Федеральный информационный портал "SakhaNews"
(Информационное агентство "SakhaNews"/"Саха Новости")

Дата публикации: 11-05-2006 13:13
URL публикации: http://www.1sn.ru/5637.html


Несмотря ни на что, речники перед началом навигации полны оптимизма

«Якутия» опубликовала подборку публикаций о готовности речников к навигации, подготовленную пресс-службами ЛОРПа и Министерства транспорта, связи и информатизации республики.

Как сообщил в своем интервью генеральный директор ОАО «ЛОРП» Евгений Чистяков, портфель заказов у предприятия в этом году не меньше прошлогоднего, но работа по заключению договоров еще продолжается.

По его словам, ЛОРП ежегодно принимает участие в тендерах на перевозки на равных условиях с прочими перевозчиками. Однако, он посетовал: «К сожалению, как и в 2005 году, нам не удалось выиграть часть перевозок каменного угля по госзаказам. Полагаю, что правильнее было бы проводить аукционы, как диктует новый закон, когда все предельно ясно и прозрачно. В результате под вопросом оказалось использование в первый период навигации «Сибирских», теплоходов «река-море» плавания. Но ситуация разрешилась, появились заказы, позволяющие задействовать на перевозках все сухогрузы».

По сравнению с прошлым годом значительно выросли перевозки из Осетрово для подразделений «Сургутнефтегаза». «Перевезем все, насколько осилим, нефтепродукты из Усть-Кута. Есть договор с ООО «Алмазы Анабара» по перевозке всего объема леса и пилопродукции на экспорт», сказал Евгений Чистяков.

Руководство ЛОРПа неоднократно ставило в правительстве вопрос о недостаточных размерах тарифов. В этом году они несколько увеличены, но все равно «в себестоимость при расчете тарифов заложено топливо по цене гораздо меньшей, чем оно стоит на самом деле (доля топлива в тарифах составляет 42%). Следовательно, снова не будут заработаны доходы, необходимые для дальнейшего развития пароходства. Технологию расчетов тарифов необходимо менять».

Сейчас предприятие все надежды связывает с расчетами тарифов для речных предприятий республики, которые предстоит сделать Нижегородской академии водного транспорта, куда обратились Министерство транспорта республики, Госкомцен и ОАО «ЛОРП» по заданию председателя правительства республики Егора Борисова.

Проблема недостаточной укомплектованности флота плавсоставом определяется недостаточно высоким уровнем заработной платы. Как подчеркнул Евгений Чистяков, «Сейчас делается большой упор на повышение оплаты труда. В соответствии с Программой развития пароходства до 2009 г. и перспективами до 2015 г. к 2008 году уровень заработной платы работников должен удвоиться. В прошлом году средняя зарплата поднялась на 28%. С первого июля этого года поднимаем должностные оклады на 50% и меняем порядок выплаты вознаграждения за выслугу лет. В результате от 15 до 50 процентов повысится заработная плата у молодых работников и имеющих небольшой стаж работы – это в основном рядовой состав, помощники капитанов и механиков. У работников плавсостава, имеющих 50-процентную надбавку за выслугу лет, также произойдет повышение зарплаты на 8-17 процентов за счет выплат, рассчитываемых от должностного оклада. Предусмотрены персональные надбавки всем категориям плавсостава за качественную безаварийную работу. Вводятся надбавки за морские дипломы. Думаю, все это поможет привлечь и удержать людей на флоте».

Одной из главных задач на предстоящую навигацию руководитель ЛОРПа видит в сокращении простоев флота. Много времени теряется на причалах при обработке флота. В частности, в прошлом году крайне плохо была организована погрузка газоконденсатного топлива в Кысыл-Сыре. Иные суда обрабатывались с превышением норм погрузки в десять раз! Многие грузовые причалы недостаточно обустроены, что создает опасность для судов, подходящих под разгрузку. «Особенно беспокоят», - сказал Евгений Чистяков, - «мелкие подходы к причалам Вилюйской, Нижне-Бестяхской нефтебаз, владельцы которых должны своевременно их готовить, чистить, тралить. Невозможно бывает добиться документов, подтверждающих соответствие причалов требованиям безопасности».

К 2015 году почти все суда Пеледуйского судоремонтно-судостроительного завода выработают свой нормативный ресурс. Стоимость строительства судна класса «река-море» составляет на сегодня 240--300 млн рублей, самоходного судна внутреннего плавания – от 100 до 120 млн. Пароходство своими силами эту проблему решить не может, а механизм государственной поддержки судовладельцев, занимающихся судостроением, отсутствует, поэтому пароходство ведет модернизацию существующих судов, цель которой продлить их срок службы на 10--15 лет. Но это лишь небольшой выигрыш во времени.

Не соответствует современным требованиям и производственно-техническая база этого предприятия. Производственные здания построены в 1940—1970-е годы. По мере возможностей коллектив старается поддерживать их в рабочем состоянии.

Осетровский филиал ОАО «ЛОРП» представляет интересы пароходства на верхней Лене: занимается обработкой флота под грузовыми операциями в Усть-Куте, оформлением транспортных документов, обслуживанием и ремонтом флота. Имеются база МТС, участок по ремонту контейнеров.

Как только позволят уровни воды, в работу вступят буксиры «Томпо» и «Днестр». На конец апреля самоходные суда обеспечены экипажами на 50 - 80 процентов.

На Жатайском судоремонтно-судостроительном заводе на 1 мая в технической готовности сдано 76 единиц флота (80 процентов от плана). В целом итоги несколько уступают показателям прошлого судоремонта. Задержка со сдачей судов происходит в основном из-за отсутствия необходимых запасных частей, материалов и слабого финансирования. Но коллектив всерьез настроен вовремя сдать флот в эксплуатацию.

