АЛРОСА представит на аукционе в Гонконге бриллианты различных форм
Один из лидеров сборной РФ по хоккею попал в «кокаиновый» скандал
В чеченском городе Шали открылась крупнейшая в Европе мечеть
В Якутии уменьшилась стоимость минимального набора продуктов питания
Навальный вышел на свободу после 30 суток ареста

ИА SakhaNews. В якутской газете "Наше время" в продолжение дискуссии о том, как эффективнее обустраивать ледовые переправы, экономичнее строить мосты, почему на протяжение двух десятилетий на республиканском уровне не рассматриваются предложения известного мостостроителя Василия Мазура, опубликована статья изобретателя Виталия Степанова. По просьбе автора размещаем ее и на нашем портале.

СПОСОБ МАЗУРА ПРОТИВ ИЗДЕРЖЕК ЛЕДОВЫХ ПЕРЕПРАВ

Как специалист в области сейсмической устойчивости, безвредности и безопасности сооружений в криолитозоне, я внимательно прочитал интервью мостостроителя и изобретателя В.Н.Мазура «Переправу можно открыть хоть завтра» в газете «Наше Время» от 7 ноября 2014 г. С технологически простым и экономически весьма эффективным способом Василия Мазура по наращиванию льда снизу при обустройстве ледовых переправ через реки Якутии я знаком давно.

Считаю, что на сегодня пока нет какой-либо более эффективной альтернативы этой замечательной по своей технической простоте, полезной для экономики республики и для населения Заречья новации, которую мостостроитель Мазур предлагает внедрять уже почти 20 лет.

Однако, хотел бы немного дополнить интервью В.Н.Мазура следующим предположением. По моей оценке, если обустраивать ледовые переправы на любых створах под Якутском по способу Мазура, то это не будет играть никакой роли в формировании ледозаторов на известных очагах заторообразования от Табаги до Кумахтаах Хайата.

Дело в том, что средняя толщина льда под трассой намороженной снизу ледовой переправы, в соответствии с естественным режимом ледостава реки Лены, в середине мая будет такой же, как и везде под Якутском. Это при том, что лед трассы при намораживании снизу может быстрее достичь необходимой толщины 70-80 см, что даст возможность пропуска большегрузного автотранспорта.

Таким образом, ледовые переправы по способу Мазура можно ежегодно обустраивать в ноябре по створам Якутск-Нижний Бестях, Хатассы-Павловск и Кангалассы-Соттинцы.

В газете «Наше Время» 14 ноября сего года также был опубликован отзыв заслуженного землеустроителя республики К.А.Худогизова на упомянутое интервью В.Н.Мазура под названием «Транспортная блокада». В нем автор считает, что игнорирование властями способа Мазура по наращиванию толщины льда снизу и ускорения таким образом начала и продления срока эксплуатации ледовых мостов под Якутском является «продолжением транспортной блокады и дискриминации населения при переправе через реку Лену».

Не совсем согласен с такой оценкой уважаемого мною Кирилла Афанасьевича проблемной ситуации и вот почему. Означенная К.А.Худогизовым «транспортная блокада», ежегодно исходящая из-за обустройства ледовых переправ через реку Лену малоэффективным способом дальнеструйного дождевания, введенного в конце 1980-х годов, проявляется в основном в виде 3-месячной приостановки передвижения через Лену большегрузного автотранспорта. Вряд ли это можно назвать прямой дискриминацией населения Заречья, хоть и отсутствие ледовой переправы сопровождается ажиотажными очередями, значительным дискомфортом и денежными расходами, но всё-таки население привыкло каждый год переправляться в межсезонье на пароме с ледоколом, судах на воздушной подушке «Ирбис» и легковыми автомашинами.

Наоборот, считаю, что ежегодно в ноябре-январе транспортной блокаде (по выражению К.А.Худогизова) подвергаются экономика и социальная жизнь г.Якутска, левобережных центральных и вилюйских районов.

Дело в том, что в последние 10-15 лет дальние автоперевозки грузов по всей России, включая южные, западные и центральные регионы РС(Я), стали осуществляться автотранспортом с грузоподъемностью 20-40 тонн. Так выгоднее и заказчикам грузоперевозок, и самим грузоперевозчикам.

С другой стороны, структуры торгового, строительного, жизнеобеспечивающего и иного бизнеса в условиях рыночных отношений давно стараются функционировать по принципу поставки «с колес» продуктов, материалов, товаров, оборудования и сырья.

