Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 26-07-2020 16:03
URL публикации: https://www.1sn.ru/249156.html


Именем Юрия Кайдышева назовут теплоход

7 августа исполнится 80 лет со дня рождения известного государственного деятеля, Председателя Правительства Якутии (1994-1997 гг.), министра внутренних дел Якутской АССР (1986-1988 гг.), президента акционерной судоходной компании ЛОРП (1993-1994 гг.) Юрия Кайдышева. Его именем назовут первый теплоход, который будет построен на Жатайской судоверфи.

Правительством РС(Я), министерством транспорта и дорожного хозяйства РС(Я), администрациями «Город Якутск» и «Город Ленск», ПАО «ЛОРП», рядом министерств и ведомств запланированы торжественные мероприятия к памятной дате.

Напомним, что ПАО «Ленское объединенное речное пароходство» установило в п.Жатай, на аллее Ленских речников, памятный камень в честь Юрия Васильевича Кайдышева. Здесь, в Жатае, прошло его становление как личности, от механика на буксире-плотоводе до директора предприятия.

Именно Жатай послужил для Юрия Васильевича школой управленческого опыта, стартовой площадкой для высоких должностей в правительстве, в Верховном Совете республики, в Ленском речном пароходстве. В составе правительственной комиссии юбилейных мероприятий - генеральный директор ПАО «ЛОРП» Сергей Ларионов.

"Мы гордимся, что такая выдающаяся личность государственного масштаба, как Юрий Васильевич Кайдышев, получил закалку в трудовом коллективе Ленских речников, - говорит С.А.Ларионов. – Между должностями механика и премьера была долгая и целенаправленная работа на флоте и береговых подразделений. Именно эти годы сформировали из молодого специалиста крупного руководителя и организатора.

Ленский флот времен управления Юрия Васильевича обеспечивал завоз нескольких миллионов тонн грузов для республики, решая важнейшую задачу её жизнеобеспечения. Это огромнейшая ответственность. Мы ставим его в один ряд с такими руководителями пароходства, как Павел Никандрович Иванов, Василий Максимович Дубровский, Владислав Александрович Минеев, которые сделали экономический «прорыв» в истории становления и развития нашего предприятия.

Мы продолжаем сложившуюся традицию Ленского пароходства – хранить память о наших ветеранах. В июле 2015 года на аллее Ленских речников в Жатае мы открыли памятный камень Ю.В.Кайдышеву, в этом году установим памятную доску на доме в Якутске по ул.Ярославского, 17, где жил Юрий Васильевич, и первый теплоход, который будет построен на Жатайской судоверфи, назовем «Юрий Кайдышев».

Ю.В.Кайдышев родился в Бодайбо Иркутской области. Его отец Василий Федорович Кайдышев в 1942 году ушел на фронт, а в январе 1943 года погиб под Сталинградом. Мать Анна Ильинична Литвинова одна воспитывала детей – Юрия и его старшую сестру Раису. После окончания Бодайбинской средней школы, Юрий Кайдышев уехал в Якутск. В 1959 году окончил Якутское речное училище, в 1966 году - Новосибирский институт водного транспорта, в 1984 году - Хабаровскую Высшую партийную школу. Очень быстро зарекомендовал себя, был выдвинут на руководящую работу.

Из воспоминаний Ю.В.Кайдышева в книге «Фарватер судьбы»:

«Вручая нам, выпускникам-механикам, дипломы об окончании ЯРУ, председатель Госкомиссии Иван Александрович Дмитриев рассказал о происходящем в пароходстве перевооружении флота – нас ожидала интересная работа на новых теплоходах, с учетом предстоящего массового поступления дизельного флота. Я тогда и предположить не мог, что судьба свяжет меня с этим внушающим доверие, интеллигентным человеком на долгие годы.

В подтверждении слов главного инженера уже в этом же году Северным морским путем пришли первые пять чешских буксиров (Ч-800), на которые многие из нас были направлены работать. На следующий год подошли еще 10 таких теплоходов.

Проработав одну навигацию в должности первого помощника механика на теплоходе «Вайгач», меня, двадцатилетнего, в 1961 году назначают старшим механиком на теплоход «Ямал». Минуло три навигации, и в 1963 году я поступил в НИИВТ на заочное отделение и, чтобы побыстрее закончить учебу, вынужден был сойти на береговую работу. Это был оправданный шаг, так как уже 13 мая 1966 года в Новосибирске я защитил диплом инженера-механика.

