План северного завоза будет выполнен на все сто процентов
В Якутии по факту исчезновения вертолета Eurocopter проводится доследственная проверка
Снята серия фильмов об истории становления Православия в Якутии
В Нерюнгринском районе объявлен конкурс на памятник каюрам-первопроходцам
Льготная ипотечная программа в ДФО потребует выделения 5-10 млрд рублей

Мир полон тайн и мистики, в нем много непознанного и непостижимого. Как много загадочных легенд и преданий хранит наш северный край. И эти легенды возникли не просто так, а в них сокрыт глубокий смысл в познании мира…

В далекой юности я прожила два года в среднеколымском краю. Там каждая местность имеет свои особенные сакральные мифы. В моем воображении до сих очень живы яркие впечатления от тех, услышанных лет сорок назад, преданий. Перед глазами выплывает мистическая картина. На закате дня, когда багровое осеннее солнце, подернутое дымкой холодного тумана, садится за горизонт, при свете танцующих, полыхающих язычков пламени священного обрядового костра камлают семь ойуунов - шаманов. Великие Жрецы религии Белых Божеств совершают сакральное таинство избавления северного края от зла, выплетая из священных заклинаний – благословений - алгысов астральные бечевки для привязывания семи демонов из преисподней. Как повествуют старожилы, вблизи поселка Сылгы–Ыытар есть местность, где семь великих шаманов привязали демонов зла. С течением времен эти вековые астральные привязи для демонов износились, истончились, ибо не рождаются ныне на северной земле шаманы, способные плести из сакральных гимнов - алгысов бечеву, удерживающую зло. А когда эти невидимые астральные бечевки порвутся, в Мире наступит хаос, Мир погрязнет в грехе, лжи и алчности…

Мир легенд и преданий всегда завораживал меня, и я решила поведать сказания былых времен.

В северных районах Якутии на берегах рек Колыма и Индигирка с давних пор существуют легенды о необычном племени – чучунаа, или снежных людей. Есть много очевидцев, видевших это непонятное животное или человека другой формы развития. Все очевидцы утверждают, что чучунаа высокого роста, крупного телосложения, одет в звериные шкуры. Волосы у него длинные, при беге развеваются на ветру. Чучунаа вооружен луком со стрелами. Он двигается быстро и бесшумно. Эти непонятные существа преодолевают дальние расстояния очень быстро, будто несутся на крыльях. При встрече с чучунаа человек чувствует непонятный панический страх, хотя чучунаа ведет себя неагрессивно, даже иногда дружелюбно.

Впервые мировая общественность узнала о диком человеке в 1907 году, когда в географические общества и Академии наук разных стран начали поступать сенсационные сообщения о свидетельствах существования «снежного человека» на Тибете, на Тянь–Шане, в Центральной Азии, на Крайнем Севере. Встречи со странными существами происходили в основном в горных труднодоступных местах.

С тех пор загадка дикого человека начала волновать умы не только искателей приключений, но даже почтенных ученых – этнографов. Какие только не выдвигались версии и гипотезы! Одни считали, что это потомок неандертальца, исчезнувшего внезапно около 4 млн лет назад – реликтовый гуманоид, дикий первобытный человек. Другие предполагали, что чучунаа – это персонаж якутских и северных мифов, плод фантазии и воображения.

В северных улусах до сих пор можно найти людей, видевших чучунаа.

Когда–то в детстве в Среднеколымске я слышала рассказ одной очень старой юкагирки, которая поведала мне историю своей бабушки. Давным-давно бабушка этой пожилой юкагирки, будучи молоденькой девушкой, пасла со своим братом стадо оленей у подножья высоких гор. Была зима, молодые люди потеряли оленей. Брат поехал за помощью в стойбище. В это время разразилась буря, снесло сильным ветром чум девушки. Девушка решила подняться на гору и переждать бурю в пещере. Долго карабкалась, силы иссякли. То ли вздремнула, то ли потеряла сознание, потом очнулась она в пещере, а там тепло, горит костер, пахнет жареной олениной. Вокруг огня сидят огромные люди, одетые в звериные шкуры, молча едят мясо. Девушку охватил необъяснимый ужас, руки-ноги сковало, хочет кричать, но звук не выходит. Она подумала, что замерзла и умерла, попала в ад за то, что не уберегла стадо.

А вокруг огня сидят демоны, утащившие их оленей. Увидев, что девушка зашевелилась, один из «горных демонов» подошел к ней, дружелюбно улыбнулся, показав ряд крупных белоснежных зубов, что-то мирно помычал и протянул кусок прожаренного на костре мяса. Лицо его было покрыто легкой, светлой шерстью, глубоко посаженные, зеленовато–серые глаза горели странно, взгляд был острый, пронизывающий, но вполне добрый. Разговаривали между собой эти странные существа короткими мычанью подобными звуками. От этих звуков кружилась голова. Чуть придя в себя, девушка поняла, что попала в пещеру к семейству чучунаа, их было девять: муж с женой и семеро детей разного возраста. Женщина–чучунаа была покрыта светло-серой, серебристой шерстью, одета в шкуры белого оленя и белого песца. Мужчина-чучуна был покрыт шерстью чуть темнее, только шерсть на лице была светлая. Дети были тоже серовато–серебристые, самый маленький был золотисто–серым. Девушка вместе с семейством чучунаа переждала бурю в пещере, потом отец семейства со старшими сыновьями проводили ее до стойбища. Потом чучунаа не раз помогали ей, приводили заблудших оленей, оставляли гостинцы в виде разделанной туши жирного крупного лося, когда род этой девушки голодал. Девушка мысленно и вслух благодарила чучунаа за свое спасение и за помощь в трудную минуту.

Долго не выходила замуж эта девушка, парни боялись из-за того, что она дружила с чучунаа, многие считали ее невестой чучунаа. Но нашелся один смельчак из соседнего рода и женился на ней, увидев какой красивой была эта девушка. Родила девушка семерых детей: пять сыновей и двух дочерей. Из сыновей двое стали именитыми шаманами, оба были шестипалыми. Трое стали великими охотниками, они очень быстро преодолевали дальние расстояния, были смелыми и ловкими, до самой смерти им сопутствовала удача в охоте. Две дочери были на редкость красивы, белокожи, нежны, с острым взглядом зеленовато–серых глаз, стали искусными мастерицами, были певуньями, их серебристые, чистые голоса пленяли слушателей.

Позже из рода этой девушки появилось много знатных людей. Старики говорили, что общение с чучунаа преобразило кровь девушки и в ней проснулись гены далеких предков, имеющих некую связь с миром чучунаа и тонким миром, который был доступен только для восприятия ушедших в небытие прародителей человечества. Так гласит предание былых времен…

На берегу реки Туостаах в Верхоянском улусе лежит огромный гранитный валун. Согласно древней легенде, этот камень с верха горы скатил чучунаа для того, чтобы отметить границу своего проживания и охоты.

Правда это или вымысел, в середине марта 2002 года около села Барылас Верхоянского улуса в волчий капкан попалось странное, покрытое шерстью существо, которого сразу похоронили, испугавшись злых духов. До сих пор живы в народе легенды и мифы о чучунаа…

Варвара КОРЯКИНА,

г. Нерюнгри

Фото: sibdepo.ru

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
11.02.2017 22:27 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