Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 15-10-2011 08:04
URL публикации: http://www.1sn.ru/51673.html


Рейс под занавес навигации: палубы судов занесены снегом

ИА SakhaNews. Продолжаем серию репортажей корреспондента ИА SakhaNews Алексея Курило об одном рейсе теплохода «Капитан Шандровский», который только что прибыл в Якутск. В этом репортаже - об отрезке пути между Хатангой и Жиганском.

«Капитан Шандровский» ушёл из Хатанги утром 2 октября. Погода была прохладная, шёл снег. У нефтепричала порта стояла «Ленанефть-2054», подошедшая к Хатанге ночью. Попрощавшись продолжительным сигналом с портовиками и экипажем буксира «Кремень», который отводил нас от причала, мы отправились в обратный путь. Хатанга была частично завешана туманом.

Через два часа встретили сухогруз «Капитан Орлов», гружёный каменным углем. «Сибирский» стоял в ожидании улучшения видимости. Имея большую осадку, нельзя продолжать движение не видя створов. Это аксиома. Прошли теплоход «Лена», стоящий на рейде около посёлка Новорыбная.

В ночь с 3 на 4 октября только прошли полуостров Нордвик, как началась сильная качка. Волны били в борт. Юго-западный ветер достигал 18 м/с. Ночью из Анабара вышла «Леннанефть-2055» (капитан - Алим Галибаров), она сразу пошла вдоль берега.

Мы шли гораздо севернее, по рекомендованному курсу, но в 6 часов утра капитан Андрей Плотников со старпомом Виктором Павловым тоже приняли аналогичное решение, и взяли курс на берег. Качка практически исчезла. Во второй половине дня ветер умерил свой пыл, и сухогруз вновь вернулся на рекомендованный курс.

Около 20 часов вечера старпом сквозь пелену сильного снегопада заметил на палубе в районе первого-второго трюмов куропатку. Она, как ни в чём не бывало, разгуливала по крышкам трюмов. Кто-то предложил покормить птицу крупой. Она не поняла добрых порывов души человека, снялась с крышки, и полетела прямо на рубку, практически только перед ней взяла немного вверх.

Мы вышли из рубки посмотреть. И что вы думаете? Куропатка преспокойно сидела на компасе! Темнело. Сфотографировать её нормально не получалось даже на специальном режиме недостаточной освещённости.

Минут через двадцать она оставила в покое навигационный прибор и опять вернулась на палубу. Парочку относительно нормальных снимков всё же удалось сделать. Откуда взялась здесь птица, сказать трудно – земли в ближайших 60 километрах не было.

После 9 часов утра 5 октября вновь нас настиг ветер. Только на сей раз это был западный ветер. По радиосвязи шло совещание с ЛОРПом. Ещё много судов было в пути, в т.ч. на Колыму шли три «Ленанефти», которые должны успеть вернуться на Лену. Похоже, за последнее десятилетие навигация на Колыме завершится в рекордно поздний срок.

В 10 часов начался сильный снегопад. Снежные хлопья залепляли стёкла рубки так, что стало темновато. Сильные снежные заряды уходили, но тут же шли более мелкие. В одну из таких «пересменок» наша попутчица-куропатка взлетела и сделав полукруг перед кораблём, скрылась в северной стороне.

К вечеру на Зелёном Мысе завершили разгрузку теплохода «Капитан Пашнин», и начали его грузить порожними контейнерами для отправки на Лену. В 21 час стали заметны огни посёлка Быков Мыс, а около полуночи «Капитан Шандровский» встал на якорь около этого населённого пункта, неподалёку от бункеровочной базы «Ленанефть».

6 октября в путь тронулись очень рано. Мелькнули огни Быкова Мыса, чуть далее вдали были видны огоньки Тикси. Встретили мощный буксир ОТ-2131, который шёл к Быкову Мысу. После полудня взяли на буксир морскую баржу М28, соответственно скорость движения значительно упала.

Прошли всю Быковскую протоку, а её протяжённость составляет 110 километров, и дальше пошли по Лене. В начале протоки попадался тоненький лёд, в основном он был в местах с небольшой глубиной. Миновали биологическую станцию «Лена-Норденшельд» и метеостанцию «Сокол».

