Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 19-05-2020 06:20
URL публикации: http://www.1sn.ru/245989.html


Незавершенные объекты строительства в Якутии. Кто виноват?

14 мая на портале SakhaNews была опубликована статья «Проверка Счётной палаты Якутии стала «приговором» для министра». Бывший министр строительства Павел Аргунов (сейчас он возглавляет управление государственного строительного и жилищного надзора Якутии) не согласился с некоторыми выводами, как Счетной палаты, так и автора статьи. Мы предоставляем ему возможность высказать собственную точку зрения на ситуацию с незавершенными объектами и расставить в этой истории свои акценты.

На мой взгляд, выводы были сделаны слишком поспешно, без учета особенностей формирования расходной части инвестиционной программы РС(Я).

Так, в первом абзаце указано, что «Павел Аргунов показал свою полную несостоятельность как руководитель отраслевого министерства». Скорее всего, данное умозаключение сделано на основании следующих замечаний Счетной палаты:

"1. Основная причина приостановления строительства – отсутствие финансового обеспечения. С наибольшим объемом затрат в составе указанных объектов числятся: объект «Строительство мини-ТЭЦ в п.Зырянка Верхнеколымский район» - 1 166 047,6 тыс. рублей; «Школа на 275 учащихся в п.Чокурдах Аллаиховского улуса» - 258 939,5 тыс. рублей; «ВЛ-220 кВ Мирный-Сунтар-Нюрба 3 пусковой» - 100 879,3 тыс. рублей.

2. В нарушение принципа эффективного использования бюджетных средств, установленного ст.34 Бюджетного кодекса РФ, произведены неэффективные расходы на сумму 2 532 480,5 тыс. рублей, выразившиеся: в образовании невостребованных для дальнейшей реализации 31 объекта (ПИР) - 726 319,2 тыс. рублей; в росте количества приостановленных строительством объектов до 13 ед. на сумму 1 806 161,3 тыс. рублей и, как следствие, возникновении рисков утраты бюджетных средств.

3. В Минстрое РС(Я) не в полной мере организована системная работа, направленная на решение задачи сокращения объема и количества ОНС".

Как же и по какому механизму формируется бюджет республики и инвестиционная его часть?

Есть порядок формирования и реализации Инвестиционной программы РС(Я), утвержденный постановлением Правительства республики от 18 июля 2011 г., номер 306, действовавший на период, охваченный проверкой. Пунктом 1.4 порядка установлено, что "формирование проекта Инвестиционной программы осуществляется Министерством экономики Республики Саха (Якутия) на основе перечня объектов и направлений государственных программ Республики Саха (Якутия) исходя из основных параметров прогноза социально-экономического развития и перспективного финансового плана Республики Саха (Якутия) в сроки, устанавливаемые Правительством Республики Саха (Якутия) для разработки проекта закона Республики Саха (Якутия) о государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год и плановый период".

Согласно пункту 2.1. Государственные заказчики и Министерство экономики Республики Саха (Якутия) ежегодно формируют общую потребность в расходах Инвестиционной программы за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на период трех лет на основе перечня объектов и направлений государственных программ Республики Саха (Якутия).

Объект «Строительство мини-ТЭЦ в п.Зырянка Верхнеколымский район» строился по линии Министерства ЖКХиЭ РС(Я) в рамках Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики» для использования углей зырянского угольного разреза. Заказчиком выступало ГКУ ДРСО. Финансирование осуществлялось в период с 2007 по 2015 годы. Впоследствии объект был заморожен и в 2018 году передан ГКУ СГЗ в связи с присоединением ГКУ ДРСО. Вопрос о дальнейшем финансировании государственным заказчиком программы - Министерством ЖКХиЭ РС(Я) - в 2019-2020 годах не ставился.

Объект «Школа на 275 учащихся в п.Чокурдах Аллаиховского улуса» строится с 2014 года. В связи с труднодоступностью и недостаточностью средств инвестиционной программы строительство приостанавливалось. В ходе подготовки заявок на финансирование Инвестиционной программы РС(Я) на 2020 год по данному объекту от Минстроя были направлены соответствующие заявки, в связи с чем средства на продолжение строительства были выделены - 446 млн рублей, с вводом объекта в 2021 году. На сегодня заключен контракт с ООО «Сахастрой 2002», часть материалов направлена автозимником, строительные работы начаты.

Объект «ВЛ-220 кВ Мирный-Сунтар-Нюрба 3 пусковой» строился по линии Министерства ЖКХиЭ РС(Я) в рамках Государственной программы Республики Саха (Якутия) «Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами и развитие электроэнергетики». Заказчиком выступало ГКУ ДРСО. Впоследствии объект был заморожен и в 2018 году передан ГКУ СГЗ в связи с присоединением ГКУ ДРСО. Вопрос о дальнейшем финансировании государственным заказчиком программы - Министерством ЖКХиЭ РС(Я) - в 2019-2020 годах не ставился.

Что касается разработанной проектно-сметной документации 31-го объекта на общую сумму 726,3 млн рублей, то это объекты, ПИР которых проводились, начиная с 2002 года. Часть объектов не актуальна, часть в связи с изменениями требований нуждается в полной переработке. В связи с этим строительство объектов по данным проектам не представляется возможным. В настоящее время при разработке ПСД объектов Минстрой совместно с Минэкономики подходят с точки зрения наличия финансирования в ближайшие годы на само строительство, чтобы не проектировать «на полку».

Павел АРГУНОВ.

PS. Трудно не согласиться с доводами Павла Аргунова: ответственность за незавершенное строительство несут многие, в том числе и заказчики, которые, как в наших случаях Министерство ЖКХиЭ РС(Я), не только не добиваются финансировании своих незавершенных объектов, но даже не ставят этот вопрос перед вышестоящими органами.

Но проблема ведь не ограничивается только этими объектами. Нынешний премьер-министр Михаил Мишустин требует от регионов вплотную заняться незавершенкой, она по всей стране уже представляет собой критическую массу.

Давно сложилась порочная практика, когда уже начавшееся строительство объекта вдруг замораживается по причине отсутствия средств, но они тут же волшебным образом находятся на строительство другого объекта. Сколько их, незавершенных, по всей республике? Многие, без сомнения, уже изрядно пострадали - и от времени, и от мародеров, другие морально устарели, и их строительство уже, возможно, нет смысла возобновлять. А ведь это означает, что миллионы рублей фактически просто зарыты в землю.

Хочется верить, что школу в Чокурдахе все-таки построят и сдадут в эксплуатацию в следующем году, а не через пять лет, а то и дольше. Что же касается мини-ТЭЦ в п.Зырянка и объекта «ВЛ-220 кВ Мирный-Сунтар-Нюрба 3 пусковой», то здесь, как говорится, пока даже света в конце туннеля не видно.