Многие предприниматели даже не создают свои неотложные межсезонные запасы. Словом, только крупные поставщики имеют возможность кредитоваться и вкладывать средства в складирование значительных запасов привозных продуктов, товаров и материалов. Конечно, это зачастую ведет к повышению цен на ряд товаров, но таковы правила выживания в конкурентных и жестких финансово-кредитных условиях рыночной среды.

При таких экономических и хозяйственных условиях ежегодное приостановление передвижения автотранспорта с грузоподъемностью 20-40 тонн через реку Лена в октябре-январе и апреле-мае суммарно примерно на 3-4 месяца приводит к огромным мультипликативным издержкам в экономике и социальной жизни Якутска, левобережных центральных и вилюйских районов.

Примерный подсчет показывает, что эти мультипликативные издержки исчисляются несколькими миллиардами рублей в год. Возможно, никто из ученых-экономистов не занимается их подсчетами. По крайней мере о миллиардах рублей мультипликативных издержек обустроенных способом дождевания ледовых переправ через реку Лену под Якутском нет открытых публикаций.

Следует также отметить, что экономика и социальная жизнь заречных, восточных и южных улусов (кроме Ленского) практически не подвергаются подобным мультипликативным издержкам, поскольку они имеют возможность круглогодичного снабжения с Нижне-Бестяхского, Томмотского и Беркакитского транспортных узлов.

У заречных районов локальные и межнаслежные транспортные блокады ежегодно возникают с началом весенней распутицы до сентябрьских заморозков из-за размывов, термокарстовых растеплений и оползней на участках республиканских и муниципальных грунтовых автодорог и разрушений деревянных мостов через малые реки.

К.А.Худогизов в своем отзыве пишет: «Пришло время безотлагательного решения данной проблемы. Кто на себя возьмет ответственность в руководстве республики или опять «зароем голову в песок»?»

Ответственными за обустройство дождеванием ледовых переправ через реку Лену под Якутском и за их эксплуатацию всегда были и ныне являются Дирекция федеральной автодороги «Лена» по створу Якутск-Нижний Бестях и ГКУ «Управдор РС(Я)» по створам Хатассы-Павловск и Кангалассы-Соттинцы. С них и должен быть спрос за многолетние миллиардные мультипликативные издержки в экономике и социальной жизни г.Якутска, левобережных центральных и вилюйских районов.

Полностью согласен с тем, что пришло время безотлагательного решения многолетней проблемной ситуации с Ленскими ледовыми переправами под Якутском с целью ускорения начала и продления срока эксплуатации данных ледовых переправ для прохождения по ним большегрузных автомашин. Тем более для этого у якутского мостостроителя и изобретателя В.Н.Мазура имеется научно обоснованный и безупречный с инженерной точки зрения способ ускоренного обустройства большегрузных ледовых переправ наращиванием льда снизу.

Напомню, что данный способ Мазура был экспериментально успешно проверен по створам Табага-Хаптагай в зиму 1998-1999 гг. и Якутск - Нижний Бестях в зиму 2006-2007 гг.

Эксперты прогнозируют, что, в связи с экономическими и технологическими санкциями западных стран, начиная с 2015 г., экономика России претерпит разного рода межотраслевые и отраслевые кризисы и рецессии.

Прогнозируется значительное сокращение объемов федеральных и региональных бюджетных расходов и прямых инвестиций в промышленность, инфраструктуру, строительство, транспорт, коммунальное хозяйство и социальные сферы.

Проекты бюджета РС(Я) на 2015 г. и на 2016-2017 гг. уже сверстаны с некоторым снижением показателей доходов и расходов вместо поступательного их роста с года в год. Отсюда ясно, что Правительству РС(Я), муниципальным образованиям и бизнес-сообществу республики в 2015-2020 гг. придется серьезно оптимизировать все уровни бюджетных расходов и инвестиций. При этом становится важной минимизация реальных экономических потерь во всех отраслях экономики и социальной сферы, включая мультипликативные издержки длительной приостановки зимне-весеннего передвижения большегрузного автотранспорта через реку Лену.

Приведу еще один пример. В 2014 г. в г. Якутске было начато строительство стратегически важной ЯГРЭС-2. Хоть и у меня имеются некоторые сомнения касательно проектной долгосрочной сейсмической безопасности этого объекта, но речь сейчас не об этом.

