СМИ сообщили о смерти президента Туркменистана
Драчливого зампреда правительства Сахалина уволили. Видео
Потребительские цены на бензин в России подросли
В Якутии горит почти 400 тысяч гектаров тайги
Памяти легендарного Тараса Десяткина

ИА SakhaNews. Удивительный спектакль поставил республиканский Театр актера и куклы города Нерюнгри. Написанная в 1965 году знаменитая пьеса советского драматурга Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» в свое время триумфально шла на сотнях театральных сцен Советского Союза. Достаточно сказать, что только за первые пять лет после написания «Мой бедный Марат» выдержал 3 253 постановки.

СОВРЕМЕННОСТЬ ПЬЕСЫ

Казалось бы, пьеса написана полвека назад. Что может в ней быть интересно современному человеку, с его гаджетами, информационными технологиями, легким поиском и общением с любым человеком, благодаря социальным сетям? Сейчас невозможно просто так взять и «потеряться» на 13 лет, как это произошло с Маратом в этой пьесе.

Оказалось, может. Оказалось, что пьеса Арбузова не устарела за это время. Потому что поставлены в ней вечные вопросы. Кто кузнец своего счастья? Надо ли бояться своего счастья? До какой степени полезна жалость к человеку, а когда она превращается в зло? Что такое любовь и надо ли за неё бороться? До какой степени нужно жертвовать собой ради других? Можно ли построить счастливую жизнь на чужом несчастье? И так далее.

Поэтому очень простая, даже примитивная внешне (в ней всего три героя), но на самом деле глубокая и по-настоящему гениальная, пьеса интересна театрам и сегодня. Как и 50 лет назад, она по-прежнему на сцене, и на эти спектакли также ходит зритель, чтобы не только попробовать разобраться в хитросплетениях чужой жизни, но и дать ответы на вечные вопросы.

В нерюнгринском театре режиссером-постановщиком пьесы стал директор и художественный руководитель театра Петр Скрябин. Музыкальное оформление - Андрей Никулин, свет – Джема Гордеева, художник - Анатолина Богимова, заведующая постановочной частью театра – Оксана Адамова.

Роли героев арбузовской пьесы очень убедительно исполнили Евдокия Куприянова (Лика), Михаил Макаренко (Марат) и Павел Федоровский (Леонидик).

Нерюнгринский театр не стал кардинально экспериментировать с текстом арбузовской пьесы: в спектакле она звучит очень близко к оригиналу. Тем не менее, актеры сыграли пьесу так, что она производит впечатление абсолютно современной. Видимо, и потому, что темы пьесы, поднимаемые героями вопросы актуальны не только полвека назад, но и во все времена.

БЛОКАДНОЕ ТРИО

Необычное для современного театра явление – пьеса в нерюнгринском театре идет в три действия, то есть зрители выходят на непривычные два антракта. Впрочем, по замыслу драматурга, это неизбежно. Во многих своих пьесах Арбузов растягивает действие на долгие годы и даже десятилетия, чтобы показать, как жизнь меняет взрослеющих героев.

Первое действие пьесы «Мой бедный Марат» происходит в 1942 году в блокадном Ленинграде. Чужую пустующую комнату в большом полупустом из-за голода и блокады доме случайно занимает 16-летняя девушка Лидия, которую все зовут Лика (Евдокия Куприянова). Маленькая, несуразная, но очень добрая - чем-то напоминающая Джульетту Мазину в фильмах Федерико Феллини. В осажденном фашистами Ленинграде девочка осталась совершенно одна, без единого родного человека. Глухое одиночество в пустом доме, который то и дело бомбят, в пустой холодной комнате… И её спокойное и тихое мужество, помогающее выжить, сохранить рассудок в городе, где всюду только голод и смерть.

Когда в свою квартиру возвращается 17-летний Марат (Михаил Макаренко), для девушки заканчивается мертвая тишина и начинается жизнь…

Марат – добрый человек, и, естественно, он не выгоняет девушку из своей квартиры. Характер абсолютно цельный, обладающий несгибаемым стержнем. Марат по-юношески максималист, хотя остается таким же и в зрелые годы. Для него белое – это белое, черное – это черное, и он практически не умеет идти на компромиссы.

Постепенно к молодым приходит любовь, неизбежная в обстоятельствах, когда встречаются два полных одиночества. Но если Лика не скрывает своих чувств и говорит о своей любви, то Марат совершенно не по-мужски «тянет резину», уходит от прямого ответа на вопросы любящей женщины. Почему он так себя ведёт – в этом зрителям еще предстоит разобраться. Слова Марата: «Я бы тебе сказал, но не скажу» - становятся лейтмотивом всей пьесы, практически до самого финала.

Третьим в этой комнате появляется такой же юный, 17-летний Леонидик – хрупкий, болезненный человек, совершенно не мужчина. Здесь-то и возникает первая коллизия. Юная женщина не может себе объяснить, что ею сильнее движет: любовь к Марату или жалость к Леонидику? А посоветоваться не с кем: в этой комнате - все сироты.

Марат дежурит на крыше домов, тушит зажигалки. Лика работает санитаркой в больнице. Леонидик болеет. И все мечтают о том, что закончится война. Марат мечтает стать строителем мостов. Лика хочет быть медиком-исследователем. Леонидик планирует стать поэтом.

