План северного завоза будет выполнен на все сто процентов
В Якутии по факту исчезновения вертолета Eurocopter проводится доследственная проверка
Снята серия фильмов об истории становления Православия в Якутии
В Нерюнгринском районе объявлен конкурс на памятник каюрам-первопроходцам
Льготная ипотечная программа в ДФО потребует выделения 5-10 млрд рублей

Хожу по тихим залам музея. Посетителей совсем нет. Люблю я эту загадочную умиротворяющую тишину. Никто и ничто не мешает. Оставаясь наедине с предметами, пришедшими к нам из далеких, окутанных ореолом таинственности, легкой дымкой загадочности времен, чувствуешь дыхание тех, канувших в небытие лет. Мысли мои летят сквозь время. Эти вещи говорят о многом, могут поведать о судьбах владельцев, о целом поколении знатных родов саха.

Будто слышу крики и шум битв, зловещее ржание боевых коней, свист летящих стрел, скрежет и лязг сверкающих холодным блеском батыйа, тяжелый, рассекающий воздух, полет копий во времена Великих междусобных войн, во Времена Кыргыс…

Перед глазами плывут образы людей тех времен. Мужественные воины, сложившие свои юные головы за свободу и прославление своих великих, знатных родов. Лица у них одухотворенные и чистые. Они не кровожадные. Времена были такие. Только в войнах и битвах мужчины становились настоящими мужчинами. Это жизнь. Жизнь и есть великая битва…

Особенно нравится мне рассматривать старинные женские ювелирные украшения и национальную одежду. Я знаю, в них сосредоточен весь мир, все мироздание, их можно читать как древнюю рукопись, пришедшую из глубины веков. Смотрю на древний ритуально–культовый изысканно–прекрасный комплект женских украшений. Матовый блеск старинного серебра завораживает меня.

Будто слышу за спиной легкое дуновение, чувствую чье–то незримое присутствие. На стекле музейной витрины мерещится чье–то прекрасное отражение. Я знаю кто это. Ее я увидела давно, в далеком детстве…

Национальная одежда любого народа отражает его мировоззрение и мироощущение. В них народ вкладывает свое понимание устройства Вселенной и окружающего мира. У народа саха национальная одежда тоже тесно связана с религиозным восприятием мира, с обрядами и ритуалами. Для саха мир делится на три яруса: Верхний Мир – мир Верховного Бога – Юрюнг Аар Айыы Тойона, божеств и небожителей. Срединный Мир – мир людей и богоподобных духов. Нижний Мир – мир демонов и бесов, негативной энергии.

Согласно данному мировоззрению саха одежда тоже делится на три важных компонента. Головной убор относится к Верхнему Миру, относится к божествам, поэтому имеет навершие, украшенное круглой серебряной пластиной, олицетворяющей Солнце. Почти все головные уборы у саха устремлены ввысь к небесам, украшены орнаментами, олицетворяющими изобилие и небесное покровительство.

Наши предки трепетно относились к головному убору. В головных уборах таится часть души человека, поэтому украшения (туосахта – круглая серебряная пластинка, навершие, рога, лировидный узор) связывали человека с Высшими Божествами. Головной убор для саха имеет сакральное значение, порча и кража этого элемента одежды приравнена к смертным грехам.

Одежда относится к Срединному Миру, своеобразному и богатому, поэтому шубы, пальто, дохи, жакеты, платья необыкновенно красивы и украшены изысканно и щедро. Все узоры и орнаменты рассказывают о владельце многое: о том, какого рода – племени, о социальном статусе, о семейном положении, о роде деятельности и о многом другом. Также они охраняют владельца от негатива.

Подвески, которыми щедро украшена женская одежда, имеют важное охранное значение от злых сил и негатива. Своим тонким звоном и легким движением они посылали в пространство информацию о владельце одежды. Каждый человек движется и ходит особенно, присущей лишь ему походкой и создает свою вибрацию в мире. И мир реагирует на него по его вибрациям. Подвески помогали человеку получить отклик на свою вибрацию от окружающего мира. Наши предки старались двигаться плавно, тихо, чтобы мир также мирно реагировал на его действия.

