Какие продукты помогут защититься от COVID-19
Желающих построить аэропорт в Мирном вновь не нашлось
В частном секторе Якутска реконструируют ЛЭП
«Водоканал»: Открыты все центры обслуживания населения
Срок уплаты НДФЛ за 2019 год истекает 15 июля

СНАЧАЛА - ИНФРАСТРУКТУРА

Основой экономического роста Южной Якутии должно стать опережающее развитие транспортной и электросетевой инфраструктуры региона. К такому выводу пришли участники одноименного круглого стола в рамках Первого Нерюнгринского бизнес-форума.

Аналогичный посыл содержался во многих выступлениях участников форума на пленарном заседании и других мероприятиях. Так, схему транспортной и электросетевой инфраструктуры Южной Якутии представил участникам Форума генеральный директор ОАО "Корпорация развитие Южной Якутии" Михаил Брук.

Основой для железнодорожной инфраструктуры региона является действующая с 2004 года дорога Беркакит - Томмот с 12 станциями – Денисовский, Чульман, Чульбасс, Тенистый, Хатыми, Огоньер, Таежная, Большой Нимныр, Селигдар, Косаревский, Алдан и Куранах.

В рамках инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" к промышленным объектам планируется протянуть четыре железнодорожные ветки, а также развить действующие четыре станции (разъезда) - Чульбасс, Таежная, Косаревский, и Томмот. Еще одна железная дорога в будущем протянется непосредственно от станции Икабъекан на БАМе до Тарыннахского ГОКа, что может одновременно стать первым этапом строительства железной дороги до Олекминска.

Кроме того в планах - создание двух автомобильных дорог (до урановых месторождений Элькона и до Канкунской ГЭС), а также обеспечение горнорудных комбинатов энергетической инфраструктурой с ЛЭП и подстанциями.

ПЯТЬ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

В 2013 году Корпорация развития Южной Якутии провела актуализацию комплексного проекта - разделив его на первую и вторую очереди. Другими словами, исходя из сложившейся ситуации и намерений инвесторов, Корпорация выделила ядро в качестве объектов первой очереди. Речь идет о строительстве Инаглинского угольного комплекса в период с 2011 по 2016 годы и Таежного железорудного ГОКа в период с 2016 по 2019 годы и о создании для них инфраструктуры. Будут построены железнодорожная линия "Чульбасс – Инаглинский угольный комплекс" протяженностью 5,7 километра и получит развитие разъезд Чульбасс (9,9 км пути). При этом грузооборот составит от 2,4 млн тонн на первом этапе с дальнейшей перспективой увеличения до 9,5 млн тонн в год. Другой объект - "ст.Таежная - Таежный ГОК" протяженностью 2,7 км. Также получит развитие станция Таежная (16,5 км пути). Грузооборот составит до 9 млн тонн в год.

Еще три железнодорожных ветки планируются к вводу в эксплуатацию на втором этапе реализации проекта – до 2020 года. Две из них уже запроектированы. Это "Томмот - Эльконский ГМК" (28,4 км дороги, планируемый грузооборот – 4,6 млн тонн) "Икабьекан - Тарыннахский ГОК (179 км дороги, планируемый грузооборот – 11,8 млн тонн). В стадии проектирования - железная дорога "Косаревский - Селигдарский ГХК (14 км пути с планируемым грузооборотом 6,4 млн тонн).

БОГАТЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ

Уже сегодня в районе участка "Беркакит - Томмот" работает несколько промышленных объектов, которые приступают к эксплуатации месторождений полезных ископаемых. Погрузка предприятия «Эрэл» составляет 900 тысяч тонн груза в год. ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри» - 400 тысяч тонн. «Алданзолото» - погрузка 5 тонн золота в год, выгрузка – 100 тысяч тонн.

Строительство железнодорожных веток и начало работы новых промышленных предприятий позволит достичь большей рентабельности и эффективности всей существующей и строящейся железнодорожной инфраструктуры, что в свою очередь, должно сказаться на скорости движения составов и на снижении тарифов для грузоотправителей.

СОГЛАСОВАННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ

«Каждое новое предприятие начинается с железнодорожного тупика»,- отметил в ходе круглого стола «Опережающее развитие транспортной и электросетевой инфраструктуры - основа экономического роста Южной Якутии» рамках первого Нерюнгринского бизнес-форума главный инженер ОАО АК «Железные дороги Якутии» Александр Курчатов. С эксплуатации железнодорожных тупиков, то есть погрузки готовой продукции, и начинается возврат инвестиций в новые предприятия.

