Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 01-11-2011 10:41
URL публикации: http://www.1sn.ru/52212.html


ГЧП как новый инструмент экономической политики Якутии

ИА SakhaNews. Зачем 10 лет строить по 10 школ в год за счет бюджета, если можно уже в первый год построить 100 школ и расплачиваться за них 10 лет? Ответ на этот вопрос дал глава министерства на брифинге, посвященном законопроекту «Об участии Республики Саха (Якутия) в проектах государственно-частного партнерства».

В брифинге также принял участие руководитель департамента государственно-частного партнерства министерства Евгений Чекин. Вместе они ответили на вопросы журналистов, сообщила пресс-служба министерства экономики и промышленной политики РС(Я).

Напомним, проект закона «Об участии Республики Саха (Якутия) в проектах» разработан министерством экономики и промышленной политики РС(Я) и в целом одобрен на заседании правительства 27 октября с последующим внесением на рассмотрение в Государственное собрание (Ил Тумэн). В связи с этим, министр сообщил о том, что в ближайшее время необходимо обеспечить максимальную публичность и широко обсудить законопроект со всеми институтами, участниками привлечения инвестиций.

Глава министерства подробно проинформировал журналистов о том, что такое государственно-частное партнерство, рассказал о целях принимаемого закона, его принципах и объектах, контроле исполнения условий соглашений.

В начале своего выступления Михаил Анатольевич напомнил, что одной из основных целей деятельности органов государственной власти является повышение качества жизни населения и создание благоприятных условий для развития экономики. Он сообщил, что государственно-частное партнерство (ГЧП) – это новый инструмент экономической политики республики, который позволит органично сочетать необходимость развития общественной инфраструктуры с заинтересованностью по финансированию данных проектов частным бизнесом.

Министр подчеркнул, что в условиях бюджетных ограничений ГЧП становится инструментом регионального развития, источником привлечения внебюджетных инвестиций в общественную инфраструктуру. Этот инструмент призван снизить бюджетные обязательства по такой затратной статье, как инвестиционная программа республики.

Необходимо привлекать бизнес для того, чтобы свести к минимуму государственные расходы.

Одним из типов проектов, которые принято относить к ГЧП, являются концессионные соглашения. Порядок их заключения и исполнения регулируется ФЗ «О концессионных соглашениях». Форма концессионного соглашения применима не во всех случаях. Проанализировав мировую практику, Комитет по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Федерального Собрания РФ разработал модельный закон для субъектов РФ об их участии в проектах ГЧП. На его основе уже 44 российских субъекта приняли свои законы об участии в проектах ГЧП или законы о ГЧП.

Механизм ГЧП позволяет обеспечить участие частного партнера в развитии объектов общественной инфраструктуры. Неизменным условием реализации проекта ГЧП является передача объекта ГЧП в государственную или муниципальную собственность по завершении срока действия соглашения.

В рамках данного законопроекта ГЧП – это инвестиционный проект, инициированный республикой Саха, по созданию объекта общественной инфраструктуры за счет внебюджетных средств, с принятием частным партнером на себя рисков по проектированию, строительству и эксплуатации данных объектов. Обязательства не ложатся на бюджет, как, например, при кредите, а равномерно распределяются на весь срок. Таким образом, механизм ни в коей мере не будет ухудшать структуру бюджета республики.

Закон преследует такие цели, как привлечение инвестиций в экономику республики для реализации социально значимых проектов; развитие и обеспечение эффективности использования общественной инфраструктуры для обеспечения высокого уровня жизни населения и экономического роста республики; повышение качества товаров, работ, услуг.

В чем кардинальное отличие проектов в сфере ГЧП от коммерческих инвестиционных проектов? В последних реализация зависит только от инвестора, инициатором же проектов ГЧП является государство либо муниципальное образование.

Перечень объектов ГЧП определен законопроектом в ст. 8. Министр подчеркнул, что в Якутии сформировалась потребность применения механизмов ГЧП. В первую очередь, она возникла в социально-значимых отраслях (объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта и др.) и транспортной инфраструктуре.

Что касается выбора частного партнера, то предлагается осуществлять его на конкурсной основе. Случаи заключения соглашения без проведения конкурса предусмотрены при необходимости завершения уже реализуемого проекта ГЧП при невыполнении частным партнером своих обязательств.

Министр также сообщил о том, что для целей управления проектами ГЧП будет создан Региональный центр ГЧП.

В целом, отметил министр Михаил Осипов, принятие закона улучшит инвестиционный климат в республике, позволит сформировать необходимые механизмы взаимоотношений государства и частного капитала. Также закон будет способствовать привлечению частного капитала и технологий в государственный и муниципальный секторы. Благодаря принятию закона повысится и эффективность использования государственной и муниципальной собственности. Увеличится темп технического и технологического развития общественно значимых производств и объектов. Закон об участии республики в ГЧП приведет к более эффективному использованию бюджетных средств.