Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 11-04-2006 14:24
URL публикации: http://www.1sn.ru/5157.html


Зампред Артур Алексеев посоветовал дорожникам потуже затянуть пояса

Вчера состоялось совещание руководителей дорожных предприятий, на котором были рассмотрены итоги 2005 года и намечены планы на 2006-й. Нынешний год должен стать своеобразной «передышкой» для дорожных строителей, видимо, «уставших» от больших финансовых вливаний в году минувшем.

«Пауза» на дорогах

Участие в совещании принял зампред Артур Алексеев, курирующий в правительстве РС(Я) сферу транспорта. Свое выступление Артур Николаевич начал с «за здравия». По его словам, в минувшем году руководству республики впервые удалось вложить в головы федеральных чиновников мысль о том, что в транспортную схему, особенно на Севере, нужно вкладывать средства в первую очередь, иначе ни о каком социально-экономическом развитии говорить не придется, тем более - об удвоении ВВП.

«С 2001 года мы убеждали и доказывали необходимость строительства опорной сети республиканских автодорог и ЖД до Якутска. Скептиков было достаточно». Федералов удалось убедить потратить деньги на строительство «железки», причем не только до Кердема, но и до Якутска, сразу с авто-железнодорожным мостом. Из федерального бюджета были выделены деньги и на реконструкцию дороги «Вилюй» (как продолжение федеральной автотрассы «Колыма») и на ликвидацию грунтовых разрывов на самой колымской трассе.

Но, заметьте – «Вилюй» и «Колыма» (федеральные дороги) замыкаются на ЖД, по сути, их реконструировали с тем расчетом, чтобы они были готовы к приходу в Якутск «железки». Да и финансировались они по большей части из бюджета Якутии, благо что в него в 2205-м отвалился неплохой кусок в 13 млрд рублей от продажи 25% акций «Якутугля». Что будет с остальными республиканскими дорогами, хватит ли денег на их модернизацию и строительство – большой вопрос.

Даже во время «большой стройки» - ликвидации в минувшем году грунтовых разрывов на вилюйском и колымском трактах на эксплуатацию и ремонт всех остальных автодорог потратили всего 28% от необходимого. Состояние сети дорог, по словам зампреда, «сложное». «Если финансирование содержания и ремонта дорог не будет увеличено, это приведет к их потере» - прогнозировал зампред.

В этих условиях якутские дорожники рассчитывают на помощь из федерального центра, вернее, хотят перевести в статус федеральных ряд республиканских автотрасс. Об этом, кстати, было сказано в протоколе поручений по итогам рождественского визита в республику президента РФ Владимира Путина. Дороги «Вилюй», «Амга», «Анабар» должны перейти под финансирование из Москвы, хотя ни одна из них по характеристикам не походит под статус «федеральной». «Есть надежда, – заявил зампред, – что их удастся передать федералам в счет возмещения выпадающих доходов от АК АЛРОСА. Если это получится, то высвободившиеся средства в бюджете будут перераспределены между остальными автодорогами, и ситуация на них улучшится».

А пока, по словам Артура Алексеева, 2006-й выпадает из контекста объемов финансирования по реализации протокола от 6 января. Объемы средств на капстроительство снижаются и то пойдут, в основном, на возведение мостов. Дорожникам капвложений отведено значительно меньше, этот год для них станет своеобразной «паузой».

Предполагается создать новый консорциум

Зампред посоветовал руководителям дорожных предприятий искать другие объекты для строительства, вне дорог, участвовать в конкурсах и тендерах, благо мощности для этого есть. Можно использовать их на подрядах по строительству железной дороги – деньги туда заложены, требуется прокладка технологических путей, притрассовой автодороги. Артур Алексеев предложил в мае вывезти группу руководителей на железную дорогу – познакомиться с объемами, технологией строительства.

Кроме того, определился заказчик на строительство дороги «Колыма», выделено порядка 2 млрд рублей, там якутские строители могут поработать вахтовым методом, готовить экспедиции. Зампред призвал собравшихся быть готовыми к участию в тендерах.

