«Аэрофлот» приостановил продажу субсидированных авиабилетов
Три фигуранта резонансного дела получили реальные сроки
Жители села Сватай спасались от пожаров на лодках. Видео
Работы по проектированию Ленского моста идут полным ходом
Площадь лесных пожаров в Якутии возросла на 600 гектаров

ИА SakhaNews. 13 октября землесос «Олекма» вернулся в свой родной затон в Якутске. О том, как спасали это судно, перевернувшееся весной прошлого года, ИА SakhaNews рассказали в пресс-службе ФБУ "Администрация Ленского бассейна".

С 4 июля по 16 октября 2014 года землесос «Олекма» был задействован на работах по обеспечению гарантированных глубин на перекате Верхний Олекминский. 17 октября, после окончания работ на перекате, землесос вышел в направлении порта приписки - Якутск и должен был прийти туда к 21 октября 2014 г.

На пути следования землесоса наблюдалось раннее льдообразование разной степени интенсивности. 19 октября около 2 часов ночи, когда перед перекатом Еловский стали ставить судно на якорь, землесос сел на мель.

Для оказания помощи экипажу землесоса были направлены буксиры «Кута» (проект Р-33 Якутского РВПиС) и «ОТ-2129» (ООО СК «Якутск»). Им удалось снять "Олекму" с мели, но отбуксировать ее к плановому месту отстоя не позволил начавшийся ледоход. Караван из судов смог подняться вверх по реке около 500 метров и остался на внеплановом отстое на 2015-м км реки Лена.

ФБУ «Администрация Ленского бассейна» был разработан план мероприятий для безопасного зимнего отстоя землесоса «Олема» в незапланированном месте. Были произведены зачернение и распиловка льда по периметру судна, выморозка ВРК, устранение водотечности корпуса, доставлено все необходимое, в том числе ГСМ.

Непредсказуемый характер ледохода на 2015-м км реки Лена, стремительный подъем воды в месте отстоя каравана судов (из-за затора выше по течению в районе поселка Солянка), низкие майские температуры (повлияли на то, что не произошло образование закраин реки), частичное разрушение и разряжение льда привели к тому, что у каравана судов к началу весеннего ледохода не оказалось возможности уйти в разводья.

Утром 9 мая уже этого года землесос «Олекма» с двумя буксирами - «ОТ-2129» и «Кута» - сорвало с переката сплошным льдом, а на 2005-м километре реки Лена они оказались оторванными друг от друга. Землесос получил повреждения корпуса, но экипаж продолжал борьбу за живучесть судна. После очередного сжатия судна льдом оно получило еще одну пробоину, и тогда было принято решение, чтобы экипаж покинул "Олекму".

На 1993-ем км реки Лена, судно погрузилось в воду левым бортом. Землесос продолжал получать повреждения льдинами, что привело к разрушению части надстройки судна и отрыву рулевой рубки.

Как позднее было установлено, «Олекма» затонула носом против течения - в семистах метрах левее оси судового хода и в семистах метрах от коренного левого берега. Судно лежало на грунте с креном на левый борт в 138 градусов и дифферентом на нос в 3,0 градуса.

Для составления плана подъёма землесоса была проведена изыскательская съемка - определены точные координаты нахождения землесоса, составлены карты окружающих глубин, глубин подходов к землесосу от судового хода, подходов от судового хода к левому берегу, что было необходимо для организации разгрузки и погрузки автотракторной техники.

В период с 27 июня по 1 июля водолазная фирма «ООО Гольфстрим» (г.Иркутск) провела обследование судна с целью определения состояния погруженной части судна, рельефа дна и количества наносов.

ФБУ «Администрация Ленского бассейна» разработало план проведения аварийно-спасательных работ по подъему землесоса «Олёкма» на 1993-ем км р.Лена.

С самого начала было ясно, что наиболее технически сложным и дорогостоящим станет разворот судна на днище. Применение при этом плавучих кранов и килекторных судов исключалось, так как таковых просто не было в бассейне реки Лена. Единственно возможным решением представлялось осуществление спрямления судна с помощью лебедок, установленных на левом коренном берегу.

Для подготовки подготовительных работ в район аварии были направлены бригада с тяжелой строительной техникой, брандвахта для проживания аварийно-спасательной бригады, 16-тонный плавкран, баржа с оборудованием и материалами, а также два буксирных судна.

Непосредственно на месте работа велась параллельно с двух сторон.

На берегу выполнялись работы по закладке четырех "мертвых" якорей - пачек из 15 лиственничных бревен диаметром в 300 мм каждой и четырех свай, уложенных в траншею, усиленную бетонной плитой на глубину трех метров, за которые был закреплен и выведен на поверхность под углом около 30 градусов к горизонту металлический трос диаметром 62 мм. Были также установлены две лебедки, прокладки из лафета. Общий вес стальных канатов и необходимого такелажа составил около 70 тонн.

30 сентября операция по перевороту судна началась с установки ниже по течению от землесоса бонового заграждения для локализации возможной утечки горюче смазочных материалов.

Поворот судна занял целый день и закончился постановкой судна на киль уже затемно. На следующий день началась операция по откачке воды из отсеков судна.

Даже после того, как большая часть отсеков судна была осушена, его осадка оставалась слишком большой из-за большого количества песка во внутренних помещениях. Ситуация усугублялась еще и тем, что основная масса песка находилась вдоль левого борта и вызывала значительный крен судна на эту сторону, поэтому было принято решение направить группу водолазов с мощными гидромониторами и эжекторами. Благодаря их слаженным действиям песок был удален из корпуса землесоса.

Для дальнейшего устранения крена использовалась частично затопленная баржа водоизмещением 2500 тонн, которая была закреплена за левый борт землесоса, после чего стало возможным их совместное всплытие.

Буксировка состава в Якутск также потребовала большой осторожности, но благодаря профессионализму экипажа буксира «Кута» в сопровождении путейских судов она была выполнена успешна.

Справка:

Земснаряд «Олекма» был построен в Чехии в 1986 г. и относится к классу речных дизель-электрических землесосов с гидравлическим разрыхлением и плавучим грунтопроводом. Он способен забирать с глубины вплоть до 14 м и транспортировать через грунтопровод длинною до 500 м до 2500 кубических метров песчаных грунтов в час.

Габаритные размеры судна: длина - 76,6 м; ширина - 10,55м. высота несъёмных частей - 13,65 м; высота борта - 3,00м. Доковый вес судна - 896,6 тонн.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
18.10.2015 21:08 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