На ремонт Дома правительства РФ уйдут бюджетные миллиарды
Мосгорсуд отказался освободить Фургала под залог
Новый адвокат Ефремова попросил для актера условный срок
Короновирус продолжает мутировать
Жительница Якутии отпугнула медведя подожженной газетой

На прошлой неделе мы ознакомились с картиной Татьяны Эверстовой «Его дочь». Первое впечатление - неспешность ритма повествования. Его продиктовал естественный темпоритм жизни якутской глубинки и эмоциональная выдержанность героев картины, поражающая медитативной глубиной и размеренностью хода бытовых вещей. Мы настолько ускорились, что забыли ощущение материи деревенского времени, которое течет плавно, без разрывов и ускорений, провалов и остановок времени городской суеты. Медитативность и плавность хода стали главным художественным фоном, оттеняющим сюжетные зарисовки.

Фильм провел параллель и напомнил звучное имя одного финского режиссера. Есть в фильме общее с концептуальным посылом Аки Каурисмяки. Это достоинство, с которым человек может жить, несмотря на обстоятельства. Метафизическая, почти стоическая отстраненность от суеты дней, а также достоинство, модулирующее самые простые вещи, случающиеся по жизни. Напомним, что стиль финского мастера отличают размеренность и плавность движений тела, рук и взгляда. Достоинство сквозит в манере говорить с собеседником. Разговор всегда обличен в форму обязательно выдержанного ритуала.

Почти эпический жанр достойного или даже героического бытия в мире. Не ввергаясь в бег суеты сует, можно нести, несмотря на обстоятельства, достоинство. Достоинство, возведенное в принцип. И вот в фильме Татьяны Эверстовой появляется то, что мы поначалу увидели в авторском кинематографе Каурисмяки. Прямым комментарием автора, которая в детстве предстала наблюдательным метафизиком, наполняется сцена прибытия, отбытия и обед гостей в доме ее деда. Это манера вести беседу, разговаривать с ребенком как со взрослым. Почти эпическая ритуальность формирует эстетику кинокартины. Поэтому главные герои, воспитатели девочки, кажутся эпическими персонажами, заставляющими спокойно принять их образ и манеру поведения. Каждое движение, каждое действие наполнено бытием достоинства человека на этой земле, сопряжения с сакральными полюсами, спрятанными то там, то здесь. Они просты и знакомы нам. Но открываются новыми смыслами. Пока они узнаваемы, но уже скоро могущие стать неизвестным молодому поколению.

Примечателен факт. После просмотра первым якутским зрителем, реплики в интернете о фильме в какой-то части пребывали во мнении «ничего особенного», «мы это все знаем»… Феноменологическое повествование было облечено в кинематографическую форму. Сложнейшая задача для жанра биографического кино. Как передать то чувство, которое испытал лично в тиканье часов с кукушкой, первым просмотром черно-белого телевизора или утренних звуков растапливаемой печки, раскалывающегося льда в кастрюле и звука утреннего радио. Но у автора есть помощник. Им является сама память якутского зрителя, родившегося во второй половине XX века. Эти звуки и запахи упаковали целый мир детства, его открытия, радости и маленькие трагедии. Фильм - попытка феноменологической редукции того «утраченного времени», в поисках которого каждый из нас время от времени отправляется, достигнув зрелости.

Авторское кино «Его дочь» - это ностальгически прочувствованные ранние годы автора, попытка мысленно добежать до «потерянного рая» детства. Вместе с тем, это раздел в визуальной антропологии нашего северного края, это памятник водораздела смены эпох, которую переживают в настоящее время саха.

Алексей ПУДОВ.

Фото из открытых интернет-ресурсов

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
07.10.2017 11:27 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