В Челябинской области замминистра поймали на крупной взятке
Глава Якутии заболел? Видео
Россиян на время нерабочих дней обеспечат бесплатным доступом к Рунету
В Якутии заступили на боевое дежурство части ПВО Севфлота с комплексами С-300
Число заразившихся коронавирусом в РФ превысило 4 000 человек

С чего всё начиналось

Открытая в 1955 году знаменитая алмазная трубка «Мир» дала жизнь сначала рабочему посёлку, а потом и городу Мирному. 1 января 1960 года вышел в свет первый номер газеты «Мирнинский рабочий». 25 июня того же года новое издание напечатало первую литературную страницу и объявило конкурс на лучший рассказ, очерк, фельетон и стихотворение.

Всего в тот год было опубликовано пять литературных страниц и один «Литературный уголок». В последней «Литературной странице» от 17 декабря сообщалось, что победителем конкурса стал работник техбазы треста «Якуталмаз» Николай Зиновьев. Первой премией в 300 рублей был отмечен его рассказ «Кто-то грустит о тебе».

Среди строителей и специалистов, прибывших возводить новый город посреди глухой тайги, было немало выпускников столичных вузов и молодёжи, влюблённой в поэзию, музыку, искусство. Всем им хотелось общения.

В марте 1961 года в Мирный в творческую командировку приехал член Союза писателей СССР, председатель правления Союза писателей Якутии Николай Якутский (Золотарёв). Автор многих прозаических произведений взялся за повесть об открытии алмазов в Якутии. 16 марта в зале заседаний ГК КПСС состоялась встреча известного в республике писателя с начинающими поэтами и прозаиками Мирного. Эта встреча взволновала творческих людей города и, возможно, послужила серьёзным толчком к созданию литературного объединения.

3 июня 1961 года районная газета опубликовала объявление: «Вниманию начинающих поэтов и прозаиков! При редакции создаётся литературное объединение. Первое занятие состоится 13 июня в шесть часов вечера в помещении редакции. Приглашаются все желающие». Инициатором создания литературного объединения при редакции, по словам Михаила Морозова, был ответственный секретарь Иван Косторнов.

На историческую встречу в редакцию 13 июня 1961 года пришли Николай Зиновьев, Михаил Морозов, Михаил Никифоров, Валентина Норолина, Леонид Устинов, Галина Верхотурова и другие мирнинцы, кому по душе литературное творчество. Познакомились, рассказали о себе, поделились своими планами на будущее. Кто-то уже имел публикации в газетах и журналах, кто-то только мечтал об этом.

С тех пор так и повелось – собираться вместе по пятницам, после работы, читать друг другу стихи и рассказы, обсуждать написанное, учиться литературному мастерству. Молодые поэты и прозаики наметили план действий литобъединения и выбрали своим руководителем более опытного Николая Алексеевича Зиновьева – старшего экономиста техбазы треста «Якуталмаз», рассказы и стихи которого уже полюбились читателям районной газеты.

17 июня 1961 года газета опубликовала талантливое стихотворение Михаила Морозова (на снимке) «Электрод», а 11 июля новорожденное городское литературное объединение заявило о себе во весь голос первой литературной страницей.

В июле 1962 года в Мирном побывали поэты Николай Глазков из Москвы и Виктор Алданский из Якутска. По свежим впечатлениям Николай Глазков написал несколько стихотворений о Мирном. На литературный вечер пришла общественность города и, конечно же, члены городского литературного объединения.

В 1962 году в состав литературного содружества влились Александр Гаспер, Геннадий Годенов, Юрий Голубев и Ирина Весенняя.

Летом 1963 года в Мирный в творческую командировку приехали народный поэт Якутии Серафим Кулачиков-Элляй и русский поэт-якутянин, на тот момент автор двух сборников стихов Сергей Шевков. 27 июля состоялась встреча за круглым столом в редакции гостей с журналистами и членами городского литературного объединения.

«Судя по стихам, напечатанным в газете, – сказал во время своего выступления Элляй, – в Мирном есть талантливые начинающие поэты. Надо заботливо растить их. И в этом отношении очень полезным надо считать организацию литературного объединения. Мы же, старшие товарищи, всегда поможем вам. Давайте сотрудничать».

Сергей Шевков выступил с разбором стихов мирнинцев – выражаясь современным языком, провёл мастер-класс, а после завёл разговор о литературном мастерстве.

В 1963 году в газету пришла работать молодая учительница русского языка и литературы Мэри Софианиди, приехавшая в Мирный из Грузии. Первое время она работала корректором, потом перешла в литсотрудники. Она влилась в коллектив ЛИТО, пригласила туда своих друзей – художников и музыкантов, а вскоре и возглавила литературное содружество.

Впервые как руководитель Мэри Софианиди фигурирует в литературной странице, опубликованной 1 мая 1964 года, но, возможно, она стала руководителем раньше, в октябре 1963 года. Во всяком случае, Мэри Михайловна летоисчисление «Кимберлита» вела именно с октября 1963 года. Возможно, она считала, что с её приходом ЛИТО переродилось и стало другим.

Встречи творческой молодёжи были многолюдными и многоплановыми. По словам Мэри Софианиди, общество объединило всех, кто любит живопись, музыку, кино, поэзию. Собирались, чтоб обсудить книжные новинки, послушать Баха и Бетховена, увидеть новые фильмы. Эта культурологическая направленность поощрялась, расширяла интересы многих пишущих новыми темами, идеями, мыслями.

«Конечно, здесь важное значение имел уровень образования, – рассуждала Мэри Михайловна, – он и был главным камнем преткновения в решении творческих задач – наравне со способностями, разумеется. Среди нас были представители почти всех профессий – строители, шофёры, связисты, журналисты, и даже те, кто не имел среднего образования, но очень талантливые, с интересной судьбой».

В середине марта 1964 года Мирный посетили якутские писатели Николай Мординов и Семён Данилов. Во время встречи в клубе «Алмаз» Николай Егорович, который побывал в Мирном впервые, взволнованно сказал: «О Мирном ещё будут написаны вдохновенные поэмы, талантливые повести и романы. И мирнинцы этого достойны». Сам он в то время работал над повестью «Беда».

В декабре 1964 года в Мирный приехал якутский писатель Лев Габышев. Во время встречи с членами литературного объединения в редакции он рассказал о литературно-художественном журнале «Полярная звезда» и предложил: «Присылайте в наш журнал свои стихи и рассказы, очерки и статьи. Нам бы очень хотелось, чтобы ваш алмазный Мирный был широко представлен на страницах журнала».

Первая публикация членов мирнинского литобъединения в журнале «Полярная звезда» состоялась в №1 за 1965 год.

«В Мирном уже есть свои поэты, свои прозаики, – писала «Полярная звезда». – Это люди разные по профессии, по возрасту и жизненному опыту, но все они одержимы, в хорошем смысле этого слова, одной неуёмной страстью – творить и творить не только материальную, но и духовную красоту. Это друзья и товарищи по общему труду, по совместной повседневной жизни – энтузиасты освоения Крайнего Севера. После трудового дня, в неделю раз, они собираются в редакции местной газеты, где на занятиях литературного объединения обсуждают рукописи новых произведений, делятся творческими замыслами, беседуют о секретах писательского мастерства.