С 2007 года ожидается рост финансирования на строительство и реконструкцию автодорог за счет средств инвестиционного фонда РФ. В планах – освоение этих средств на паритетных началах с частными структурами. Например, компания «Полюс» планирует, совместно с государством, достройку автодороги от поселка Развилка до месторождения Нежданинское – это 98 километров, 22 из которых уже построено. Объемы, по словам зампреда, «солидные», прибавьте сюда и постройку ряда мостов.

Также, с 2007 года, планируется продолжение строительства автодороги «Вилюй». Сейчас просчитываются два варианта: либо Ленск – Пеледуй – Витим – Усть-Кут, либо напрямую Мирный – Тас-Юрях – Усть-Кут. Эта стройка тоже пойдет с привлечением негосударственного капитала. О своей заинтересованности уже заявили «Сургутнефтегаз», «АЛРОСА», Иркутская область, «Тас-Юрях-нефть» и другие участники. Скорее всего, будет создан консорциум, он и разработает план строительства и схему финансирования.

Сегодня уже практически нет сомнений, что объемы финансирования отрасли в 2006 году сократятся. По словам зампреда, «Мы сделали рывок. Показали товар лицом. И нам удалось убедить федеральное руководство в необходимости вложения средств. Другое дело, что мы чуть-чуть опоздали, надо было это делать немного раньше», - сказал Артур Николаевич. «Сейчас предстоит быть готовыми и думать над наиболее эффективным способом использования имеющихся средств» - продолжил зампред.

Надо менять СНИПы и технологию

Но и здесь все не так просто. По старым нормам (СНИПам), дороги строят, учитывая нагрузку на них в 8 тонн на ось. Реально же нагрузка достигает 11-16 тонн на ось, а значит, необходим пересмотр СНИПов, применение которых непременно приведет к удорожанию строительства, увеличению затрат на прокладку трасс.

По мнению зампреда, в этих условиях требуются новые технологии строительства, применение новых материалов, способных удешевить прокладку дорог, нужны новые научно-исследовательские работы по этим проблемам. Тем более, что по возведению искусственных сооружений (мостов и т.д.) опыт использования новых материалов и технологий есть, требуются наработки по земплеполотну и дорожной «одежде».

Еще один плюс 2005 года, по словам Артура Алексеева – сокращение числа убыточных предприятий дорожной отрасли. «Этот уровень снижать нельзя» - заметил зампред. Артур Алексеевич посоветовал дорожникам «не опускать руки» и пересмотреть политику в отношении частных предприятий, привлекающихся на содержание и эксплуатацию дорог. «Надо чтобы дороги содержали государственные, «казенные» предприятия, чтобы государство могло контролировать их состояние, чтобы был спрос и контроль» - высказал свою точку зрения зампред. В заключение, Артур Николаевич призвал собравшихся «поработать серым веществом».

В общем – рост, в частности - спад

Заместитель министра транспорта и связи Марианна Никифорова, выступившая следом за Алексеевым, привела общие цифры по отрасли за 2005 год. Они свидетельствуют об общем росте, но, что касается сферы автодорог, то налицо некоторый упадок.

Так, в 2005 году на строительство ЖД было потрачено 3 254 млн рублей. В 2006-м ожидается увеличение до 3 859 млн. В то же время на автодороги будет потрачено 840 млн рублей, когда как в прошлом году на них ушло 995 млн. Марианна Револьевна заметила также, что среди предприятий автодорожной сферы ГУПов и ГУ насчитывается больше всего (по сравнению с другими отраслями республиканской экономики) причем многие из них убыточные.