На этом же круглом столе эксперты проанализировали планируемые объемы перевозок в рамках реализации проекта "Комплексное развитие Южной Якутии". Еще в 2009 году в графе «объемы перевозок» стоял просто ноль. С тех пор график только рос. В 2010 году – 2,08 млн тонн, в 2011 - 2,29 млн тонн, в 2012 – 4,47, в 2013 – 10,15 млн тонн. В случае успешной дальнейшей реализации к 2017 году перевозки могут вырасти до 30 миллионов тонн.

По словам Александра Курчатова, железнодорожную инфраструктуру необходимо реконструировать под планируемые объемы производства. На этом настаивают, в частности, все угледобывающие компании. входящие в проект комплексное развития Южной Якутии. Здесь большая координирующая роль принадлежит именно "Корпорации развития Южной Якутии", которая согласовывает и направляет действия всех участников проекта – и промышленников, и транспортников.

ЭНЕРГИЯ ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА

Аналогичные требования инвестиционный проект "Комплексное развитие Южной Якутии" предъявляет к опережающему развитию электросетевой инфраструктуры региона. Электроснабжение Инаглинского угольного комплекса будет обеспечено с помощью высоковольтной линии ВЛ110кВ и подстанции ПС110кВ. Электроснабжение Таежного ГОКа обеспечат ВЛ220кВ и ПС220кВ. Высоковольтные линии и подстанции по 220 кВ должны быть построены для энергоснабжения Эльконского ГМК, Селигдарского ГХК и Тарыннахского ГОК.

Проект учитывает и возможное строительство и введение в эксплуатацию Канкунской ГЭС, с которой могут быть построены новые мощности электросетевой инфраструктуры – ВЛ 500 кВ Канкунская ГЭС – Алдан и подстанция 500кВ в Алдане, а также ВЛ 500 кВ Канкунская ГЭС – Нерюнгри и подстанция 500кВ в Нерюнгри.

Как отметил в ходе круглого стола заместитель министра ЖКХ и энергетики Якутии Николай Дураев, сегодня актуальной является проблема снижения административных барьеров при технологическом присоединении к электрическим сетям.

По оценке заместителя генерального директора по развитию сети и оказанию услуг МЭС (Магистральные электрические сети Востока) - филиала «ФСК ЕЭС» Сергея Рыбакова, была сделана максимально детальная проработка подключения электроснабжения с Канкунской ГЭС. Как только будет принято решение о строительстве, итоги этой работы станут крайне востребованы, в том числе потребителями и промышленными предприятиями.

Сегодня Магистральные электрические сети Востока очень плотно работают с предприятием «Тимир», отметил Николай Дураев. Проработаны технические условия, ФСК ЕЭС проводит процедуру утверждения проектной документации по энергоснабжению, «Южно-Якутские» электрические сети» также приступили к своей части работы.

ОТВЕТ СОВРЕМЕННЫМ ВЫЗОВАМ

Есть хорошие новости в плане дальнейшего продвижения проектов развития Южной Якутии. В ближайшее время будут внесены изменения в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)». Цель – открыть финансирование строительства железнодорожной ветки до Инаглинского угольного комплекса.

Прорабатывается вопрос по включению строительства первой очереди железнодорожной линии до Таежного ГОКа в федеральную целевую программу «Развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Решается вопрос по финансированию строительства энергетической инфраструктуры для объектов первой очереди.

В Корпорации надеются, что господдержка по строительству инфраструктуры первой очереди будет обеспечена в полной мере. Оптимизм внушает и поручения заместителя Председателя Правительства РФ Аркадия Дворковича, которое он дал соответствующим органам федеральной власти 18 марта на совещании, посвященном реализации «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». Речь, в частности, идет о проработке схемы финансового обеспечения строительства электросетевой инфраструктуры для промышленных объектов первой очереди инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии".

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВА?

Если стоимость строительства промышленных объектов первой очереди по Южно-Якутскому проекту составит около 100 млрд рублей, то необходимый объем господдержки на инфраструктуру обойдется 14 млрд рублей. Получается, что на один рубль государственных инвестиций предполагается привлекать более шести рублей частных. По расчетам экспертов без государственной поддержки строительства инфраструктуры все промышленные проекты являются нерентабельными, то есть производство будет иметь отрицательный чистый дисконтированный доход.

ПОДВОДЯ ИТОГИ

В целом участники Первого Нерюнгринского бизнес-форума сошлись во мнении, что при формировании предложений и программ, касающихся развития транспорта, а также при оценке приоритетов создания инфраструктуры, надо учитывать необходимость опережающего развития инфраструктуры при реализации приоритетных инвестиционных проектов и территорий опережающего развития. Снятие инфраструктурных ограничений при строительстве новых предприятий по добыче и глубокой переработке полезных ископаемых отвечает ключевым ориентирам развития Южной Якутии и современным вызовам, стоящим перед Дальним Востоком и всей Россией.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
24.04.2014 20:32 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