В этой подборке мы знакомим читателей журнала с отдельными лучшими произведениями членов литературного объединения. Часть из них по итогам жюри конкурса, объявленного редакцией газеты «Мирнинский рабочий», была премирована…».

В той первой, исторической публикации были напечатаны новелла Леонида Пятигорского «Глаза «Незнакомки», рассказ Николая Комарова «Тайга», очерк Ревоката Козьмина «Шофёры», стихи Михаила Морозова, Михаила Никифорова, Мэри Софианиди и Александра Калабухова.

В те годы в состав литературного объединения при газете «Мирнинский рабочий» входили, помимо упомянутых, Юрий Голубев, Александр Гаспер, Василий Трофимов, Геннадий Силов, Георгий Шмуратов, Ольга Яцунова, Светлана Степанец и другие.

7 сентября 1965 года Мирный посетил Константин Симонов – известный советский писатель, поэт, киносценарист, журналист и общественный деятель; Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и шести Сталинских премий, фронтовик, полковник Советской Армии, автор знаменитых строк: «Жди меня, и я вернусь…», автор романа-трилогии «Живые и мёртвые», романов «Возмездие», «Двадцать лет без войны» и многих других книг. Писатель побывал на строительстве Вилюйской ГЭС как журналист, в итоге написал очерк «Река и люди», который был опубликован в центральной прессе и затем в книге «Утро алмазного края» (Москва, 1973).

В 1966 году Мирный приехал жить и работать Алексей Васильев, через год – Евгений Шлионский. Два антипода. Васильев – родом из Вологодчины, бывший военный, перебравший много рабочих специальностей, эксцентричный и влюбчивый – душа нараспашку, талантливый и яркий поэт, уже имевший к тому времени публикации в трёх коллективных сборниках. Шлионский – молодой учёный из Ленинграда, представитель питерской интеллигенции, экономист и социолог, поэт со своим шлейфом публикаций в центральных журналах. По словам Софианиди, именно Шлионский предложил назвать содружество мирнинских литераторов так оригинально – «Кимберлит». Кимберлит – руда, содержащая алмазы. Васильев и Шлионский были самыми яркими алмазами в кимберлите объединения, а их постоянное соперничество однажды даже вылилось в поэтическую дуэль на сцене.

Алексей Васильев заявил о себе публикацией сразу целой литературной страницы в октябре 1966 года. И покорил читательскую аудиторию молодого города с первого раза. Мирнинцы полюбили его стихи. В литобъединении Васильев подружился с якутом Осипом Филипповым и предложил ему свою помощь в переводе стихов. Вскоре состоялась первая публикация Филиппова в переводе Васильева. С тех пор так и повелось – стихи Осипа Филиппова в переводе Алексея Васильева печатались регулярно.

В июле 1967 года в Мирный приехал знаменитый на весь Советский Союз поэт Евгений Евтушенко. 12 июля гость выступил в клубе «Алмаз» – зрительный зал быт забит до упора.

«Мирнинцам было интересно всё, – рассказывала Мэри Софианиди, – и рассказ о путешествии по Испании, и его мысли о писателях, о книгах, вышедших недавно. Но самым интересным были стихи. Евтушенко читал их удивительно хорошо, по-актёрски владея нюансировкой. Читал по импровизированной программе. Это были стихи, привязанные ко времени; стихи о людях и судьбах, которые взволновали поэта».

Два дня был Евтушенко в Мирнинском районе, побывал на третьей фабрике, на карьере, на Вилюйской ГЭС. В Чернышевском он читал новые, ещё нигде не опубликованные стихи, написанные во время плавания по Лене. На членов литературного объединения он произвёл неизгладимое впечатление и воодушевил их на новое творчество.

В 1967 году исполком Мирнинского горсовета, профсоюзы города и газета «Мирнинский рабочий» объявили литературный конкурс «Край мой алмазный», в котором члены литобъединения приняли активное участие. В итоге первую премию присудили Василию Трофимову за очерк «А путь был далёк и долог»; вторые премии получили Михаил Морозов за стихотворение «Градусы» и Осип Филиппов за рассказ «Сын моря» (в переводе Алексея Васильева). Третья премия досталась Алексею Васильеву за стихотворение «Голос из космоса».

В конце 1967 года в состав литературного объединения влился Евгений Шлионский. Мэри Софианиди представила его творчество, как и творчество Алексея Васильева, сразу целой литературной страницей. В 1968 году стихи Шлионского напечатала «Полярная звезда».

20 февраля 1971 года вышла в свет первая страница ЛИТО под логотипом «Кимберлит» с двумя эмблемами, на одной из них был изображён алмаз, на второй – пегас. Эмблемы разработал художник-график Алексей Герасимов, который сотрудничал с газетой «Мирнинский рабочий» и с Якутским книжным издательством, иллюстрировал произведения якутских поэтов и кимберлитовцев, сам писал стихи. Получается, что лишь через 10 лет после создания литературное объединение при газете «Мирнинский рабочий» обрело своё оригинальное название, под которым прославилось на всю республику.

В начале марта 1971 года Мирный повторно посетили Николай Мординов и Семён Данилов. На этот раз к ним присоединились писатели Юрий Шамшурин (который первый раз побывал в Мирном ещё в 1957 году) и Болот Боотур, художник Лев Габышев и солисты Якутского музыкального драматического театра Анегина Ильина и Николай Баскаров. Концерты гостей прошли в ДК «Алмаз», на сценах Чернышевского, Айхала, Удачного, Полярного и Арылаха.

Выступление "кимберлитовцев" на Мирнинской студии телевидения: Алла Журавлёва, Борис Сафонов, Римма Щирова и Алексей Васильев, 1974 год.

Возглавив объединение, Алексей Васильев решил ввести нумерацию литературных страниц, подсчитав все прежние публикации содружества в «Мирнинском рабочем», начиная с 1961 года. Поскольку редакция располагает всеми подшивками районной газеты, сделать это было несложно. Таким образом выпуску от 12 октября 1974 года Алексей Алексеевич присвоил порядковый номер 90.

«Собирались каждую неделю, по пятницам, – вспоминает Вячеслав Лобачёв, – в 19 часов, в редакции газеты. Обычно приходило человек двадцать – «костяк», а вместе с ними: «случайные» поэты, музыканты, художники, да кто угодно! Бывали дни, когда не хватало стульев, и опоздавшие сидели на полу.

Вячеслав Лобачев.

Я пришёл в ЛИТО осенью 1974 года, когда председателем был замечательный русский поэт Алексей Васильев. Он вёл собрание следующим образом. В начале – небольшая лекция-доклад по теории литературы, затем – разминка. Игры типа буриме, поэтические шарады и всякая всячина. Потом творцы читали свои работы (и стихи, и прозу), заранее подготовленные к этому событию. Для них это было страшным испытанием. Ведь их после читки чихвостили и в хвост, и в гриву. Например, венок сонетов могли запросто обозвать «веником». И это не самое худшее, что мог услышать пиит. Зато тексты, прошедшие жернова читки, рекомендовались к публикации в газете. В конце собрания мог выступить любой желающий. Его не обсуждали. Затем Алексей Васильев делал объявления.

