В Алданском районе вручили «Золотую лиру»
В Верхоянском районе будут разрабатывать золотоносное месторождение
Неопытный водитель разбил свою машину через 10 дней после ее покупки
Огромный эчпочмак удивил нерюнгринцев!
Импортозамещение: первую шахтную подземную машину испытают в Якутии

7 апреля, в день основания Всемирной организации здравоохранения, отмечается Всемирный день здоровья. А знаем ли мы свои права в сфере здравоохранения?

В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Основные права пациентов медицинских учреждений перечислены в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон).

Так, согласно ст. 19 данного Закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Пациент имеет право на: 1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; 2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; 3) получение консультаций врачей-специалистов; 4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами; 5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; 6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях; 7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну; 8) отказ от медицинского вмешательства; 9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи; 10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав; 11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Статьей 20 Закона предусмотрено, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Пациент имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев: 1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи); 2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; 3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами; 4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления); 5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

При отказе от медицинского вмешательства пациенту либо его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

Согласно статье 21 Закона при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.

В соответствии со статьей 22 Закона каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Порядок ознакомления с такой документацией утвержден приказом Минздрава России от 29.06.2016 № 425н, которым установлены правила ознакомления пациента либо его законного представителя с оригиналами медицинской документации, отражающей состояние здоровья пациента и находящейся на рассмотрении в медицинской организации и иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность на основании соответствующей лицензии.

Основанием для ознакомления с медицинской документацией является поступление в медицинскую организацию от пациента либо его законного представителя соответствующего письменного запроса, в котором указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) пациента/законного представителя пациента; место жительства (пребывания) пациента; реквизиты документа, удостоверяющего личность пациента/законного представителя пациента (при наличии); реквизиты документа, подтверждающего полномочия законного представителя пациента (при наличии); период оказания пациенту медицинской помощи в медицинской организации, за который пациент либо его законный представитель желает ознакомиться с медицинской документацией; почтовый адрес для направления письменного ответа; номер контактного телефона (при наличии).

Ознакомление осуществляется в специально выделенном для этого помещении медицинской организации, где перед передачей пациенту или его законному представителю для ознакомления оригинала медицинской документации обеспечивается сохранение копии медицинской документации на бумажном носителе.

Как уже было замечено, в силу п. 2 ст. 19 Закона каждый гражданин имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с Госпрограммой.

Согласно п. 1 ст. 80 Закона по Госпрограмме (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) предоставляются только определенные виды медицинской помощи.

В настоящее время действует базовая Госпрограмма, утверждённая постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Однако следует отметить, что существуют также территориальные программы, разработка, утверждение и реализация которых относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья (пп. 3 п. 1 ст. 16 Закона).

В соответствии с п. 3 ст. 80 Закона если медицинская помощь оказывается в рамках Госпрограммы или территориальной программы, то это означает, что не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случае их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;

- размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или другого законного представителя в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше указанного возраста - при наличии у него медицинских показаний;

- транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в целях выполнения порядка оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи в случае необходимости проведения такому пациенту диагностических исследований при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей пациенту медицинскую помощь;

- транспортировка и хранение в морге поступившего для исследования биологического материала, трупов пациентов, умерших в медицинских и иных организациях, и утилизация биологического материала;

- медицинская деятельность, связанная с донорством органов и тканей человека в целях трансплантации (пересадки), включающая проведение мероприятий по медицинскому обследованию донора, обеспечение сохранности донорских органов и тканей до их изъятия у донора, изъятие донорских органов и тканей, хранение и транспортировку донорских органов и тканей.

Госпрограмма, территориальные программы достаточно объемны по своему содержанию. В этой связи законодатель обязал медицинскую организацию информировать граждан о возможности получения ими медицинской помощи в рамках Госпрограммы и территориальных программ (пп. 3 п. 1 ст. 79 Закона).

Даже при оказании платных медицинских услуг потребителю (заказчику) предоставляется в доступной форме информация о возможности получения им соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках Госпрограммы и территориальной программы. При этом, отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемой такому потребителю без взимания платы по Госпрограмме и территориальной программе (п. 6 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006).

Данная информация в силу пп. 7 п. 1 ст. 79 Закона должна быть доведена до граждан в доступной форме, в том числе с использованием Интернета.

Следует отметить, что оказание платных медицинских услуг в случае, когда у медицинской организации была возможность предоставить их бесплатно, может повлечь административную ответственность по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (ведение предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, установленных специальным разрешением (лицензией)).

Кроме того, не стоит забывать, что на пациента распространяется действие Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей". Это означает, что пациент в случае нарушения его прав может требовать компенсации морального вреда (ст. 15).

Также в случае установления факта непредоставления медицинской организацией пациенту в доступной форме информации о возможности получения им соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках Госпрограммы и территориальной программы это может повлечь административную ответственность по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 6.30 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение медицинской организацией обязанности по информированию граждан о возможности получения ими медицинской помощи в рамках Госпрограммы и территориальных программ.

Следует помнить, что каждое право предполагает под собой исполнение соответствующих обязанностей.

Так, согласно статье 27 Закона, граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Знайте свои права и обязанности в сфере здравоохранения и будьте здоровы!

Александра ШИБИНА,

прокурор отдела

по надзору за законностью правовых актов,

соблюдением прав и свобод граждан

прокуратуры Республики Саха (Якутия).

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
07.04.2017 03:58 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