АЛРОСА поможет построить школу и детсад в Оленёкском районе
Скончался Питер Фонда
Скончалась нидерландская принцесса
Прохоров продал клуб НБА за рекордную сумму в истории спорта
Ушел из жизни народный артист России

В начале марта было проведено очное заседание Общественного совета, в функции которого входит общественный контроль АО «РИК Плюс» за проектами, связанными с решением замены ветхого и аварийного жилья, по строительству социальной, энергетической, коммунальной и транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия).

Об основных проблемах, работе Общества и реализации значимых для населения республики проектов мы поговорили с председателем Общественного совета ОАО «РИК Плюс» Александром Кугаевским.

- План финансирования объектов, разработанный в 2013-м, изменился в 2014-ом. Например, если на 2015 год ранее планировалось более 5 млрд. рублей, то теперь больше 7 млрд. рублей. С чем это связано?

- Изменения есть. Мы это с сожалением отмечаем и делаем замечания. Например, в 2013-м году были зарезервированы средства на строительство онкологического центра, но в последующие годы прошли в обсуждениях, как вообще реализовать этот проект. Оказалось, что есть претензии к проведённым конкурсам, потом выяснилось, что есть вопросы по механизму реализации этого проекта. Поэтому этот проект пока не готов к финансированию.

- Как дела с онкологическим центром сейчас, кстати? Строительство планировалось в 2014-2015 гг., но на начало 2015-го ничего еще нет.

- Финансирование с нашей стороны является софинансированием, потому что подключаются ещё федеральные источники. Проект дорабатывается, площадка для строительства выбрана, и поступило предложение начать строительство за счёт тех средств, которые у нас есть, разбив их на три очереди. Каждая из этих частей не полностью замыкает весь проект, только эти три этапа сделают проект полным. Таким, как он задумывался изначально: центр будет серьёзным и, может, чуть поменьше, но примерно учреждением такого же класса, как наш Национальный центр медицины.

- Вообще говоря, на каком этапе чаще начинаются проблемы?

- Что больше всего меня огорчает как человека, который в своё время управлял бюджетом республики, так это то, что выделенные государственные средства не запускаются вовремя, в установленный срок. Оказывается, что поздно проведены тендеры, не подготовлена документация. Зачем резервировать деньги, тормозить их оборот? Совершенно не понимаю такие вещи. Раз всё есть, так надо же двигаться вперёд, а не ждать, когда упадёт первый рубль. В РИК всё запланировано на годы вперёд. Деньги есть, готовиться к их расходу надо заблаговременно: конкурсы проводить, проекты готовить и, когда проект готов, тогда и надо подходить за деньгами. Мы, к сожалению, от этого сильно страдаем, потому что планы не выполняются только из-за того, что кто-то не провёл тендер или провел, но с нарушениями.

- Планировалось, что строительство здания Общественного центра будет сдано в эксплуатацию в этом году. Успеваете?

- С Общественным центром то же самое. Деньги идут по мере выполнения работ, и стройка дефицита в средствах не испытывает, но объект до сих пор не готов, ещё тепловые контуры даже не закрыли. Уже зима прошла. Это произошло потому, что в свое время профсоюзы заключили договор с подрядчиками, которые не совсем справляются с работой. Это нас озадачивает и по этому поводу мы делаем замечания, но чувствуется, что надо усиливать контроль в этом направлении.

- И какие последствия? Может, какие-то наказания, штрафы?

- Нет, наша функция, прежде всего, давать рекомендации. Мы можем давать рекомендации «РИК Плюс« о том, как мы представляем сам процесс, обсуждать. Кстати, у нас наладилось довольно хорошее взаимодействие, люди там толковые и разумные. Далее у нас курирующие министерства – это и министерство промышленности, отвечающее за газификацию, министерство строительства – за переселение из аварийного жилья, есть министерство образования, отвечающее за объекты образования и так далее

- Что насчет переселения из аварийного и ветхого жилья? В прошлом году утвержденная стоимость квадратного метра жилья (53 тыс.) породило много споров, например. Что обсуждается еще?

- Чаще просто строительные компании за это не берутся. Им могут предложить цены от 37-38 тыс. за квадратный метр, но они говорят, что за такие цены построить не смогут, потому что сегодня цена 50-60 тыс. за квадратный метр.