Обувь относится к Нижнему Миру, узоры на торбасах олицетворяют ветви корней Мирового Древа – Аал Кудук Мас. В некоторых поверьях говорится, что именно через дырявую обувь попадает нечисть в тело человека. Поэтому в древности саха тщательно следили за обувью, ухаживали за ней, даже вышивали охранные знаки на них в виде идеальных ромбиков и бесконечных узоров, исходящих друг от друга, непрерывной цепочкой обвивающих голенище обуви. Стройный ряд ромбиков и бесконечная непрерывная цепь орнаментов – это ограда от злых чар. В глубокой древности саха очень редко ходили босиком, могли пройтись босиком по зеленой свежей траве, по чистой воде, по скрипучему мягкому песку, вбирая в себя целебную энергию Матери-земли.

Человек – это маленькая Вселенная, живущая по таким же божьим или природным законам, как то бескрайнее пространство, окружающее нас. Все в мире взаимосвязано: поведение человека находит отклик во Вселенной, а процессы, происходящие во Вселенной, влияют на человека.

В верованиях многих древних народов цвета имеют особое, даже некое мистическое значение. В национальной одежде народ саха использовал определенные цвета и тона, которые символизировали какие–либо религиозные или мистические понятия. Саха пытались использовать чистые тона и яркие цвета. Цвет – это световые волны, поэтому разные цвета по–своему влияют на человека, на его психику, внутреннее состояние, самочувствие. Все это прекрасно знали наши предки и пользовались своими знаниями в повседневной жизни, в проведении обрядов.

Красный цвет символизирует кровь и связь с предками. Этот цвет имеет сильную энергетику и активизирует жизненную силу человека. Это цветовой символ Ийэ Кут – материнской души.

Зеленый цвет олицетворяет жизнь, процветание, рост и продвижение. Он настраивает человека на наслаждение жизнью и гармонизирует душевное состояние, как свежая зелень травы и молодой листвы весной, радует и греет душу.

Желтый цвет – цвет радости, Солнца и изобилия изгоняет печальные мысли, олицетворяет молодость.

Черный цвет – цвет земли, символ прочности, спокойствия, надежности придавал уверенность и самодостаточность. Также трактуется и темно – коричневый цвет. Этот цвет олицетворяет Буор Кут – земную душу.

Голубой, синий (халлаанкуох) и фиолетовый (чээлэйкуох) цвета – цвета мудрости и тайных знаний символизируют бескрайний голубой космос, высший разум.

Белый цвет - цвет чистоты и непорочности символизирует Солнце в понятии Верховного Божества, это цвет белых божеств. Это символ Салгын Кут – воздушной души человека. Древние саха считали, белый цвет таит в себе все цвета, это изначальность, где проявляется бытие.

В глубокой древности саха часто использовали в украшении одежды бисер черного, голубого и белого цветов. Они олицетворяли уровни духовного роста человека. Человек морально рос, становился спокойным, уверенным в себе и надежным. Этот этап развития отражался черным цветом бисера. Становился земным человеком. Затем человек постепенно познавал тайну жизни, становился мудрее, получал те древние знания, которые передавались в основном на генном уровне и раскрывались по мере духовного роста и развития. Этот отрезок развития воплощался в узорах в виде голубого бисера. Познав гениально простой смысл древних тайн, человек становился духовным, приближался к Белым Божествам, морально готовился к переходу в мир предков. Этот финальный уровень духовного роста отражался белым бисером. Вся человеческая жизнь сосредотачивалась в этих трех цветах.

В одежде много элементов, имеющих охранную функцию, почти все украшения - это обереги. Их носят на жизненно важных точках тела, чтобы они отражали и отводили от владельца негативную энергию, порчу и сглаз.