Выступивший следом заместитель министра имущественных отношений Алексей Филиппов уточнил, что из 18 ГУПов отрасли одиннадцать уже стали ОАО, со стопроцентным участием государства, но эффективность их работы низкая, поскольку немногие полноценно перешли на новые условия работы: отсутствуют финпланы, нет советов директоров и так далее. Во многом это связано с недостаточной грамотностью руководителей, не понимающих, что работа предприятия в форме ОАО во многом проще и выгоднее, чем деятельность в виде ГУПа.

nn Ищите деньги «на стороне»

Заместитель министра транспорта Иннокентий Шишигин, курирующий в министерстве дорожную отрасль, украсил картину фактами. В республике работает РЦП (республиканская целевая программа) – «Развитие транспортной отрасли до 2010-2015 годов». Цели определены и финансирование расписано. Приоритет, безусловно, отдан ключевым для республики трассам – «Вилюй», «Амга», «Кобяй», «Яна», «Анабар». Последняя дорога вошла в программу в виде приложения – решается вопрос о передаче ее в федеральную собственность.

Финансирование в 2005 году всей отрасли составило 2 832 млн. рублей, из них 862 млн - средства федерального бюджета, 1 778 - республиканского, 190 млн – субсидии. Причем, львиная часть республиканских средств – 982 млн - ушло на строительство дорог (грунтовые разрывы на дорогах «Вилюй» и «Колыма»), 251 млн потратили на ремонт, 313 млн на содержание. На строительство и реконструкцию федеральных дорог ушло 413 млн рублей, на ремонт – 242 млн, на содержание – 257 млн рублей. Построено 73 км пути, отремонтировано 4,4 км. 439 погонных метров составили искусственные сооружения (мосты).

В 2005 году, по словам зам министра, поработали неплохо: год закончили без кредиторской задолженности, рассчитались со всеми (по работам 2005 года). А если есть задолженность перед субподрядчиками, то это вина подрядчиков.

Что касается акционирования ГУПов, то из одиннадцати ОАО, два – банкроты, два находятся в предбанкротном состоянии, четыре переживают стадию реорганизации, один ГУП находится накануне ее..

Предприятия отрасли в 2005 году заработали: 114 млн рублей на строительстве, еще 156 млн рублей на содержании автодорог, на ремонте – 127,6 млн, и, что удивительно, на «прочих» работах – 249,3 млн рублей. Это, по словам замминистра, говорит о том, что дорожники готовы акционироваться и работать «на стороне» с прибылью.

Новый финансовый источник

Иннокентий Шишигин заметил одну очень важную деталь – с этого года финансирование содержания и ремонта муниципальных дорог идет из средств фонда поддержки муниципальных образований. На эти цели предусмотрено185 млн рублей, кроме того, еще 149,7 млн рублей пойдут непосредственно из республиканского бюджета. Деньги есть. Проблема в том, что главы зачастую используют их не по назначению. А ведь в следующем году финансирование из бюджета республики напрямую будет еще сокращено. Замминистра призвал руководителей предприятий добиваться расходования средств по их прямому предназначению, а не писать письма в минтранспорта с просьбой о материальной помощи. Тем более, что далее все выделяемые средства будут идти по принципу софинансирования из бюджета МО, с обязательной процедурой защиты расходов, разработкой ТЭО.

Бюджет транспортной отрасли в 2006 году составит, по словам Шишигина, 2 854 млн рублей. Из них 1 254 выделят федералы, а 1 790 млн вложит республика. Причем 500 млн республиканских денег «под вопросом», ибо в бюджете республики – дефицит. Министерство транспорта и вовсе планировало потратить на отрасль 3 100 млн рублей, таким образом, можно констатировать, что принято решение о выделении всего 74% от необходимого, да и эти средства нужно еще суметь получить.

Верните дорожные фонды!

Завершая выступление, Иннокентий Шишигин вспомнил о недавно существовавших территориальных дорожных фондах. По его словам, вопрос о возобновлении их деятельности, когда средства собранные по «дорожным» налогам оставались в республике, будируется уже второй год. Конечно, есть в этом процессе и «подводные камни», но, если бы удалось его разрешить, то, по грубым подсчетам, республика получала бы не менее 2 200 млн рублей в год. А пока все надежды возлагаются на государственно-частное партнерство, и с будущего года оно должно принести свои плоды на строительстве дорог до Витима и Нежданинки.

Евгений ГРИБЧАТОВ.