Так, строительно-монтажные работы по возведению ЯГРЭС-2 и её технологических и коммуникационных сооружений будут вестись по принципу непрерывной комплектации «с колес» привозными материалами, конструкциями, изделиями и оборудованием. Разумеется, все эти грузы должны быть доставлены на строящийся объект автомашинами с грузоподъемностью 40-60 тонн круглогодично строго по графику.

Причем известно, что подавляющая часть грузов для строительства ЯГРЭС-2 будет доставлена по федеральной автодороге «Лена» с паромной и ледовой переправой через реку Лену.

Привычный способ обустройства ледовой переправы путем дождевания приведет к задержке перевозок крупнотоннажных и крупногабаритных грузов на 2-3 месяца. Это при работе ледокола в течение всего ноября месяца. С другой стороны, если в 2015-2018 гг. будем обустраивать ледовые переправы под Якутском инновационным способом Мазура, то это значительно улучшит график поставки оборудования и материалов для строительства ЯГРЭС-2, а также снизит означенные выше мультипликативные издержки левобережья реки Лены.

Вы можете задаться вопросом, почему власти и дорожные службы РС(Я) в течение ногих лет игнорируют инновационное предложение В.Н.Мазура по обустройству ледовых переправ под Якутском?

Мне кажется, что многолетние технические, производственные и газетные конфликты между опытным мостостроителем и изобретателем В.Н.Мазуром и нашими чиновниками зиждутся на двух факторах.

С одной стороны, усиление ледовых переправ методом дождевания воды при температуре воздуха ниже минус 15ºС предусмотрено в п.5.46. ВСН 137-89 «Проектирование, строительство и содержание зимних автомобильных дорог в условиях Сибири и Северо-Востока СССР», введенных в 1991 г.

Ныне действует актуализированная редакция этих ведомственных строительных норм. Все, кто занимается обустройством, эксплуатацией и надзором ледовых переправ, руководствуются этими ВСН 137-89. В РС(Я) до сих пор не разработаны и не введены региональные ВСН по автозимникам и ледовым переправам, в которых можно было предусмотреть обустройство ледовых переправ наращиванием льда снизу.

Поэтому ответственные за автозимники и ледовые переправы чиновники и надзорные должностные лица республики вынуждены работать с научно устаревшими положениями действующих федеральных норм и правил. Почему региональные ВСН не разрабатывают и не внедряют — это уже совсем другой вопрос.

С другой стороны, заслуженный строитель РС(Я), ветеран БАМа, мостостроитель и изобретатель В.Н.Мазур отличается бескомпромиссным и бойцовским характером. Он говорит и пишет, называя дилетантство, грубость и другие современные управленческие пороки должностных лиц открыто и прямо, как они и есть на самом деле.

Между тем, Василий Никитович среди рядовых инженеров и изобретателей известен как истинный патриот Якутии и почти последний производственно действующий БАМовский романтик. Как мне кажется, некоторые чиновники и руководители предприятий дорожной отрасли республики сильно обижаются на неординарные высказывания В.Н.Мазура типа «… такие явно антиобщественные деяния властных органов, отвечающих за транспортную инфраструктуру, должны быть уголовно наказуемы и, несомненно, должна быть жесткая «очистка» от управленцев-непрофессионалов» (из его интервью).

Один из руководителей компартии Китая Дэн Сяопин в начале рыночных реформ говорил: «Не важно, чёрная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей — это хорошая кошка». Считаю, что наши чиновники должны следовать данному мудрому совету Дэн Сяопина и не должны по-детски обижаться на эмоционально резкие выступления изобретателя В.Н.Мазура. Тем более Василия Никитовича должностные лица республики тоже не раз обижали вплоть до запрета его посещений Дома №1 Правительства РС(Я) (об этом в прошлом году писали СМИ). Правительство республики должно наладить тесное и серьезное сотрудничество дорожников с В.Н.Мазуром по обустройству большегрузных ледовых переправ через Лену уже на зиму 2015-2016 гг.

На мой взгляд, чтобы неотложно обустроить сезонно долговременно действующие большегрузные ледовые переправы под Якутском на зиму 2015-2016 гг., необходимо осуществить следующие организационно-технические и инвестиционные мероприятия.

Во-первых, в декабре 2014 г. нужно создать независимую экспертную комиссию в составе ученых и специалистов по оценке пропуска большегрузного автотранспорта и сезонной длительности эксплуатации ледовых переправ через реку Лену, обустроенных способами дождевания и наращивания льда снизу. Причем, желательно это сделать на основании распоряжения заместителя Председателя Правительства РС(Я).