Украшения – обереги саха начинали носить с раннего возраста. Девочкам пяти–шести лет, иногда с семи дней от роду, прокалывали уши и надевали серебряные сережки, в волосы уже подросших девочек вплетали косоплетки и накосные украшения, которые также имели охранное значение. Кроме этого на одежду маленького ребенка пришивали металлические пластинки или бубенчики. Один из таких амулетов – дьайаа - подвешивали на спинку детской одежды. Дьайаа представляет собой медную пластину круглой формы, имеющую по краям три отверстия, а в середине – изображение льва. Подобные обереги – бляхи дети обычно носили с того возраста, когда они могли сидеть, и до семи лет, затем по мере укрепления трех кут – душ ребенка их снимали. Основное назначение детских украшений – оградить ребенка от злых духов – абаасы и иных потусторонних сил.

Особую роль древние саха придавали женским украшениям и ювелирным изделиям. Украшения в основном изготавливались из серебра.

В народе считалось, что серебро обладает очистительным и магическим свойствами. Оно всегда ассоциировалось с благородством и чистотой. Матовый блеск и белый цвет серебра, по древним верованиям, отпугивали злых духов, также этот благородный металл имел лечебное свойство. Изделия из серебра использовались как средства от многих болезней. Также украшения должны быть звенящими, звон металла также благотворно влиял на человека.

Сияющее таинственным матово–лунным блеском нагрудно-наспинное украшение – илин–кэлинкэбисэр – одно из наиболее древних и самобытных украшений, отличается монументальностью форм, сложной конструкцией и, несмотря на все это, необыкновенным изяществом и утонченностью.

Нагрудные украшения оберегали уязвимое место женщины – солнечное сплетение, где, по мнению древних саха, сосредотачивалась жизненная энергия человека, его Ийэ Кут и откуда энергетические вампиры высасывали жизненные соки человека, через них шаманы очищали ауру и тело от всякой нечисти и порчи. Серебряные звенящие украшения отражали негатив от самых важных точек тела человека.

Наспинные украшения, как и все древние элементы традиционной одежды саха, имели охранную функцию. Кэлинкэбисэр оберегали женщину со спины от всякого негатива, своим звоном отпугивали злых духов, серебряным, матовым блеском отводили сглаз, отражали стрелы порчи. Они служили защитой середины позвоночника (когюсхарага) – самого уязвимого места человека.

Нагрудные и наспинные украшения составляют очень массивный богатый, изысканный и необыкновенно красивый комплект женских, торжественных, ритуальных украшений, имеющий сакральное магическое значение.

Серьги (ытарга) - одно из наиболее распространенных и обязательных женских ювелирных украшений – амулетов, которые сопутствовали женщинам саха в течение всей их жизни. Согласно представлениям саха, уши являются особой сакральной частью тела, где сосредоточена земляная душа – Буор Кут. Серьги охраняли от негатива Буор Кут женщины. Для женщины Буор Кут – физическое и биологическое начало имело особое значение, именно ей природа доверила вынашивать ребенка в себе. Для того,чтобы родить здоровых детей женщина должна обладать сильной и здоровой Буор Кут.

Самыми распространенными являются серьги, состоящие из двух частей: из кольца иэмэх и лировидной подвески, дополненной мелкими привесками различных форм. По форме серьги напоминают женский силуэт в национальной одежде. Кузнецы – ювелиры в них вкладывали информацию о хозяйке украшений. Эти серьги защищали Буор Кут женщины, через эти серьги очищалось и защищалось биологическое начало женщины.

Серьги с прорезью и висюлькой носят женщины, имеющие детей. А у девушек подвески без прорези и украшены богатым растительным орнаментом.

