В Якутии чествуют выдающегося сына республики
ДГК приостанавливает начисление пени для населения
Весна! В Якутии белый медвежонок вышел на свою первую прогулку
Энергетики продолжат плановые работы в Мегино-Кангаласском районе
В Челябинской области замминистра поймали на крупной взятке

ИА SakhaNews. В аэропорту Якутска приземлились самолеты легендарной воздушной трассы "АлСиб", сообщает ТАСС.

"Дугласов" на взлетно-посадочной полосе торжественно встретили ветераны авиации, руководители и сотрудники главной воздушной гавани Якутии и других авиапредприятий, а также представители СМИ. Далее в сквере им. Ю.А. Гагарина состоялся митинг памяти участников воздушной перегоночной трассы "Аляска-Сибирь".

Жители и гости Якутска смогут стать участниками уникальной акции и посмотреть на легендарные самолеты 2 августа с 11:00 до 15:00 на аэродроме аэропорта "Якутск".

Проект "Аляска - Сибирь - 2015" реализуется при содействии Русского Авиационного Общества, международной компании Wargaming и некоммерческого фонда BRAVO 369

с целью возрождения исторической памяти о воздушной трассе АлСиб. Два самолета - Douglas DC-3 и С-47 - повторяют маршрут перелета по легендарной перегоночной трассе. В проекте принимают участие российские летчики и пилоты из США.

Меньше чем за две недели преодолен маршрут Грейт-Фолс - Фэрбенкс - Анадырь - Магадан - Якутск. Впереди Братск, Красноярск и Москва - маршрут специально продлен до столицы для участия самолетов в Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-2015), после чего они будут экспонироваться в Москве в музее вооруженных сил или Минобороны, сообщает пресс-служба аэропорта "Якутск".

"По географическому расположению Якутск находился примерно посередине перегоночной трассы, - рассказывает ветеран авиации Якутии, автор книги "Авиаторы Якутии в боях за Родину" Михаил Васильев. - В итоге колоссальных работ, в аэропорту "Якутск" в 1942 г. появилась возможность эксплуатации и ремонта тяжелых транспортных и боевых самолетов, был расширен аэродром, возведено много технологических и бытовых объектов, также здесь работал самый мощный на северо-востоке страны радиоцентр - все это делало Якутск центром перегонки. В Якутске были расположены штабы перегоночной дивизии и Красноярской воздушной трассы, базировались 4-й перегоночный и 8-й транспортный авиаполки".

По словам Васильева, АлСиб называют "Трассой Дружбы", ведь тогда советские и американские летчики сплотились во имя одной цели и творили общую историю. Помимо перегнанных 8 тысяч американских истребителей, бомбардировщиков и транспортных самолетов, поставлялась военная техника, грузовой транспорт и продовольствие. АлСиб также называют Трассой Мужества, потому что американским самолетам приходилось преодолевать десятки тысяч километров над тундрой, горными хребтами, глухой тайгой в крепкие морозы, на большой высоте, с минимумом видимости и недостатком кислорода. Кроме того, наш летный состав впервые садился за штурвал американских самолетов. Все это, к сожалению, не исключало возможности аварий - всего за историю трассы было 45 катастроф и 113 жертв.

Перегоночная трасса "Аляска - Сибирь" сыграла большую роль в истории развития якутской авиации, ведь ее летчики составили золотой фонд личного состава Якутского управления гражданской авиации. Среди них - Валерий Кузьмин, Николай Сладков, Петр Кухто, Федор Козин, Владимир Браташ. Звание Героя Советского Союза получили летчики-якутяне Сергей Асямов, Михаил Лорин, Владимир Сапожников, Иван Симаков, Иван Шаманов и Ефим Парахов.

Кстати, в этом году памятник легендарному якутскому летчику, участнику перегоночной трассы Алсиб Валерию Кузьмину будет перенесен с улицы Гагарина на привокзальную площадь им. В.И.Кузьмина, где также будет разбит сквер (все финансовые затраты и организационные вопросы взял на себя аэропорт "Якутск"). Планируется, что памятник на привокзальной площади будет открыт к 90-летнему юбилею Гражданской авиации Якутии, который отмечается 8 октября.

Также к этому времени будет создан обновленный музей авиации, который будет располагаться на втором этаже нового аэровокзала на ста квадратных метрах. С момента создания музея в 2002 году он размещался по адресу ул. Гагарина, 8 в деревянном здании, принадлежащем аэропорту.

Справка:

"Аляска - Сибирь" - воздушная трасса, действовавшая с 1942-го по 1945 год. По ней из США в СССР по договору ленд-лиза перегонялись американские самолеты.

За время трехлетней бесперебойной работы советско-американского воздушного моста из Грейт-Фолс в Красноярск было доставлено 7926 боевых самолетов, а также вооружение, транспорт, материалы и продовольствие.

Трасса на территории СССР была разделена на пять этапов:

- Фэрбенкс (Аляска) - Уэлкаль (Чукотка) (1493 км) пролегал по Аляске над дремучими лесами долины реки Юкон, до города Нома на побережье, далее - через суровый Берингов пролив и над пустынной тундрой Восточной Чукотки;

- Уэлкаль - Сеймчан (Магаданская область) (1450 км) проходил над безлюдной Центральной Чукоткой и Колымским хребтом;

- Сеймчан - Якутск (1167 км) был самым тяжелым, приходилось преодолевать 1167 километров через полюс холода, где температура доходила до минус 600, над обширной высокогорной территорией с Верхоянским и Черским хребтами, на больших высотах, в кислородных масках;

- Якутск - Киренск (Иркутская область) (1330 км) проходил над глухой тайгой;

- Киренск - Красноярск (960 км) также проходил над сплошной тайгой, частично вблизи реки Лены.

Фото Саргыланы Сандар.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
01.08.2015 03:36 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