Кроме того, мы обратили внимание, что у нас арктическая зона не попала в программу переселения, будто бы там все нормально. На деле же с жильем там все обстоит гораздо хуже, чем в центральной Якутии. Дома продуваются насквозь. Вообще есть вопрос о переселении целых поселков, потому что настолько все ветхое, и к тому же они постоянно попадают в зоны затопления.

Мы же все время говорим в проектах о строительстве многоквартирного каменного жилья, но это ведь не только дом. Надо котельную строить, водоподготовку сделать, канализацию и прочее. Получается, мы строим дорогое жилье, хотя, казалось бы, должны были сэкономить.

По-идее, у нас вполне можно говорить о малоэтажном или даже одноэтажном строительстве. То есть домов в другом исполнении, не обязательно каменных. Можно строить и из пенобетона, например, есть много проектов домов даже в деревянном исполнении. Строительство, сборка таких домов и производится быстрее.

- То есть, стоит вопрос о пересмотре самого исполнения домов?

- По крайней мере, мы задавали такие вопросы. Вот СВФУ уже предлагает много интересных конструкций, у наших производственников тоже есть отличные проекты: хочешь композитные, хочешь и панельные дома, причем, современной конструкции.

Проблема, конечно, в самой реализации и в специалистах. В идеале сегодня нужны строительные кластеры, которые бы предусматривали квартальные постройки: «лучший проект поселка», например, а то мы по одному дому все тыкаем. Это же целая проблема в перебазировании строительной организации от одного объекта к другому: там площадку готовить, тут готовить, там канализацию сделать, тут воды доставить…

Вообще, в нашем представлении о жилье все куда-то не туда уходит. Куда ни проедешь, везде главная проблема – тепловые сети. Казалось бы, у тебя есть газ, так зачем тебе тепловые сети? Поставь газовый котел в каждый дом и сними с себя проблему с тепловыми сетями. Вся проблема ЖКХ пойдет в каждый дом, где людям надо будет просто один раз в году нажать кнопку, чтобы включить котел, а второй – чтобы выключить. Все. Эти технологии у нас есть, они возможны и предлагаются, но пока не доходит. Другое дело, конечно, это вода. Да, ее надо будет проводить. К сожалению, остальные темы пока не поднимаются в поселковом строительстве.

- Судостроение. По плану строительство должно было начаться с 2014 года, но на отчетную дату (01.01.2015) работы еще нет. Есть ли сдвиги?

- По судостроению у нас зарезервировано около 500 млн. рублей, но тут та же самая проблема. Нет проекта, концепции и вообще неизвестно, что и где строить. Министерство транспорта нам должно сказать, как будет выглядеть механизм нашего финансирования. Если строить, то одни предлагают за пределами республики, другие – что надо в Жатае. Безусловно, завод в Жатае хороший вариант, так как деньги бы остались у нас в республике. Флот нам действительно надо менять. При этом нужно понимать, что все наши желания мы за 500 млн. не исполним. Тут как нельзя кстати придутся механизмы государственно-частного партнерства.

- Есть ли отличия между строительством объектов по отдельным направлениям? Какое самое проблемное?

- Каждый проект имеет те или иные трудности, и все проблемы друг на друга похожи – это, прежде всего, подготовка проектов.

Если же говорить о том, что за пределами тех задач, которые мы решаем, то это вопрос к образованию вообще, например. Мы строим школы, но в этих школах применяются технологии, которые были ещё в СССР. То же самое и в медицине, а ведь у всего мира уже другие системы. Сколько бы мы не ездили по объектам и не умилялись, как у них все здорово организовано, у нас, к сожалению, не очень торопятся к переходу к новому. Дома новы, но технологии стары. Ну, разве что материалы новые.

Справка:

ОАО «РИК Плюс» было создано в соответствии с распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 24 июля 2013 года №604-РП «Об участии Республики Саха (Якутия) в создании открытого акционерного общества «РИК Плюс» и по распоряжению единственного акционера, Республики Саха (Якутия) в лице Министерства имущественных отношений РС(Я) от 07 августа 2013 года, №Р-1363.

• АО «Республиканская инвестиционная компания» осуществляет права и обязанности единоличного исполнительного органа Общества.

Интервью подготовлено пресс-службой АО «Республиканская инвестиционная компания».

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
07.04.2015 15:52 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