К волосам и косам древние саха относились с трепетом. Они считали, что в волосах хранится много информации о человеке. Существовали поверья, что шаманы, взяв волос человека, могли его околдовать, настроить на какие–то действия. В глубокой древности даже существовал обычай состригать волосы покойницам. С длинными волосами хоронили лишь удаганов, потому что после смерти у них начинался новый этап жизни в ином плане. Считалось, что обычные женщины уже прошли свой земной путь, радости и горести остались позади, поэтому они должны предстать перед миром предков в первозданном виде, не обремененные земными заботами. Именно в волосах, по мнению древних саха, заключалась информация о жизни каждого человека. Было много поверий, связанных с волосами. Смена прически, даже пробора могла изменить жизнь человека. Женщинам нельзя было состригать волосы. Длинные здоровые, красивые волосы были гордостью любой женщины. В старину девушки и женщины саха умели ухаживать за волосами, украшали косы всевозможными способами и украшениями в виде накосников и косоплеток, богато украшенных бисером и серебряными подвесками. Чтобы избежать негативного влияния со стороны на косы привязывали и вплетали звенящие украшения. Девушкам и женщинам запрещалось ходить с распущенными волосами, считалось, распущенные косы вбирают в себя негатив.

Нижняя часть тела женщины, где находились детородные органы, для саха – самое святое, поэтому серебряные набедренные украшения оберегали девушек и женщин. Также они символизировали непорочность, целомудренность хранительниц домашнего очага. Звон металлических набедренных украшений говорил о многом: о характере и темпераменте девушки, о том, какое у нее будет потомство, какой женой она станет, будет ли счастлива в браке…

Атрибутом женского наряда были наборные серебряные пояса, куда подвешивались различные мелкие изящно сделанные предметы обихода: хаппар - кисет для хранения мелких повседневных предметов; круглый серебряный календарик; игольник (иннэлик) из серебра; кыалык–трутница - небольшой красиво вышитый мешочек, в котором были кремень (чокуур) и стальное кресало. Также среди своеобразных украшений женского пояса были искусно сделанные из серебра мелкие предметы туалетного характера: зубочистка, ухочистка, щипчик.

К поясу подвешивался амулет сасылтумса, сделанный из меха конца лисьей мордочки, к обрезанному концу которой привешены серебряные украшения, бисер разных цветов, вышит серебряными нитками и шелками. Этот амулет – магический и сильный оберег от нечистой силы, всякого рода порчи и сглаза.

Пояса символически делили тело человека на две части и соединяли эти части воедино: верхнюю часть, которая близка к божествам и нижнюю, земную часть. Пояс символизировал небесное и земное происхождение человека, которое гармонично соединяется, завязывается при помощи пояса.

Украшения для рук – самые распространенные амулеты.

В древности женщинам не разрешалось ни готовить, ни убираться, ни доить корову без серебряных колец на пальцах. Именно ношение колец освящало то, чем занималась женщина.

Браслеты у саха всегда парные, их носили на обе руки. Браслеты–бөҕөх благоприятно влияли на самочувствие женщины, нормализовали пульс, сердцебиение, кровообращение, успокаивали и охраняли от негатива.

Древние саха знали, что человек своим раздражением, нервными действиями, криком возмущения, злобой накликает на себя негатив. А спокойствие притягивает спокойствие и благодать. Поэтому многие украшения способствовали нормализации самочувствия и успокоению.

Ворот платья застегивался изысканно сделанными брошами и застежками, они также защищали женщину от всякого негатива, закрывали доступ злых сил телу человека.

Носить одежду и украшения – это особое искусство, требующее знание законов мироздания. Все в мире устроено по особому закону, и надо жить по этим издревле установленным заповедям. Девушка и женщина украшают этот мир. Женщина без украшений, что поле без цветов. Украшая себя, женщина притягивает благополучие своей семье, своему дому. Так считали древние саха.

Символичность и таинственность этих произведений ювелирного искусства нам, потомкам великих кузнецов, ювелиров и творцов прекрасного, не до конца доступны для понимания и восприятия…

Такая богато и щедро украшенная, традиционная национальная одежда саха олицетворяет космогоническую картину мира, связана с древнейшими знаниями далеких предков, отражает художественное восприятие окружающей среды, красоту мироздания, богатый духовный внутренний мир саха. Национальный костюм – это не просто одежда, а своего рода эпическое произведение, послание древних предков…

Варвара КОРЯКИНА,

г.Нерюнгри

Фото: livemaster.ru

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
04.03.2017 23:41 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