Однако этот порядок не был каноном. Всё в любой момент могло перевернуться с ног на голову, возникали какие-то импровизации, и собрание вместо отведённых двух часов могло затянуться на неопределенное время.

Заканчивалась официальная часть собрания – наступала неофициальная. Во многом она зависела от места жительства и семейного положения нашего собрата по перу. Апартаменты были самыми различными: и рабочий балок, и общежитие, и помещение «Худфонда», и даже номер-люкс местной гостиницы.

Собиралось человек 10-15 самых «избранных и проверенных». Здесь тоже читали стихи, вели разговоры на разные темы… и пили водку и вино. Только, смешно сказать, на всю компанию покупалось обычно две бутылки водки и столько же вина. И этого количества спиртного хватало до самого утра. Потому что расходились мы с неофициального «Кимберлита» с первыми петухами…»

Пик популярности

В июле 1973 года Мирный посетил в очередной раз Евгений Евтушенко. Известно, что он присутствовал на открытии разместившихся на первом этаже четырёхэтажного дома №7 по улице Ойунского Дома пионеров, Дома детского технического творчества, детской библиотеки и книжного магазина.

26 февраля 1974 года в рамках вечеров русской литературы в Мирный приехала группа писателей из Якутска – Моисей Ефимов, Сергей Шевков, Иван Ласков (которого Мэри Софианиди называла своим литературным учителем), Алексей Михайлов и Василий Гольдеров. Встреча с мирнинцами прошла в кинотеатре «Якутск». После того, как выступил секретарь Якутского отделения Союза писателей СССР Моисей Ефимов и гости прочитали свои стихи, их поприветствовали члены литературного объединения «Кимберлит» Алексей Васильев, Алла Журавлёва, Николай Резник и Михаил Морозов.

23 июня 1975 года в Мирный приехали Сергей Михалков и Антонина Коптяева, которая по результатам посещения Якутии написала потом книгу очерков «Северное сияние». Коптяева и Михалков посетили фабрику, встретились с юными мирнинцами в пионерском лагере «Орлёнок» на берегу Ботуобии.

В марте 1976 года Мирный в первый раз посетил поэт Андрей Вознесенский. Он выступил в клубе «Алмаз», перед геологами, горняками, обогатителями. Дорогому гостю показали город, карьер «Мир», дали возможность потрогать «живые» алмазы и даже искупали в русской баньке.

По словам Вячеслава Лобачёва, в предбаннике той самой частной баньки Андрей Вознесенский увидел фотографию. Под ярким полярным солнцем, на льду, на фоне огромных торосов сидели спиной к зрителю две обнаженные женщины. Это была работа Варфоломея Тетерина, фотокорреспондента ТАСС по Восточной Сибири.

Настоящий профессионал своего дела, он умел делать хорошие постановочные снимки. Фотографию «Моржихи» он снял в Тикси, на берегу Ледовитого океана. Варфоломей Тетерин как раз оказался в Мирном и с большим удовольствием подарил поэту свою фотоработу. А тот, вдохновившись снимком, посвятил фотохудожнику стихотворение «Якутская Ева». Впоследствии об этой истории написала «Литературная газета» (№35 за 1985 год) в публикации «Вначале было фото…», там же был опубликован и снимок «Моржихи».

Алмазная столица России тех лет была окутана легендами и славой, её часто посещали известные люди, в том числе писатели и поэты. В этой атмосфере всеобщего внимания и творческих встреч развивалось и крепло литературное мастерство кимберлитовцев.

В 1976 году у самого яркого и талантливого поэта в истории Мирного Алексея Васильева вышел в Якутске первый сборник стихов «Кимберлит». Спустя четыре года в столице республики была отпечатана его вторая книжка – «Неразменная вера», а в 1982 году Васильева первым в истории «Кимберлита» и первым в литературной истории Мирного приняли в ряды профессиональных литераторов (в Союз писателей СССР). Значительно позднее, уже вне «Кимберлита», членами Союза писателей России стали бывшие кимберлитовцы Александр Полануер, Александр Никифоров и Виктор Червинский.

«Бывают в жизни такие встречи с людьми, которые потом меняют судьбу, изменяют взгляд на жизнь, на весь мир, – рассказывает Ирина Белякова. – Таких людей мало, но они преобразуют пространство, побуждают к добру, свету и чистоте. Таким человеком был поэт Васильев. Моя первая встреча с ним состоялась на стадионе второй школы города Мирного, мы тогда только переехали в новую квартиру, мне было девять лет, и я возвращалась из школы. Алексеич шёл навстречу и назвал меня «Светофором», потому что щёки у меня горели от мороза. А потом он приходил в нашу школу, в ватных штанах, телогрейке и читал свои стихи, а я в те поры писала сказки, стихи мне к тому времени наскучило писать. Больше всего тогда меня поразило стихотворение «Деревня». Потом был литературный районный конкурс, потом я поступила в художественную школу и тогда увидела Алексеича у нас в мастерской, в пиджаке и галстуке, он читал стихи без пафоса, душевно, а мы, ученики, за своими мольбертами писали натюрморт акварелью. Тогда он назвал меня «сказочницей» и пригласил в литературное объединение «Кимберлит».

Атмосфера в объединении «Кимберлит» была особенная. Алексей Алексеевич умел разговорить автора, умел поругать за ошибки и неточности так тактично, корректно, что не возникало обиды, а только желание сделать работу лучше. То, как он сам работал над каждой строчкой своего стиха, слова, как он бережно к ним относился, поражало, завораживало и учило понимать и чувствовать поэзию, чувствовать слово, звук. У нас была любимая игра, когда все члены объединения создавали стих по строчке, он собирал эти строчки, колдовал над ними и получался интересный опыт коллективного творчества».

Коллектив литературного объединения «Кимберлит» во время празднования 15-летия на сцене ДК «Алмаз». Стоят: Владимир Беляков, Владимир Ямпольский, Алексей Герасимов, Григорий Глозман, Вячеслав Лобачёв, Осип Филиппов, Борис Мальцев, гость из Якутска писатель Иван Данилов, Владимир Байда, Алексей Васильев, Николай Резник, Валерий Преловский, Михаил Морозов, Александр Никифоров, Валерий Сухов и Евгений Шлионский. Сидят: Мэри Софианиди, Элеонора Голодухина, Алла Бохан, Татьяна Фурман, Галина Прохорова, Зоя Ищенко, Алла Журавлёва и Валентина Маркина. Фото Петра Ушницкого.

Несколько раз кимберлитовцы участвовали в совещаниях молодых писателей Якутии. По результатам этих форумов в Якутском книжном издательстве вышло несколько первых книжек мирнинцев.

«В январе 1977 года нас пригласили в Якутск на республиканское совещание молодых писателей, – вспоминает Вячеслав Лобачёв. – Поселили в гостинице «Тайга» всех в одном номере – 12 человек. И мужчин, и женщин. Неделя пребывания в столице слилась в один день. Были интересные семинары, перед нами выступали мэтры якутской литературы, да и нас возили читать стихи на различные предприятия. Каждый день заканчивался неформальным общением с достойными людьми в самых необычных уголках города: в мастерской фотографа или скульптора, на квартире местного поэта, в каком-нибудь кафе или даже в центральной котельной. А в последний день мы собрались все вместе в гостиничном номере…»

Эпохальным стало празднование 15-летия «Кимберлита» 14 октября 1978 года. Большой зал Дворца культуры металлургов, вмещающий 800 человек, был переполнен, некоторые зрители сидели на принесённых из буфета стульях, а то и на полу. Билеты достались не всем. Вёл представление Михаил Морозов. Выступление членов «Кимберлита» длилось четыре с половиной часа без перерыва! Именно тогда состоялась поэтическая дуэль между Васильевым и Шлионским. Победу одержал Васильев, поскольку мирнинцы его не просто любили – обожали.

