В 140 солнц! На Якутск навалится жара
Если в кране нет воды
СНГС: 12 июля ночью АЗС будут работать за наличный расчёт
В ДТП пострадали трое детей: водитель уснул за рулем
«Норд Голд» продолжает травить реки в Якутии?

Ученые бьют тревогу: основное русло реки Лены в районе Якутска смещается к правому берегу, в результате чего Якутск уже в ближайшие годы может лишиться глубоководного речного порта, а водозабор, и без того проблемный, придется переносить выше или ниже на десятки километров и строить протяженный водовод до города. Это вывод, сделанный на основании многолетних наблюдений, пишет журналист Виталий Андриaнов в газете "Якутия".

В районе разветвления русла Лены (между Табагинским мысом и Кангаласским камнем) постоянно идут сложные процессы переформирования проток, смещения островов и отмелей, «блуждания» фарватера, но в последнее время, отмечает автор, фиксируется стойкая закономерность - основное русло реки смещается к правому берегу.

Городской канал с одной стороны проходит по коренному берегу, где расположены речной порт, водозабор и т.д. С другой стороны — острова Хатыстах, Харылайах и дамба. Отмель, идущая от островов, за последние лет сорок удлинилась на два километра, перекрыв доступ проточной воды к водозабору.

В распоряжении редакции газеты доклад группы ученых, в числе которых профессор МГУ Роман Чалов. В нем дан тревожный прогноз на будущее: уже в ближайшие год-два судоходный фарватер может быть перенесен в Буорыларскую протоку, что удлинит подход к речному порту километров на десять-пятнадцать, а в чуть более отдаленной перспективе порт и вовсе придется переносить из столицы республики в другое место. Да и водозабор при таком развитии ситуации также надо будет строить либо выше, либо ниже города на изрядном удалении, соответственно потребуется протяженный водовод для снабжения Якутска.

Река начала уходить от города не вчера. Еще каких-то сто лет назад причалы находились прямо на месте нынешней набережной у Старого города. Туда, где сейчас воду можно увидеть только во время весеннего половодья, подходили суда с товаром и разгружались прямо у «Кружала».

Судоходство в городской протоке сохранялось вплоть до 20‑х годов прошлого века.

В 70‑х годах прошлого века процесс был приостановлен: в районе Якутска тогда было много постоянно работающих земснарядов. Вместо увеличения объемов этих работ они постепенно стали сокращаться.

Ученые предлагают два варианта действий в сложившейся ситуации. Первый: не спорить с природой, принять как факт уход русла от Якутска и просто перенести речной порт в район Жатая. Второй: провести целый комплекс капитальных регуляционных мероприятий с прокладкой прорезов и дноуглубительными работами, перекрытием проток, чтобы основное русло осталось в Адамовской протоке, и город по-прежнему имел прямой выход к Лене (с хозяйственной точки зрения).

И то, и другое требуют изрядных капитальных вложений и глубокого научного исследования.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
23.10.2015 03:34 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