Во-вторых, в первом квартале 2015 г. нужно подсчитать объемы мультипликативных издержек в экономике и социальной жизни г.Якутска, левобережных центральных и вилюйских улусов из-за 3-4-месячной приостановки пропуска большегрузного автотранспорта через реку Лену в 2013-2014 и 2014-2015 гг. Этим может заняться Центр стратегических исследований РС(Я) совместно с СВФУ.

В-третьих, необходимо не позднее июля 2015 г. постановлением Правительства РС(Я) установить обязательность обустройства ледовых переправ через реку Лену способом наращивания льда снизу для пропуска большегрузного автотранспорта с конца ноября по апрель месяцы включительно.

В-четвертых, нужно обустроить ледовую переправу по створам Хатассы — Павловск и Якутск — Нижний Бестях способом Мазура в течение ноября 2015 г. Для чего провести все необходимые организационные действия и согласования.

В своем интервью В.Н.Мазур говорит, что его приглашают строить мосты в Тюменскую и Архангельскую области. Кстати, Тюменская область славится на всю Россию своими инновационными промышленными, инфраструктурными, социальными и жилыми стройками.

Как инженер-строитель с 43-летним стажем и изобретатель, считаю, что многочисленные изобретения и ноу-хау В.Н.Мазура по оригинальным мостовым переходам, термосваям, водопропускным сооружениям в криолитозоне и т.д. являются поистине золотой жилой для заложения и развития в РС(Я) инновационного, эффективного, безопасного и индустриального мостостроения. И посему я справедливо считаю, что нельзя же из-за неприязненного и глухого отношения отдельных чиновников и руководителей к эмоциональному изобретателю Мазуру упускать из республики такую золотую жилу, в создании которой республика и научные институты не вложили ни одного рубля.

В связи с этим, предлагаю Правительству РС(Я) и администрациям заречных, левобережных центральных и вилюйских улусов рассмотреть следующее предложение — в 2015 г. создать межмуниципальный мостостроительный кластер с генеральным участием ЗАО «ТрансСахаМост» (предприятие В.Н.Мазура), районных администраций и местных дорожно-строительных предприятий.

Такой кластер за счет долевого финансового участия муниципальных образований и инвестиций дорожного фонда РС(Я) по заявкам улусов в порядке согласованной очередности мог бы самостоятельно проектировать и строить «под ключ» мостовые переходы и водопропускные сооружения разного назначения, технического решения и типоразмеров по малым рекам, речкам, протокам и лощинам.

Здесь речь идет о тех водных потоках, частые весенние и ливневые паводки которых разрушают деревянные мосты или перерезают местные грунтовые автодороги. Причем предлагаемый кластер на основе плановости возведения объектов на разных географических точках, своевременной аккумуляции инвестиций и оборотных средств, собственного проектирования по оригинальным и экономичным техническим решениям, круглогодичного индустриального изготовления элементов мостов и их доставки к местам возведения в зимнее время мог бы ежегодно сдать в эксплуатацию 20-30 мостов разной грузопропускаемости и габаритов. Со своей стороны, готов оперативно разработать технико-экономическое обоснование предлагаемого кластера.

Много лет занимаюсь специфической исследовательской деятельностью в области сейсмической безопасности в криолитозоне и изобретательством. В последние годы по своей инициативе сам разработал более 20 инновационных технических предложений и технико-экономических обоснований по разработке и внедрению новых технологий, сооружений и конструкций в сейсмостойкое строительство, дорожное строительство, водоотведение и т.д.

Соответственно эти предложения и обоснования мной были направлены в министерство архитектуры и строительного комплекса, министерство транспорта и дорожного хозяйства, госкомитет по инновационной политике и науке, окружной администрации ГО «Город Якутск». В итоге не получил от них даже их письменных отказных решений. При этом, в отличие от В.Н.Мазура, я никогда не конфликтовал с этими министерствами и не критиковал их деятельность. Поэтому я написал эту обширную статью с глубокой тревогой и горечью за невостребованность в нашей республике инновационных, эффективных и полезных изобретений, ноу-хау и технических решений якутских изобретателей.

Виталий СТЕПАНОВ,

народный депутат Верховного Совета

ЯАССР-РС(Я) XII созыва, изобретатель.

"Наше время", 28.11.2014 г.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
29.11.2014 06:06 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