«Когда в полночь мы вышли на улицу, – вспоминает Вячеслав Лобачёв, – то обнаружили перед собой множество стеклянных осколков, серебрившихся при свете луны. Потом выяснилось, что это разбушевавшаяся толпа, не сумевшая попасть на вечер, высадила двери. Такое не забывается…».

К 15-летию на счету кимберлитовцев было 10 книг. Дебютировал Ревокат Козьмин в 1969 году книгой очерков «В зоне вечной мерзлоты», через два года Валерий Преловский выпустил сборник рассказов «Зимник». В 1974 году вышли книги очерков Мэри Софианиди «Памятник живым» и Михаила Морозова «Марш, которым мы идём». Самым продуктивным оказался 1976 год: увидели свет «Стихи» Осипа Филиппова на якутском языке, сборники стихов «Тайфун» Евгения Шлионского и «Кимберлит» Алексея Васильева, две публицистические книги Михаила Морозова «Барабан в восемь утра» и «Линия жизни». В 1978 году Мэри Софианиди выпустила вторую книгу очерков «Дороже алмазов». Девять из десяти книг членов объединения были отпечатаны в Якутском книжном издательстве, а сборник стихов Евгения Шлионского – в Ленинградском отделении издательства «Советский писатель».

Ярких имён было много. Алла Бохан, Олег Когодовский, Николай Резник, Светлана Степанец, Григорий Глозман (на снимке), Александр Полануер, Александр Никифоров, Людмила Симушкина, Вячеслав Лобачёв, Игорь Туманов… За долгие годы существования «Кимберлита» через его ряды прошло около ста человек.

«Из ранних кимберлитовцев нельзя не назвать поэтессу Римму Щирову, – делится воспоминаниями Ирина Белякова, – а были ещё геолог Зоя Григорьевна Ищенко – мирнинская поэтическая легенда, поэтесса Галина Хасановна Прохорова, лирический поэт Борис Мальцев, художники Виктор Саморуков, Анатолий Горев, Олег Рысаков, Евгений Пакулов, Николай Мартенсон, Алексей Герасимов, Александр Володин и Татьяна Володина, фотографы Пётр Ушницкий и Варфоломей Тетерин, кандидат наук Виталий Карнаухов, поэт Александр Козлов, поэт Владимир Байда… Много их было! Врач, прекрасный прозаик Юрий Каримов, поэтессы Тамара Чинчирадзе и Татьяна Фурман, друг Александра Галича – поэт, музыкант, бард, душа всех поэтических, музыкальных встреч и вернисажей Владимир Ямпольский

К сожалению, объединение «Кимберлит» теперь принято считать только литературным, но это было не так. Алексей Алексеевич, как называли его сами кимберлитовцы, «патриарх», считал, что объединение должно быть полным и объединять в себе и художников, и писателей, и поэтов. В 1975 году, когда я пришла в «Кимберлит», это было творческое объединение, проводились не только встречи с поэтами, но и выставки фотографов, художников с выступлениями поэтов и музыкантов. В частности, музыкант, композитор Олег Смирнов принимал участие в таких вернисажах и встречах со своим ансамблем. Выставки были в Мирном и Якутске. В столице республики тогда было два мощных интересных объединения, одно из них возглавлял поэт Владимир Фёдоров, а молодёжную секцию – поэт Владимир Фролов, и «Кимберлит» сотрудничал с ними довольно тесно. В те годы «Кимберлит» был культурным, необычным явлением, объединявшим в себе столь разных людей, ярких, индивидуальных, харизматичных, и у каждого из них была своя судьба, не укладывающаяся ни в какие рамки…»

«Галина Прохорова (на снимке) имела татарские корни, – рассказывает Вячеслав Лобачёв. – Многие кимберлитовцы уважительно называли её по отчеству – Хасановна. Мы знали, что она работала инженером-теплотехником в институте Якутнипроалмаз, проектировала сооружение теплотрасс, дома с утеплёнными полами, занималась энергосберегающими технологиями.

А жила Галина в «Бухенвальде». Так местный люд окрестил несколько общежитий, построенных в центре города специально для ИТР и сотрудников института. Это были двухэтажные брусовые дома, внутри и снаружи обрамлённые штукатуркой. Однако, благодаря резко континентальному климату, в котором приходится жить мирнинцам, штукатурка начала осыпаться со всех сторон. Поэтому у этих сооружений для жилья был тот ещё видок! И, конечно, коридорная система планировки. Комнаты – стандарт. Площадь – девять квадратов, удобства – одни на всех. Прямо по Высоцкому: «Квартира коммунальная, система коридорная – на 38 комнат всего одна уборная».

И вот в таких условиях у Хасановны часто проходили неофициальные собрания кимберлитовцев. В комнату набивалось человек 10–12, некоторые сидели на коленях друг у друга, а кто-то и вовсе стоял. И все курили! Из открытой маленькой форточки валил дым, словно из трубы, но всё равно было душно. Зато – душевно!

Приблизительно в такой обстановке проходило собрание у Хасановны. Продолжалось чтение стихов. И не обязательно своих. Смех, шутки, приколы, разговоры ни о чём и о политике, обсуждение последних публикаций в «толстых» журналах, осмысливание новостей, переданных «вражьими голосами», и, конечно, гитара. Пели песни всех известных бардов нашего поколения. И пили.

Атмосфера в комнате была наэлектризована какой-то неудержимой энергией счастья, мечтой о будущем, радостью бытия. Всё второстепенное и личное уходило на второй план. Это было токование свободных людей, сбросивших с себя груз предрассудков, способных говорить всё, о чём хочешь, не обращая внимания на стукачей (а они были!), на официальную пропаганду, на лозунги, на весь тот официоз, который туманил головы гражданам «Союза нерушимых республик свободных».

Одним из условий приёма у Хасановны было условие соблюдения тишины. Главное – «Не галдеть!» Если начинался недопустимый шум, то Галина начинала властно выпроваживать гостей. Ведь акустика в общежитии была изумительной. Зачем ей были нужны лишние разборки с соседями?

Иногда в наших разговорах наступала пауза, и все замолкали, обдумывая услышанное. И в этот момент отчётливо начинала проявляться ночная жизнь общежития. Где-то ругались между собой мужчина и женщина; где-то громко хлопнула дверь; кто-то нетвёрдой шаркающей походкой прошлёпал по коридору; заплакал ребёнок; ритмично заскрипела чья-то кровать…

Почему мы часто собирались у Хасановны? Дело даже не в том, что она жила в десяти минутах ходьбы от редакции газеты, а в личности самой хозяйки комнатушки-конуры, в её шарме. Хрупкая стройная женщина, невысокого роста, она, словно одинокий огонь свечи, притягивала к себе души заблудившихся в своих проблемах кимберлитовцев. К ней можно было обратиться с любым вопросом, и она часто подсказывала правильный путь выхода из тупика. Или, по крайней мере, могла просто выслушать человека и посочувствовать ему. А это дорогого стоит! Как нам сегодня не хватает тепла человеческих отношений, того, с кем можно отвести душу. И неважно – мужчина это или женщина. Счастлив тот, кому на жизненном пути встретился такой человек.