Запомнился остров, официальное названием которого Столб, но речники зовут его – Шаманская голова. Действительно, если присмотреться, отчётливо становятся видны черты лица: бровь, нос, губы, рот. Как уверяют знающие люди, лицо на нём видно с любой стороны. А вдали за островом в бинокль был виден посёлочек - не то разведчиков недр, не то их добытчиков: ёмкости с топливом, разноцветные большие и малые домики и строения, краны. Позже кто-то сказал, что это строительство идёт по линии науки.

Завораживали многочисленные горы, которые весь день тянулись по левому борту. Летом здесь красота неописуемая – об этом мне говорили опытные речники Андрей Плотников, Виктор Павлов, Сергей Резников и даже молодой боцман Игорь Синельников, который работает в ЛОРПе всего одну навигацию. Но и сейчас здесь есть что посмотреть, есть чему удивляться. Три богатыря, два беседующих человека, птица, сфинкс, страж – это и многое другое можно увидеть в скальных скульптурах древних ленских гор. И трудно поверить, что это не результат творчества безвестных зодчих далёкой старины, а итог многовекового воздействия мороза и тепла, дождя и снега, и ветра.

7 октября. Ночью было семь градусов мороза. До Якутска ещё 1340 километров! В районе посёлка Кюсюр появились мобильная связь и Интернет. Наконец-то можно позвонить родным и друзьям и отправить электронной почтой небольшую часть накопившихся фотографий. В течение дня попадались маленькие селения рыбаков и домики на отдельных участках. Исключение составил посёлок Приленск. Создалось впечатление, что сейчас там почти никого нет.

Вечером проходили перекаты – Говоровский, Бехчерень, Шайтан. На одном из них расходились с танкером ТО-1549, направляющимся вниз по реке. Несмотря на темноту, некоторые участки реки просматривались хорошо, но несколько раз налетали снежные заряды, тогда едва было видно топовый огонь, и приходилось полагаться только на приборы.

Утро 8 октября встретило хмурой пасмурной погодой. Временами падал снег. Белый покров скрыл палубу и крышки трюмов. С подветренной стороны его было особенно много. Порой ветер создавал маленькие снежные завихрения, несущиеся от четвёртого трюма к баку. Это смотрелось красиво, но навевало мысли о зиме.

А навигация шла своей размеренной жизнью. К Колыме подходила «Ленанефть-2032» - последнее судно колымской навигации. Её и ещё два танкера в обратный путь из Зелёного Мыса к Якутску будет сопровождать ледокол «Капитан Бородкин». А сухогруз «Капитан Пашнин» шёл с Колымы и проходил район Индигирки.

В верховьях Лены завершалось формирование каравана из пяти барж для проводки вверх по реке теплоходом «Капитан Бабичев». Ещё одну баржу должен взять на буксир теплоход «Капитан Орлов». А встреченный нами поздним вечером танкер ТО-1549 разгружался в Кюсюре. Шло радиосовещание: ОТ, СК, «Ленанефти», «сибирские» и буксиры докладывали о работе и погодных условиях. Где-то погода ещё была хорошей, а на некоторых реках отмечалось «сало», шуга – знать до ледостава осталось совсем чуть-чуть.

Обошли буксир «Софрон Данилов». Он вёл три баржи и плавкран.

Глядя на ленские берега, не устаёшь удивляться их красоте и величию. По ним можно проследить, куда поднимается вода в пик паводка, в какую часть суши вешние потоки бьют наиболее сильно.

После обеда прошли посёлок Джарджан. Впрочем, как пояснил капитан Андрей Плотников, это скорее производственная перевалочная база одной крупной добывающей компании. В посёлке есть метеостанция, вертолётная площадка, склад ГСМ, жилые домики.

На берегу стоял буксир под названием «Догор», а на баржу был погружен автомобиль «КамАЗ» с прицепом, ещё несколько машин стояли в ожидании погрузки. Речка, носящая одно имя с посёлком, уже замёрзла, а далее по берегу шёл высокий скальный массив Джарджан-Алакит. В некоторых местах массива были видны замёрзшие ручьи.

В 9 часов утра 9 октября проходили Кыстатымский перекат, он тянется с 791 по 803 километры вверх по реке. Слева прошёл Мыс Кыстатым. А возвышенность, на которой он расположен, изобилует камнями. Они лежат на берегу, они лежат в воде, а некоторые из них ещё дожидаются своей очереди, когда ветер и время вынесут их со склона. Вечером прошли Жиганск.

Алексей КУРИЛО.

Фото автора.