После полугодового перерыва я вернулся на завод начальником судоремонтного цеха. Завод был перегружен навигационным ремонтом, и мне часто приходилось общаться с главным инженером пароходства. По инициативе Ивана Александровича в январе 1967 года я был назначен главным инженером в Пеледуйскую РЭБ флота.

Предприятие тогда возглавлял Тимофей Кириллович Лапеко – человек неординарный, целеустремленный и напористый. До назначения в Пеледуй он работал капитаном, затем старшим диспетчером в управлении пароходства. РЭБ работала стабильно, высокорентабельно, кроме судоремонта имела лесозаготовки, сохранив после деревянного судостроения технологию лесопиления и деревообработки для производства стандартных двухквартирных жилых домов, которые являлись номенклатурой Госплана СССР и, соответственно, им и распределялись. Имелся кирпичный завод, который производил до 1 миллиона штук кирпича в год, чего хватало на собственные потребности, излишки же реализовывались. Предприятие ежеквартально занимало передовые места, руководитель заслуженно пользовался авторитетом и поддержкой начальника пароходства П.Н.Иванова.

В управлении пароходства в это время создается служба промышленных предприятий (СПП), ранее её функции выполнялись службой судового хозяйства. В июне 1968 года меня пригласил в Якутск начальник пароходства П.Н.Иванов. Он дал положительную оценку работы предприятия и сказал, что новая служба будет отвечать за работу и развитие всех промышленных предприятий, включая судоверфи, так как необходимо наращивать объемы судостроения, повышать эффективность и нести полную ответственность за экономические и финансовые результаты работы предприятий. Чтобы поднять авторитет службы, ее начальник будет одновременно являться заместителем главного инженера пароходства. И что на эту должность И.А.Дмитриев рекомендует меня.

Для меня такое предложение было полной неожиданностью, но я не мог отказаться, так как давно мечтал работать рядом с Иваном Александровичем. Через несколько дней я уже был на новой работе.

Мне повезло, что предприятие в те годы возглавляли опытные руководители: А.И.Керосинский, В.Я.Андрюшкин, А.В.Горбачевский, И.И.Кислицин, В.Н.Смердов, В.М.Евдокимов, Т.К.Лапеко, В.И.Чередниченко. Все они хорошо знали собственное производство, пользовались уважением в своих коллективах. Создание службы они оценили положительно и всячески поддерживали меня. Это были замечательные люди, это было интересное время».

Подготовлено пресс-службой ПАО «ЛОРП».

На фото: (слева направо) Герой Социалистического труда, ветеран Ленского пароходства М.Ф.Спиридонов и генеральный директор ПАО ЛОРП С.А.Ларионов на открытии памятного камня Ю.В.Кайдышеву на аллее Ленских речников в п.Жатай (июнь 2015 года); Ю.В.Кайдышев в музее речников в ЯРУ; главный инженер Колымо-Индигирского пароходства И.А.Водопьянов, главный инженер Ленского пароходства И.А.Дмитриев, Ю.В.Кайдышев в командировке в Москве (1982 год).

Справка:

Кайдышев Юрий Васильевич родился 7 августа 1940 г. в г.Бодайбо Иркутской области. Умер на 71-м году жизни 22 мая 2011 года в Москве.

В 1959 г. окончил Якутское речное училище, в 1966 г. - Новосибирский институт водного транспорта, в 1984 г. - Хабаровскую Высшую партийную школу.

1959 - 1964 гг. – механик Жатайского судоремонтного завода;

1964 - 1967 гг. – начальник судоремонтного цеха Жатайского судоремонтного завода;

1967 - 1968 гг. – главный инженер Пеледуйской ремонтно-эксплуатационной базы;

1968 - 1974 гг. – начальник службы промышленных предприятий Ленского объединенного речного пароходства;

1974 - 1979 гг. – директор Жатайского судоремонтно-строительного завода;

1979 - 1986 гг. – заместитель Председателя Совета Министров Якутской АССР;

1986 - 1988 гг. – министр внутренних дел ЯАССР;

1988 - 1993 гг. – начальник службы МВД Республики Саха (Якутия);

1993 - 1994 гг. – президент акционерной компании «Ленское объединенное речное пароходство»;

декабрь 1994 – январь 1997 гг. – Председатель Правительства Республики Саха (Якутия).

Избирался народным депутатом Верховного Совета ЯАССР (с 1979 г.), депутатом Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) первого созыва.

Заслуженный работник народного хозяйства Республики Саха (Якутия), Заслуженный работник транспорта Российской Федерации, почетный гражданин Ленского района и города Якутска.

Награжден орденом «Знак Почета».