Хасановна была неотразима, когда читала свои стихи – нараспев, маленьким кулачком отбивая на столе их ритм. Сочные, яркие, запоминающиеся, они цепляли за душу. Хотелось слушать поэта ещё и ещё…

Расходились, как обычно, под утро…»

В октябре 1979 года кимберлитовцы приняли участие в X совещании молодых писателей Якутии. В ту делегацию, в частности, вошли Алексей Васильев, Осип Филиппов, Валерий Преловский и Мэри Софианиди. В Якутске мирнинцы познакомились и подружились с членами литературного объединения «Горизонт», руководил которым поэт и журналист Владимир Фёдоров. По итогам того совещания у Алексея Васильева вышел сборник стихотворений «Неразменная вера», а в марте 1980 года "горизонтовцы" решили приехать к кимберлитовцам в гости.

В течение нескольких дней пять молодых поэтов из Якутска – Владимир Фёдоров, Владимир Фролов, Валерий Коньков, Надежда Сенькина и Римма Щирова – были гостями столицы алмазного края (Римма Щирова в начале семидесятых входила в состав «Кимберлита», но потом перебралась в столицу республики, где работала учителем в школе. В 1981 году она погибла).

В первый же вечер "горизонтовцы" стали участниками очередного занятия мирнинского литобъединения. Они познакомились с планами и методикой работы «Кимберлита», молодыми поэтами и прозаиками, составляющими его ядро. Якутянам тут было чему поучиться: литобъединение в Мирном работало уже девятнадцатый год, на его счету было 11 изданных книг; «Горизонт» же существовал всего два года и книг пока не имел. Встреча завершилась чтением стихов.

В течение следующего дня якутяне, четверо из которых были в Мирном впервые, знакомились со столицей алмазного края. А вечером 22 марта во дворце культуры «Алмаз» состоялся литературный вечер «Горизонт» в гостях у «Кимберлита». Мирнинская городская типография по этому поводу напечатала пригласительные билеты с программой. Открыла вечер одна из основательниц «Кимберлита» Мэри Софианиди, а вёл его руководитель Валерий Преловский. Выступили гости, а затем и хозяева – Александр Никифоров, Галина Прохорова, Евгений Шлионский, Осип Филиппов, Алла Журавлёва и Ирина Репина. Алексей Васильев и Вячеслав Хон прочитали стихи друг друга в своих переводах. В тот вечер впервые прозвучало на якутском языке известное стихотворение Васильева «Мирный», а на русском – одно из лирических стихотворений Хона.

Владимир Фролов и Александр Никифоров. Март 1980 года, Мирный. Фото Владимира Фёдорова.

В последний день командировки якутяне встретились с молодыми художниками Мирного, познакомились с их работами, выступили на радио. По итогам поездки в Мирный в газете «Социалистическая Якутия», где тогда работал Владимир Фёдоров, вышла его заметка «В гостях у «Кимберлита».

«Нашу поездку в Мирный организовал и оплатил областной комитет комсомола, – вспоминает Владимир Фёдоров. – Совместный вечер в «Алмазе» прошёл очень тепло и интересно, при полном зале, хотя мы только на месте узнали, что в это же время будет трансляция по ТВ какого-то очень важного международного хоккейного матча. Хоккей тогда был очень популярен, только что прошла зимняя олимпиада, но народ всё же выбрал поэзию. Нас тогда поселили в гостинице «Вилюй», но мы с Фроловым ночевали одну ночь в домике-балке на берегу, где жили два творческих холостяка Александр Никифоров и Владимир Беляков. Естественно, много общались и читали стихи, назавтра Беляков показал нам свою мастерскую, где у картины «Белый конь» я снял Никифорова и Фролова...

В 1982 году (по итогам совещания молодых писателей 1981 года) в Якутске вышла книжная кассета «У костра дружбы», составленная из небольших поэтических сборников. Из мирнинцев в неё попал Александр Никифоров. Там были ещё Софрон Осипов, Николай Калитин, Анатолий Старостин, Николай Курилов, Николай Винокуров-Урсун, Анатолий Гринес из Черского и я».

В 1981 году Алла Пугачёва впервые исполнила песню «Держи меня, соломинка» на стихи Евгения Шлионского. Популярность «Кимберлита» резко подскочила и достигла максимальной отметки.

«Шлионский был экономистом, прекрасным специалистом, заведовал отделом социологии в институте Якутнипроалмаз, – вспоминала Мэри Софианиди, – но, главное, он был благородным человеком. Для меня же очень важна нравственная составляющая пишущего человека. Шлионский был из тех людей, которыми можно восхищаться. Я помню, когда он отправил свой первый сборник стихотворений «Тайфун» на центральное телевидение, я говорила: «Женя, бесполезно, не дойдёт твоя книжка до Аллы Пугачёвой!». Он же был уверен в том, что дойдёт. И вдруг однажды вечером нам позвонили: по центральному телевидению передавали новую песню Аллы Пугачёвой «Держи меня, соломинка». Весть распространилась мгновенно, и не было в Мирном человека, который не слышал бы эту песню и не знал бы о Евгении Шлионском…»

Правда, не обошлось без казуса. Когда до Мирного дошла очередная грампластинка с записью песен Пугачёвой, автором слов песни «Держи меня, соломинка» там был почему-то указан Илья Резник. Евгений Шлионский огорчился, а группа сотрудников Якутнипроалмаза, где он работал, написала гневное письмо на фирму «Мелодия» с требованием восстановить справедливость. Руководство «Мелодии» извинилось за ошибку, и в дальнейшем уже на дисках и конвертах к ним указывалось авторство Шлионского. По словам бывших "кимберлитовцев", чтобы загладить неловкость, Пугачёва заплатила Шлионскому авторский гонорар.

«От Жени Шлионского исходила аура доброты, – рассказывает Вячеслав Лобачёв. – К нему вечно тянулись люди, заряжаясь исходившей от него энергией оптимизма, получая мощный заряд позитивных эмоций. Что, в свою очередь, оборачивалось для каждого, кто общался с поэтом, светлым душевным спокойствием. К нему приходили как на исповедь…».

Руководителями литературного объединения в разное время были Николай Зиновьев, Мэри Софианиди, Алексей Васильев, Вячеслав Лобачёв, Михаил Морозов, Валерий Преловский, Виктор Червинский и Евгений Шлионский. Причём, на протяжении ряда лет в «Кимберлите» было двоевластие: председателем числился один, а литературным руководителем – другой. Например, во время председательства Михаила Морозова за литературную часть отвечал Валерий Преловский, во время председательства Мэри Софианиди – Евгений Шлионский (до его смерти в 1990 году). Председатель обычно отвечал за организационные вопросы, руководитель – за литературную учёбу, подготовку публикаций и книг.

В истории литературы республики это было самое большое и самое «громкое» литобъединение. В советский период кимберлитовцы издали около 20 книг, а в те времена это было совсем непросто.

