Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 23-04-2020 20:16
URL публикации: http://www.1sn.ru/244754.html


Траты россиян сократились на 90 процентов

ИА SakhaNews. На фоне пандемии коронавируса россияне сократили потребление 90 процентов товаров и услуг и твердо намерены уменьшать траты еще минимум полгода, сообщает THE BELL. Восстановление прежнего уровня продаж займет не менее трех лет.

Расходы на бакалею планируют снизить 15 процентов респондентов, на мороженые продукты и консервы — 16 процентов, на алкоголь — 28 процентов. На одежде и обуви будут экономить 19–37 процентов респондентов в зависимости от категории. 25 процентов потребителей сократят расходы на ювелирные изделия, 29 процентов — на парфюмерию, 34 процента — на мебель и предметы интерьера, 35–37 процентов — на электронику и бытовую технику. На доставке еды планируют экономить 34 процента опрошенных. Траты на досуг в ближайшие полгода минимизируют 51 процент респондентов.

В ритейле худшие перспективы у торговых центров (там сократят расходы 47 процентов опрошенных), но у заведений уличной торговли они немногим лучше (40 процентов). Единственные светлые пятна — расходы на свежие продукты (из-за того, что большинство россиян готовят дома), коммунальные услуги, интернет и связь, безрецептурные лекарства и онлайн-видеосервисы.

«Двухмесячный карантин съедает последние запасы денег, люди уходят в долги, никакого настроения и возможности тратить нет. Чем дольше будет карантин, тем хуже будет всем в непродуктовом ритейле», — считает президент сети Baon Илья Ярошенко. Сеть Finn Flare считает оптимистичным сценарием снижение выручки на 40 процентов, пессимистичным – на 50 процентов.

Восстановление потребительского спроса можно обоснованно прогнозировать только тогда, когда начнут расти располагаемые доходы, а это в лучшем случае вторая половина 2021 года, считает старший аналитик BCS Global Markets Дмитрий Скрябин.

Динамика восстановления будет зависеть от развития эпидемии, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова: люди напуганы, даже при наличии ресурсов они будут вести себя осторожно и не выходить лишний раз в магазин. Многое определят настроения предпринимателей и динамика восстановления. Если компании увидят, что потребитель готов к ним вернуться, то будут его ждать.

Полного восстановления спроса следует ждать не ранее чем через три года, считает президент Finn Flare Ксения Рясова. Илья Ярошенко при этом не думает, что прежний спрос восстановится в принципе, потому что поведение людей уже изменилось: «столько одежды, сколько у нас сейчас, уже точно не понадобится».