Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 27-08-2010 15:06
URL публикации: http://www.1sn.ru/42024.html


Макар Яковлев: Возможно, когда-нибудь Якутия объединится с Магаданской областью и Чукоткой

ИА SakhaNews. Профессор СВФУ, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Макар Яковлев не исключает вероятности того, что в будущем Якутия может быть объединена с Магаданской областью и Чукоткой. Такова логика происходящих в стране процессов.

В интервью корреспонденту газеты «Наше время» Евгению Боженко профессор Яковлев (в прошлом он был депутатом Верховного Совета РСФСР и Госсобрания Якутии, заместителем руководителя администрации первого президента республики Михаила Николаева, а затем и его помощником) высказал свою точку зрения по ряду актуальных вопросов современной России.

Внести изменения в Конституцию республики нашим депутатам придется

«Почему развалился Советский Союз? Причина этого в сверхцентрализации власти и управления. Сейчас наша страна вновь идет по этому пути. Вопрос в том, как далеко она зайдет. В принципе не важно, как будет называться высшее должностное лицо региона – президент, губернатор или глава республики, важны полномочия и функциональные возможности этого лица.

В 1999 году был принят Федеральный закон об Общих принципах организации органов власти субъектов РФ». Согласно этому документу высшее должностное лицо в республике именовалось президентом. Сейчас ситуация изменилась, следовательно, изменится и название, вероятнее всего, на главу республики. Главное, чтобы не изменилось содержание. Хотя внести изменения в Конституцию республики нашим депутатам придется.

Упразднение термина «президент» в отношении руководителей республик - шаг со стороны федерального центра вполне ожидаемый. Наверное, и с Егором Афанасьевичем перед его утверждением в должности разговор в Москве на эту тему был. Следующим шагом станет унификация названия парламентов субъектов, что тоже потребует изменения основного закона. Но дело, еще раз подчеркиваю, опять же не в названии, а в сохранении функций и полномочий.

Москва абсолютно не доверяет регионам

«Не только шериф, генеральный прокурор в США - тоже выборная должность. Он избирается населением, а потому независим. У нас прокуроры назначаемы, а потому зависимы от своего непосредственного руководства. Вот они издержки излишней централизации.

Более того, под видом борьбы с местечковой клановостью, прокурорами субъектов стали назначаться «варяги», а ведь эти люди не только сами не знают местной специфики, но и приводят свои команды. У нас в республиканской прокуратуре 17 человек из Хабаровска, они ведь не дают расти местным кадрам. Что, в Якутии нет своих юристов?

Москва абсолютно не доверяет регионам. Документ о назначении судьи, например, в Анабарском улусе подписывает лично Дмитрий Медведев».

Управлять назначенцем гораздо удобнее

«Выборность – это непредсказуемость. Вспомните, какие отношения были у Штырова и Михальчука. А управлять назначенцем гораздо удобнее. Но именно здесь и скрыта опасность. Ведь если бы назначение осуществлялось исключительно по бъективным признакам, исходя из деловых и профессиональных качеств потенциального чиновника, то такое назначение можно было бы только приветствовать уже за то, что оно экономит массу затрат, связанных с проведением выборов. Но практика показывает, что в большинстве случаев определяющим качеством является лояльность назначенца, а не его способности».

С коррупцией нельзя бороться по разнарядке

«Сегодня в Москве концентрируются 85 процентов всех финансовых потоков. А, например, в Пекине – лишь 10 процентов.

Президент России объявляет борьбу с коррупцией приоритетным направлением своей политики, а потом признает поражение. Почему? Потому что закон о борьбе с коррупцией несостоятелен и даже откровенно слаб. Он обязывает чиновников публиковать декларации о доходах, но не обязывает объяснять происхождение дохода и не определяет никакого контролирующего органа. Он не дает четкого определения коррупции, поэтому за коробку конфет и бутылку шампанского можно сесть в тюрьму, а проворовавшийся чиновник просто перейдет на другую работу.

Одновременно федеральное законодательство запрещает заниматься предпринимательской деятельностью чиновникам категории «б» (среднее звено), но не запрещает делать это чиновникам категории «а» (от министра и выше)».

«Наш закон – это калька с закона федерального. В республике есть соответствующая комиссия, но состоит она из чиновников, то есть из представителей той среды, в которой и следует проводить проверки. А такая структура должна быть общественной, состоять из известных людей, пользующихся незыблемым авторитетом в обществе, к мнению которых прислушаются, она должна создаваться указом президента и обладать серьезными полномочиями. В каждом ведомстве сформировано свое антикоррупционное подразделение, с которого начальство требует показатели, потому что само должно отчитаться по выполнению плана, спущенного из Москвы. Но разве так можно бороться с коррупцией?»

«В России нет нормальной, принятой во всем мире системы, когда на политическом поле конкурируют несколько равносильных партий. Есть «Единая Россия», в которую должен вступить каждый чиновник и выполнять распоряжения вышестоящего чиновника. Чрезмерная централизация власти, в конце концов, стала причиной распада Советского Союза. Россия не должна совершить такую ошибку».