20-летие и 25-летие «Кимберлита»

В 1980 году выпускник литературного института имени Горького Валерий Преловский создал при «Кимберлите» студию старшеклассников «Спутник», воспитавшую некоторых будущих кимберлитовцев.

Члены объединения активно переводили с якутского языка своих коллег по перу. В якутскую секцию «Кимберлита» входили талантливые литераторы Осип Филиппов, Степан Овчинников, Вячеслав Хон, Августина Лонкунова, Пётр Игнатьев и Виктор Сидоров. Три книги стихов, а также повести и рассказы перевела с якутского Мэри Софианиди, активно занимались переводами Валерий Преловский, Евгений Шлионский, Алексей Васильев, Людмила Симушкина, Вера Кожанова, Валентина Маркина и Ольга Александрова. Так, в 1977 году журнал «Полярная звезда» опубликовал повесть Николая Босикова «Песнь тайги» в переводе Мэри Софианиди, в 1983-м – стихи Варвары Потаповой в переводе Софианиди; в 1984-м – повесть Николая Лугинова «Этажи» в переводе Евгения Шлионского и Мэри Софианиди, в 1988 году – повесть Далана «Тэппэй взрослеет» в переводе Софианиди.

«Кимберлит» активно участвовал в общественной жизни города и района: организация вечеров и творческих встреч, выступлений, поездок в сёла и посёлки совместно с художниками.

"Кимберлитовцы" использовали в своих произведениях краеведческую тему – в стихах, рассказах, повестях, сценариях, выступлениях по радио и телевидению. Другой популярной для мирнинских литераторов стала алмазная тема. Зарисовки, очерки и произведения многих литературных жанров часто появлялись в периодической печати района и республики.

«В жизни литобъединения, – рассказывает Виктор Червинский, – были периоды безвременья, когда оно практически не собиралось месяцами, а потом начинался новый всплеск активности. Один из таких пиков пришёлся на 1978 год, когда отмечалось 15-летие «Кимберлита». Меня тогда в Мирном не было, я служил в армии в Забайкалье, поэтому мне не довелось поучаствовать в том памятном вечере. Честно говоря, тогда и представить себе не мог, что уже через пару лет мне будет суждено возглавить литобъединение.

А случилось это с лёгкой руки тогдашнего редактора «Мирнинского рабочего» Павла Петровича Вечерина. Он пригласил меня на работу в газету в 1980 году и буквально через полгода поставил руководить «Кимберлитом», литобъединение ведь было вроде как при газете. Я работал в «МР» сначала корреспондентом, потом ответственным секретарём.

В мою бытность руководителем ЛИТО мы собирались ежемесячно в ДК «Алмаз», хоть это было непросто. Обсуждали стихи и рассказы друг друга, делились впечатлениями о новых публикациях в «толстых» журналах, пытались, как могли, организовать литучёбу. Скажем, мне запомнилось обсуждение темы о неологизмах в современной поэзии. Раз в месяц выходила страничка «Кимберлита» в газете «Мирнинский рабочий». Нам удалось издать большую подборку наших авторов в журнале «Полярная звезда».

«Кимберлит» принимает гостей. Виктор Червинский, Александр Никифоров, Валерий Преловский, Вячеслав Лобачёв, Сергей Шевков, Анатолий Гринес и Наталья Харлампьева. Из архива В.Г.Червинского.

Хорошо помню, как мы принимали в Мирном писателей из Якутска. На встрече в ДК «Алмаз» были Наталья Харлампьева, которая сегодня возглавляет республиканское отделение Союза писателей России, Сергей Шевков и ещё несколько известных поэтов Якутии. «Кимберлит» представляли Васильев, Шлионский, Преловский, Лобачёв, Филиппов, Гарфельд и я. У меня даже фотографии сохранились с того творческого вечера.

В 1982 году меня забрали на работу в горком КПСС, и я считал, что уже не вправе руководить «Кимберлитом», да и нашим поэтам, думаю, это бы не очень понравилось. Поэтому можно считать, что с 1983 года в ЛИТО вновь «рулили» Мэри Михайловна и Евгений Шлионский».

Пожалуй, главный показатель работы литературного объединения – публикации в районной газете. В период до 1982 года они выходили часто, почти каждый месяц, под узнаваемым логотипом (название «Кимберлит» плюс эмблема), со сквозной нумерацией выпусков. После ухода Червинского выпуски потеряли нумерацию. Последняя пронумерованная страничка «Кимберлита», подготовленная им, вышла 22 июня 1982 года (№158), после чего литературное объединение «замолчало» на полгода.

Алексей Васильев, 1983 год.

В 1983 году, видимо, в связи с предстоящим 20-летием, выпуски возобновились. Впрочем, были и ещё два повода «встряхнуться». В январе 1983 года в Мирном работала бригада бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей СССР в составе члена правления Союза писателей Якутии Сергея Шевкова, молодого иркутского драматурга и прозаика Василия Васильева и артиста Якутского русского драматического театра Якова Остановского. Во время встречи с членами «Кимберлита» Сергей Шевков торжественно вручил членский билет Союза писателей СССР Алексею Васильеву. А 10 марта 1983 года Васильеву исполнилось 50 лет. По этому поводу «районка» опубликовала интервью с поэтом.

Через неделю после празднования юбилея Алексей Васильев поехал в отпуск в город Устюжну, на родину, проведать мать. И так получилось, что похоронил старушку – она умерла у него на руках. В Мирный Васильев не вернулся, остался жить в Устюжне.

«Кимберлит», можно сказать, осиротел без Васильева – самого талантливого своего поэта.

В октябре 1983 года «Мирнинский рабочий» посвятил «Кимберлиту» целый разворот в честь 20-летия. После чего ЛИТО снова «замолчало». В период активности «Кимберлита» посторонние литературные страницы в районной газете выходили крайне редко – почти всё литературное творчество мирнинцев подавалось под логотипом могучей кучки. Но вот наступил 1983 год – и в газете возобновились рубрики «Литературная страница» и «Поэтической строкой», которые постепенно вытеснили «Кимберлит» с газетных страниц.

В 1984 году журнал «Полярная звезда» опубликовал в честь 20-летия «Кимберлита» стихи Евгения Шлионского, Осипа Филиппова, Александра Никифорова, Александра Полануера, Галины Прохоровой и Людмилы Шаталовой.

В дальнейшие годы ЛИТО заявляло о себе газетными публикациями редко – количество узнаваемых «фирменных» страничек снизилось до двух в год. Небольшой всплеск активности наблюдался лишь в год 25-летия.

В 1985 году в рамках Дней якутской литературы и искусства в Мирнинском районе алмазный край посетили народный писатель Якутии Софрон Данилов, писатели Юрий Чертов и Егор Неймохов. В Мирном встреча гостей с членами литературного объединения «Кимберлит» и с читателями прошла в центральной городской библиотеке.

Евгений Шлионский, Мэри Софианиди, Осип Филиппов и Виктор Червинский на Днях Мирнинского района в Якутске, октябрь 1986 года. Из архива В.Г.Червинского.

В октябре 1986 года прошли Дни Мирнинского района в Якутске.

