАЗе - не просто выполнен абстрактный рисунок, как может сложиться впечатление с первого взгляда, а изображены все детали герба Нерюнгринского района – сэргэ, хариусы, чорон. Так что ничего случайного.

При этом зрителям с земли видно далеко не все. Автосамосвал получился с тайной изюминкой. Если посмотреть на кузов БелАЗа сверху, оттуда открывается огромное сердце - размером почти с сам кузов – три на четыре метра. Говорят, что это сердце в самосвале теперь видно с Google карт, с самолета и квадрокоптера.

Когда взлетим - посмотрим.

Олег СОЛОДУХИН.

г.Нерюнгри.

Фото автора.