Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 22-05-2020 16:25
URL публикации: http://www.1sn.ru/246147.html


Об обеспечении доступа инвалидов к объектам инфраструктуры

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России определяет Федеральный закон от 24.11.1995 г. номер 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Целью её является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно ст.9 названного Федерального закона, предусматривается использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

В соответствии со ст.15 Федерального закона, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации, независимо от их организационно-правовых форм, обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Под социальной инфраструктурой понимается созданная человеком система городского или сельского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения населения. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания.

Согласно ст.9 Конвенции о правах инвалидов от 13.12.2006., меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.

Подчеркнём, что обязанность обеспечить доступ инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур возложена не только на государственные органы и органы местного самоуправления, но и на организации, вне зависимости от форм собственности, в связи с чем здания магазинов, точек общепита, здания учреждений культуры, банки и иные общественные здания должны иметь пандусы, иные подъёмные устройства либо иным образом обеспечивать доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения к объекту. Отсутствие беспрепятственного доступа к указанным объектам нарушает права граждан с ограниченными возможностями здоровья на свободу передвижения, гарантируемую Конституцией РФ, а также на получение необходимых услуг.

В ходе прокурорской проверки ПО «Прогресс» в Таттинском районе было установлено, что магазин не имеет ни пандуса, ни иного подъёмного устройства, кроме того, нет кнопки вызова персонала для обеспечения доступа инвалидов и маломобильных групп населения в здание. В связи с этим прокуратура района внесла соответствующее представление, а также возбудила дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.13 КоАП РФ (Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур). В результате мер прокурорского реагирования нарушения были устранены, должностное лицо – привлечено к административной ответственности.

А.СИВЦЕВ,

заместитель прокурора Таттинского района.