«Кимберлит» в столице республики представляли Евгений Шлионский – руководитель объединения, Мэри Софианиди, Виктор Червинский, Александр Никифоров и Осип Филиппов.

В феврале 1987 года в Мирный приехала как гость VIII фестиваля «Мирный поёт о мире» Римма Казакова. Известно, что первый раз в Мирном она побывала ещё в 1960 году. Состоялась встреча поэтессы и с литературным объединением «Кимберлит».

В 1988 году Мэри Софианиди и Виктор Червинский взялись за подготовку коллективного сборника литературного объединения, посвящённого 25-летию.

«На мой взгляд, главной движущей силой литобъединения была Софианиди, – считает Виктор Червинский. – Именно Мэри Михайловне удалось собрать вместе единомышленников, увлечь их общей идеей, и за это ей низкий поклон и светлая память.

Мне довелось подключаться к «кимберлитовским» делам ещё дважды. В 1986 году в Якутске проходили Дни Мирнинского района. Я работал тогда заведующим отделом культуры Мирнинского горисполкома и возил в Якутск большую культурную делегацию, в которой были солисты, музыканты, танцоры, художники. Были представлены в ней и члены нашего литобъединения Софианиди, Шлионский, Никифоров, Филиппов и я. Мы выступали в библиотеках и вузах столицы республики.

А в 1988 году мы с Мэри Михайловной подготовили к печати коллективный сборник «Кимберлит-25». На мой взгляд, книжка получилась очень удачная, в ней действительно широко представлены мирнинские поэты и прозаики за его четвертьвековую историю».

Поэт Мэри Софианиди, 1999 г. Фото С.Москвитина.

Малый формат А5, твёрдый переплёт, суперобложка, 336 страниц – книга отпечатана в Якутском издательстве тиражом 5000 экземпляров. Сборник увидел свет в 1990 году, он содержит три раздела: «Шестидесятые годы», «Семидесятые годы» и «Восьмидесятые годы». Я насчитал 66 авторов, они представлены в основном стихами (от одного стихотворения до 12), но есть в книге также рассказы, миниатюры и газетные жанры. Из первых членов литературного объединения в сборник вошли Михаил Морозов, Александр Гаспер и Юрий Голубев, но почему-то за бортом оказался первый руководитель ЛИТО Николай Зиновьев. Не все авторы являются членами «Кимберлита». Составители почему-то посчитали необходимым включить в сборник статью Павла Вечерина об именных алмазах и три миниатюры писателя из соседнего района Николая Соина.

30 ноября 1990 года кимберлитовцы собрались вместе в малом зале ДК «Алмаз» на презентацию книги «Кимберлит-25». Свои стихи прочитали Вячеслав Артёменко, Маргарита Левандовская, Тамара Чинчирадзе, Людмила Симушкина, Игорь Туманов, Александр Никифоров и другие. Вторую часть вечера посвятили памяти Евгения Шлионского – прозвучали воспоминания о нём и песни на его стихи.

Девяностые годы

В мае 1991 года Мирный во второй раз посетил Андрей Вознесенский, его встреча с мирнинцами с большим успехом прошла в ДК «Алмаз». Виктор Червинский взял у поэта интервью.

В июле 1992 года в течение недели гостьей алмазодобытчиков Мирного была Римма Казакова. Она приняла участие в праздновании 35-летия фабрики №1, побывала на карьере «Мир», встретилась с любителями поэзии на ряде предприятий Мирнинского ГОКа. Именно тогда поэтесса написала стихотворение «Карьер».

После того, как многие из активных членов «Кимберлита» покинули город либо ушли в мир иной, Мэри Софианиди перевела руководство литературным содружеством Мирнинского района в иную плоскость. Вместо регулярных встреч с обсуждением написанного она занялась подготовкой к изданию книг отдельных молодых авторов в индивидуальном порядке, подготовкой к изданию своих книг и периодического альманаха «Вилюйские зори». Выпуски "кимберлитовских" литературных страниц в «Мирнинском рабочем» постепенно сошли на нет. Формально «Кимберлит», переведённый в вялотекущее состояние, ещё какое-то время числился в «живых» и даже отметил своё 30-летие, фактически же к середине 90-х прекратил своё существование.

С этим мнением согласна журналистка Ирина Русина, работавшая в районной газете в 90-е годы. Последняя литературная страница под логотипом «Кимберлит» вышла 3 февраля 1995 года (общее количество публикаций ЛИТО с 1961-го по 1995 год достигло двух сотен). Все последующие страницы Ирина Юрьевна готовила сама, поскольку бывшие "кимберлитовцы" и новые стихотворцы обращались к ней лично с просьбой напечатать свои стихи в газете. С уходом Русиной из «Мирнинского рабочего», в декабре 1998 года, «Литературная страница» как рубрика исчезла со страниц районной газеты.

Вне «Кимберлита»

Литературное объединение «Кимберлит» носило статус городского. В первые два десятилетия активной деятельности оно впитывало в себя, как губка, максимальное количество творческих людей, иной раз даже выходя за границы города. После ухода Виктора Червинского активность «Кимберлита» пошла на спад, в городе сразу же заявили о себе литераторы вне «Кимберлита». Самостоятельно продолжили свой путь в литературу бывшие "кимберлитовцы". Творческие же люди Северной площадки – Айхала и Удачного – вообще развивались самостоятельно. Так, 1 января 1975 года впервые заявило о себе публикацией в районной газете литературное объединение «Надежда» из Удачного, в состав которого входили Юрий Белов, Николай Мазуренко, Наталья Павлова и другие. Свои произведения «надеждинцы» отправляли в районную газету в течение двух лет. В 80-х активное участие во всех литературных конкурсах, объявляемых районной газетой, принимал Павел Кабанец из Айхала. Причём, первое время он «прятался» за псевдоним «Павел Мухаджир», и лишь в 90-е годы стал публиковаться под своим именем. Очерки и стихи в газету на протяжении ряда лет присылал айхалец Владимир Дворак. Одно время он руководил литературным объединением «Стерх» в Айхале, подготовил к изданию поэтический коллективный сборник «Айхальский меридиан» (Мирный, 2001).

В 1990 году в Удачном родилось литературное объединение «Эго» под руководством Ришата Юзмухаметова, оно несколько лет заявляло о себе публикациями в районной газете.

В 2000 году увидел свет коллективный сборник стихов и песен «Серебряные струны», представляющий творчество геологов Амакинской экспедиции. Составители сборника – Георгий Балакшин, Валентин Кривонос, Джемс Саврасов и Мэри Софианиди. Среди авторов книги – Владимир Ребиков, Александр Толстов, Вадим Березин, Николай Романов, Валентин Кривонос и другие геологи.

Творчество геологов – огромный пласт литературного наследия мирнинцев. Две книги воспоминаний о временах становления алмазной геологии и людях, стоявших у её истоков, написал Джемс Саврасов. В 2004 году вышел сборник трёх авторов-геологов под одной обложкой (Иван Галкин, Николай Романов и Александр Толстов), следом вышел ещё один (Виктор Игнатьев, Николай Романов и Василий Трофимов). Есть в литературной копилке мирнинских геологов и другие издания, геологи активно публикуются в альманахе «Вилюйские зори».