Ведутся также плановые модернизационные работы. Они связаны с монтажом установок по очистке питьевой воды типа «Байкал», увеличением емкостей фекальных систем, переоборудованием ряда буксиров в пожарно-дежурные суда, которые будут работать во внебазовых местах перевалки нефтепродуктов, например на Быковом Мысе, и должны отвечать всем требованиям пожарной и экологической безопасности.

В 2006-м году заводу предстоит предъявить Речному регистру 41 единицу флота. В мае появится возможность для работы слипа, на нем и в двух доках запланировано продоковать 10 судов.

Большой объем ремонта корпуса предстоит провести на танкере «Иван Ребров». После зачистки он будет поднят на слип для замены 65 квадратных метров днища.

С прошлого года применяется новый для заводчан метод, исключающий объемную выморозку на крупнотоннажных, больших судах. Установка на теплоход после ремонта руля в комплекте с баллером ведется непосредственно в воде. В этом году подобным методом рулевое устройство будет устанавливаться на теплоходах «Советская Якутия» и «Капитан Шандровский».

Флот Жатайского завода укомплектован кадрами командного состава, не хватает пока вторых помощников, электромехаников, радистов, но это вопрос времени.

Олекминский речной порт. На теплоходах ведутся ремонтные работы силами экипажей и работников цехов.

В этом году предстоит очередное предъявление Речному регистру судов СК-2049, «Капитан Лещев», плавкрана Т-120 и ряда барж. Экипажи выполняют большой объем работ по разборке основных и вспомогательных механизмов, проводят их дефектацию, заменяют неисправные детали, приводят механизмы в рабочее состояние.

Ускоренными темпами ведутся ремонтные работы на грузопассажирском теплоходе «Емельян Ярославский», пришедшем в Олекминский речной порт в конце навигации 2005 года в плачевном состоянии. У работников электроцеха ремонт еще в полном разгаре, но ощущается острая нехватка запасных частей. Сложность заключается в специфичности запчастей для электрооборудования судов.

Бункербазы №6 будет введена в прежнем паровом режиме. Для этого понадобилась помощь ветерана, бывшего механика парохода «Сухона» Н.А.Коровина, имеющего большой опыт работы с паровыми котлами. Идет и ремонт причальной стенки.

Причальная стенка грузового района порта, построенная в 1983 году, ни разу капитально не ремонтировалась. Учитывая ее расположение вблизи судового хода, можно представить, насколько она пострадала от разрушающего воздействия льда во время ледоставов и ледоходов.

В навигацию 2006 года на линию грузопассажирских перевозок Олекминск--Чапаево-Олекминск и Олекминск—Якутск--Олекминск планируется запустить теплоход «Емельян Ярославский», а также возобновить перевозки на теплоходе СПЖ-104 на линии Олекминск--поселок Заречный--Олекминск.

На грузовых перевозках между Якутском и Олекминском будут работать БТВ-312 и «Портовик-7». Выигран тендер на перевозку двух тысяч тонн каменного угля с шахты Джебарики-Хая до котельной Олекминского ДИПИ.

Белогорский речной порт является основным транспортным предприятием, обслуживающим три улуса на северо-востоке Якутии – Аллаиховский, Абыйский и Момский.

Как и 30 лет назад, Белогорский речной порт не имеет своего затона, оставляет зимовать флот на фарватере реки.

Тридцать судов в течение полутора месяцев должны будут обеспечить доставку в верховья Индигирки по условно-судоходному участку 10-12 тысяч тонн нефтепродуктов и 200-400 тонн сухогрузов. 50 дней отведено природой на северный завоз. На морском баре флот порта примет с судов «река-море» около 50 тысяч тонн различных грузов и развезет во все пункты Индигирского бассейна. За короткий навигационный период, длящийся всего четыре месяца, по госзаказам в улусы будут завезены десятки тысяч тонн нефтепродуктов, тысячи тонн угля, продовольствия, стройматериалы и другие технические грузы.

Основная часть флота приписки Белогорского речного порта выработала свой ресурс почти на 90% и не соответствует новым природоохранным требованиям. В особо тяжелом положении находится танкерный флот, безотлагательно требующий замены главных и вспомогательных двигателей. Из-за отсутствия ремонтной базы капитальный ремонт двигателей в порту провести невозможно.

В прошлом году порт получил обновленный танкер ТО-600, две наливные баржи класса «М», буксир «Обь», пригодный для работы в сложной ледовой обстановке. Весной вышел из ремонта док, который эксплуатируется уже 33 года. Заменено более 600 кв. м металлической обшивки днища. Теперь в порту на ближайшие 30 лет снята проблема с ремонтом судов по замене обшивки днища, с аварийным ремонтом движительно-рулевого комплекса.

В порту большая текучка кадров. Средний возраст комсостава -- 55-60 лет. Молодежь приезжает только на период навигации. Люди не задерживаются из-за низкой заработной платы и больших расходов на проживание.

Порт не в состоянии покрыть расходы на свое содержание. Ежегодно только Момская навигация приносит пароходству убытки в несколько миллионов рублей. Работая на условно-судоходном участке реки Индигирки, судно вместо 600 тонн в состоянии перевезти только 300, и то с помощью двух буксиров. Время навигации увеличивается до 45 суток, соответственно, возрастают расходы. В связи с удорожанием топлива, повышением зарплаты из года в год расходы будут увеличиваться.

Выход видится в необходимости пересмотра тарифной политики.

Речникам не обойтись без дотаций на постоянно дорожающее топливо, нужны целевые средства на новое оборудование, запасные части, особенно на обновление флота, нужна помощь в беспроцентных кредитах. Еще лет пять, и на Индигирке не останется флота, некому станет поддерживать жизнеобеспечение северян.