Россия расположилась на 62 месте в рейтинге гражданств мира
Выручка фонда «дочери Путина» за год выросла на 65 процентов
Экс-министр Абызов перевел в офшоры более 800 млн долларов
Сборная России узнала двух соперников по Евро-2020
Ксения Собчак оказалась самым богатым Instagram-блогером

ИА SakhaNews. 2 мая в Германии в результате сердечного приступа скончалась знаменитая советская и российская прима-балерина, хореограф, писатель, актриса Майя Плисецкая, сообщает ТАСС.

Президент России Владимир Путин выразил глубокие, искренние соболезнования родным, близким и всем почитателям таланта великой русской балерины Майи Плисецкой в связи с ее кончиной, сообщила пресс-служб Кремля.

Балерина Майя Плисецкая будет похоронена в России, сообщил ТАСС гендиректор Большого театра Владимир Урин.

Справка:

Плисецкая Майя Михайловна родилась 20 ноября 1925 года, в Москве, в семье крупного организатора советской промышленности Михаила Эммануиловича Плисецкого и актрисы немого кино Рахиль Мессерер, сестра и брат которой – Суламифь и Асаф Мессереры – были профессиональными танцовщиками. В 1930–1940-е годы они оба танцевали в качестве ведущих солистов Большого театра.

В 1937 году отец и мать Плисецкой были репрессированы. Отец был расстрелян, а мать была арестована через год после мужа и отправлена в Бутырскую тюрьму вместе с только что родившимся сыном, третьим ребёнком в семье. Затем была выслана в Казахстан, в Чимкент; в Москву вернуться ей удалось лишь в 1941-м году, за два месяца до начала войны. Майю и ее другого брата забрали к себе тетя и дядя, Суламифь и Асаф Мессерер, видные танцовщики Большого театра.

Девочку воспитывала тетка С.Мессерер, которая привела ее в Хореографическое училище.

В 1945 году Майя Плисецкая стала первой исполнительницей партии феи Осени («Золушка» Сергея Сергеевича Прокофьева, 1945), а затем в 1959 году она с огромным успехом исполнила партию Хозяйки Медной Горы в балете «Каменный цветок» того же автора (балетмейстер - Юрий Николаевич Григорович).

Среди лучших ролей М.Плисецкой: Мехменэ Бану («Легенда о любви» Арифа Джангировича Меликова, балетмейстсер Григорович, 1965), Кармен («Кармен-сюита» Жоржа Бизе — Родиона Константиновича Щедрина, балетмейстер Альберто Алонсо, 1967), Раймонда («Раймонда» Александра Константиновича Глазунова), Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» Петра Ильича Чайковского), Зарема («Бахчисарайский фонтан» Бориса Владимировича Асафьева), Китри («Дон Кихот» Людвига Федоровича Минкуса), Аврора («Спящая красавица» Чайковского), Царь-Девица («Конек-Горбунок» Р.К.Щедрина), Джульетта («Ромео и Джульетта» Прокофьева).

Играла в спектаклях зарубежных трупп: «Гибель Розы» (часть балета «Сад любви», Марсельский балет, 1973); «Болеро» (1975), «Айседора» (первая исполнительница, 1976), «Леда и Лебедь» («Балет ХХ века», Брюссель, 1979); «Федра» (Балетная труппа театра города Нанси, 1984; театр «Одеон», Париж, 1985; Римская опера, 1985), «Эль Ренидеро» (театр «Колон», Буэнос-Айрес, 1990).

Плисецкая поставила балеты: «Анна Каренина» Щедрина (1972, совместно с Натальей Ивановной Рыженко и Виктором В.Смирновым-Головановым, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии), «Чайка» Щедрина (1980, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии), «Раймонда» Александра Глазунова (1984, Оперный театр в Термах Каракаллы, Рим), «Дама с собачкой» Щедрина (1985, Большой театр; Плисецкая — первая исполнительница главной партии).

В 1983–1884 гг. являлась художественным руководителем балетной труппы Римской оперы, в 1988–1990 — балетной труппы «Театро лирико насиональ» (Мадрид), где возобновила балет «Тщетная предосторожность» П.Гертеля и выступила в спектаклях «Кармен-сюита» и «Мария Стюарт» на музыку Э. де Диего.

В 1992 году в театре «Эспас Пьер Карден» состоялась премьера балета «Безумная из Шайо» Щедрина, где балерина исполнила главную партию.

Впервые на киноэкране знаменитая балерина появилась в 1951 году в фильме Веры Строевой «Большой концерт». Потом были съемки в кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» и «Сказка о Коньке-Горбунке», «Анна Каренина». Приму Большого Театра пригласили в кинофильм-оперу «Хованщина». Балерина принимала активное участие в телеэкранизации балетов «Болеро» и «Айседора», «Чайка» и «Дама с собачкой».

В 1974 году Майя Плисецкая и солист Большого театра Богатырев снялись для телевидения в номере «Ноктюрн» на музыку Ф.Шопена, из балета «В ночи» выдающегося американского хореографа Джерома Роббинса.

В экранизации романа Льва Толстого «Анна Каренина» режиссера Зархи в 1968 года Плисецкая сыграла роль Бетси. Позднее она снялась в роли певицы Дезире в киноленте «Чайковский» режиссера Таланкина. А режиссер Вайткус позвал ее в свою картину «Зодиак», где она сыграла музу Чюрлениса.

В 1976 году режиссер Эфрос пригласил звезду балета сняться в телевизионном фильме «Фантазия» по повести Ивана Тургенева «Вешние воды».

Творчеству Плисецкой посвящены документальные фильмы «Майя Плисецкая» (1964; новая редакция 1981), кинофильм «Балерина» (1969), телефильм-концерт «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая» (1987). Творчеству Плисецкой также посвящены киноленты «Майя» Сакагуши для японского телевидения, «Майя Плисецкая» Делюша для французского телевидения.

Неповторимость великой балерины проявилась и в ее вызвавшей колоссальный интерес книге мемуаров «Я, Майя Плисецкая...» (1994). Эту книгу она посвятила своему мужу, выдающемуся композитору Р.К.Щедрину. Специально для жены он написал балеты «Конек-Горбунок», «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», взяв за основу знаменитую оперу Бизе, превратил ее в «Кармен-сюиту». Майя Плисецкая – и автор мемуаров «Тридцать лет спустя: Сердитые заметки в тридцати главах» (2007).

К 1991 году основные творческие и издательские интересы Родиона Щедрина сосредоточились в Мюнхене, и вскоре они с Майей Плисецкой обосновались в этом городе, хотя Плисецкая и Щедрин жили на три дома - большей частью в Мюнхене, в Москве и на своей даче в Литве.

Первым мужем Плисецкой был начинающий артист балета Марис Лиепа. О кратковременном супружестве бывшие муж и жена ни словом не обмолвились в своих мемуарах.

В 1950–е годы Плисецкая бывала в доме Лили Брик, в прошлом музы Маяковского, и ее мужа, писателя и литературоведа В.Катаняна. Там она пропела музыкальные куски из прокофьевского балета «Золушка», а хозяева записали это на пленку, которую дали прослушать молодому композитору Родиону Щедрину (он на 7 лет младше Майи).

Окончательно их свел балет «Конек-Горбунок», который в 1958 году решил поставить Большой театр. Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 года.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
03.05.2015 03:18 (UTC+9)

МАРАФОН
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