В 2000 году произошло ещё одно знаменательное событие: в Мирном вышел в свет поэтический сборник Алексея Васильева «Такая жизнь». После своего отъезда в 1983 году на родину Алексей Алексеевич приезжал в Мирный лишь однажды – в мае 1989 года. Но связи с мирнинцами не прерывал, писал письма, присылал стихи. Инициативу проявила Алла Бохан – она решила собрать воедино лучшие стихи Васильева со всех его предыдущих тоненьких книжек и издать одной книгой в честь 45-летия города Мирного. Идею поддержали друзья-художники, обложку книги украсил один из пейзажей Виктора Саморукова и портрет Алексея Васильева, выполненный Евгением Пакуловым. Графические иллюстрации для сборника изготовила Вера Кожанова. Непросто было издать в Мирном книгу, автор которой давно покинул город. Но для настоящих энтузиастов все преграды преодолимы. Мягкий клеевой переплёт, зауженный формат А5, 208 страниц. Книга была отпечатана в Мирнинской городской типографии тиражом 3000 экземпляров, но, несмотря на солидный тираж, быстро исчезла с полок книжного магазина. Этот сборник наиболее полно представляет творчество Алексея Васильева и является любимой книгой многих почитателей поэзии в Мирном.

К сожалению, приехать на презентацию этой книги Алексей Алексеевич не смог, а в 2002 году его не стало.

Поэтическая летопись алмазного края

В 2004 году Мэри Софианиди совместно с Ришатом Юзмухаметовым и районным управлением культуры подготовила к 50-летию Мирнинского района коллективный сборник «На крыльях Пегаса» – своеобразную поэтическую летопись алмазного края. Сюда вошли поэтические подборки бывших "кимберлитовцев" (в основном из сборника «Кимберлит-25»); российских и якутских поэтов, побывавших в разные годы в алмазном крае и воспевших эту землю, алмазодобытчиков и чудо-камень алмаз (Николай Глазков, Евгений Евтушенко, Римма Казакова, Олег Шестинский, Семён Данилов и Леонид Попов); творчество геологов и стихотворцев, не входивших в состав «Кимберлита» либо заявивших о себе после его распада, в том числе айхальцев и удачнинцев.

Книга, отпечатанная в Новосибирске, увидела свет в 2005 году. Несмотря на малый формат А5, она получилась объёмной – 736 страниц. Она представляет поэтическое творчество 97 авторов, в основном имеющих отношение к Мирнинскому району: кто-то здесь жил, работал; кто-то живёт и трудится сейчас. Представлены они по-разному: от одного стихотворения до солидной подборки из нескольких десятков произведений.

К сожалению, осталось в прошлом плодотворное пребывание на Мирнинской земле айхальцев Владимира Дворака и Павла Кабанца, чьи произведения регулярно публиковались в районной газете, начиная с 80-х годов. Оба успели выпустить здесь по несколько книг, после чего подались на «материк». В 2009 году Павел Кабанец был принят в Союз писателей России.

Автор четырёх книг Юрий Белов почти 40 лет трудился связистом в Удачном, здесь выпустил два сборника стихов. В 2010 году покинул Север, получив квартиру от компании «АЛРОСА» в городе Орел. Умер в 2016 году.

Его друг и собрат по перу, строитель Юрий Полярный в Мирнинский район приехал в 1976 году, здесь выпустил три книги стихов. Сейчас живёт в Туле.

В сборнике представлено поэтическое творчество и других авторов «внекимберлитовского» и «послекимберлитовского» периода. Если рассматривать отдельные книжные издания, то этот коллективный сборник на сегодня наиболее полно представляет поэтическое творчество мирнинцев.

Современная литературная жизнь Мирнинского района

До конца жизни Мэри Михайловна подготовила 22 выпуска альманаха, который держался исключительно на её энтузиазме, поскольку каждый номер ей приходилось выхаживать ногами и «протянутой рукой». Постоянными авторами «Вилюйских зорь» стали геологи, журналисты, работники культуры, художники, бывшие члены литературного объединения «Кимберлит» (в основном покинувшие Мирнинский район), а также литераторы из разных уголков Мирнинского района. Уникальный альманах «Вилюйские зори» – главное творческое детище Мэри Софианиди, по сравнению с ним 12 её авторских сборников очерков и стихов выглядят намного скромнее.

Посёлок Айхал и город Удачный Мирнинского района имеют свою литературную историю. Яркий след в ней оставили айхальцы Владимир Дворак и Павел Кабанец, удачнинцы Юрий Белов, Юрий Полярный, Ришат Юзмухаметов и Лидия Белова.

Самый продуктивный писатель Мирнинского района – Ришат Юзмухаметов. Он автор 25 книг по истории открытия месторождений алмазов и истории алмазного края Якутии, кандидат исторических наук, лауреат премии «Золотое перо Якутии-1995», всероссийского медиа-конкурса «Золотое перо ФНПР-2004», лауреат Большой литературной премии России (2011 год) и нынешний глава администрации муниципального образования «Мирнинский район». Благодаря его содействию альманах «Вилюйские зори» после кончины основателя и бессменного редактора продолжил своё существование.

В 2011 году в Мирном образовалось литературное объединение «Семицветье», возглавила которое прозаик, автор нескольких книг рассказов и сказок Любовь Винс. В состав его вошли, в частности, Валентина Маркина, Вячеслав Артёменко, Виктория Михайлова, Вера Донская и Андрей Шушминцев. Все они имеют в своём активе публикации в альманахе «Вилюйские зори», в коллективных сборниках либо авторские книги.

Нынешними авторами альманаха «Вилюйские зори» являются мирнинцы Ришат Юзмухаметов, Любовь Винс, Вера Донская, Валентина Маркина, Вячеслав Хон, Андрей Шушминцев и Владимир Новопашин; удачнинцы Сергей Тепляков и Анатолий Лялюев. Их дополняют бывшие жители района, которые продолжают сотрудничество с альманахом – Александр Толстов, Валентин Венделовский, Георгий Балакшин, Юрий Полярный и многие другие.

В 2015 году – в Год литературы – литературная «копилка» Мирнинского района пополнилась 16 изданиями. Авторские книги вышли у Ришата Юзмухаметова, Любови Винс, Владимира Новопашина, Ивана Демьянова, Августины Григорьевой, Галины Степановой, а кроме этого – коллективные сборники, книги-альбомы, юбилейные и научные издания.

Урожайным на события и книги получился 2016-й. В Мирнинском районе с визитом побывали писатели из редакции журнала «Полярная звезда» и легенда российской поэзии Евгений Евтушенко; авторские книги вышли у Ришата Юзмухаметова, Любови Винс, Виктории Михайловой и Андрея Шушминцева. В сентябре 2016 года вышел в свет очередной выпуск альманаха «Вилюйские зори».

В 2017 году увидели свет юбилейные издания, посвящённые 50-летию города Удачного и 50-летию пуска первого агрегата Вилюйской ГЭС, новые авторские книги мирнинцев и сдвоенный номер альманаха «Вилюйские зори» №№ 24-25.

В июне 2017 года Любовь Винс приняли в Союз писателей России.

Литературная жизнь Мирнинского района продолжается.

Сергей МОСКВИТИН,

журналист, писатель, краевед, член Союза писателей России,

главный редактор альманаха «Вилюйские зори».


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
01.07.2017 05:16 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