Два парня любят одну девушку. Кого любит она? Одного любит, другого жалеет, и, как выясняется, эти чувства в её душе практически равнозначны.

Марат пытается скрыть свою ревность и уходит на фронт, чтобы доказать, что он может быть не только вруном и болтуном, рассказывающим Лике байки о себе, но и настоящим героем.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ГЕРОЕВ

Второе действие – это 1946-й год, сразу после войны. То, о чем мечтали герои в жестокие и мрачные дни блокады, уже практически сбылось. Лика учится в медицинском институте. С фронта приходит Леонидик. У него нет руки, на зато проявился поэтический дар. Как и мечтал, он уже пишет стихи, и многие из них публикуют.

Лика принимает Леонидика, глубоко сочувствует ему, жалеет его, но продолжает ждать своего любимого Марата. Он появляется неожиданно - разведчик, капитан, Герой Советского Союза. Он вернулся, потому что любит Лику. Но герой войны здесь ведет себя совершенно не по-мужски, потому что сомневается, любит ли его Лика, жалеет влюблённого в неё друга и саму Лику, которой необходимо делать выбор между двумя мужчинами. И в итоге сдается и отступает. Уезжает, оставляя любимую из ложно понятно чувства дружбы. «Мой бедный Марат… Не бойся быть счастливым!» – говорит Лика, но сама боится своего счастья и отказывается от него из жалости к инвалиду войны и ложно понятого долга. Эти рефлексии героев в итоге ломают жизнь и делают несчастными всех троих участников любовного треугольника.

Следуют долгие разборки, мучительные копания каждого из героев любовного треугольника в самих себе и в душах друзей. В конце концов Марат не выдерживает и ставит вопрос Лике прямо: он, или Леонидик? И Лика делает выбор – как оказалось, ошибочный. Она кладет руку на плечо Леонидика и остается с ним. Потому что Марат – сильный, а однорукий Леонидик, как она думает, без нее пропадет. Хотя все трое прекрасно знают, что Лика на самом деле любит Марата.

Жалость в ней побеждает любовь. Правильно ли это? Ни автор пьесы, ни актеры не дают ответа на этот вопрос. Поэтому каждый зритель здесь решает и додумывает сам.

МИРНАЯ ЖИЗНЬ

Третье действие – через 13 лет после второго, то есть это 1959 год. Тринадцать лет прошло после того, как сыгравший в великодушие, а на самом деле позорно сбежавший в Саратов, Марат, кажется, навсегда исчез из Ликиной жизни. Она живет с Леонидиком, но как видно из их диалогов, никакого человеческого счастья в этой семье не наблюдается. Да, Лика, как и мечтала, работает в больнице, но она все еще рядовой врач - мечты о научной работе лопнули, как мыльный пузырь. Всё, чего ей удалось добиться за 13 лет, - скоро должна получить должность «неосвобождённой» (то есть занимающейся практикой) заведующей отделением.

Леонидик издал несколько книжек стихов, но он прекрасно понимает, что он всего лишь «стихотворец», но не поэт. Его книги выходят небольшими тиражами и «лежат в магазинах». Стихи слишком «правильные» и примитивные, чтобы критика обращала на них внимание, хотя бы ругала их. Понимает Леонидик и то, что невольно, сам того не желая, сломал Лике жизнь, и поэтому он чувствует себя вдвойне несчастным.

Что должно случиться в такой ситуации? Естественно, должен вернуться Марат. Причем, этому способствует Леонидик, который шлет телеграмму Марату с просьбой приехать. «Ты сейчас очень нужен Лике. Без тебя она может погибнуть», - сказано в этой телеграмме. Марат приезжает, а Леонидик с одним чемоданом уходит в ночь, в неизвестность. Лика облегченно говорит ему: «Прощай!». Марат и Лика, наконец-то, остаются вдвоём. Воссоединение двух любящих сердец в финале спектакля – это своего рода надежда на возможность для героев будущего счастья после всех перенесенных ими испытаний.

О чем все-таки эта пьеса и спектакль республиканского Театра актера и куклы города Нерюнгри? Главный стержень многих драм Арбузова, в том числе «Моего бедного Марата» – не бойся быть счастливым. Даже в самых неподходящих, самых отдалённых от счастья обстоятельствах. Более того – именно в самых страшных, трагических декорациях счастье может быть наиболее полным, а в мирные, благополучные времена – иллюзорным, в лучшем случае половинчатым. Но осознать это герои смогут только с высоты прожитых лет. А пока они совершают и совершают всё новые ошибки, и учатся, к сожалению, только на своих собственных ошибках.

СПАСИБО ЗА СПЕКТАКЛЬ!

Отдельное спасибо хотелось бы сказать за исполнительское мастерство всех троих актёров. Мне кажется, что роль в пьесе «Мой бедный Марат» для каждого из троих – Евдокии Куприяновой, Михаила Макаренко и Павла Федоровского – стала пока лучшей за время их работы в республиканском Театре актера и куклы города Нерюнгри.

Прекрасная постановка, делающая убедительным любой антураж, в котором действуют герои. В первом действии стрельба, свист летящих снарядов создают убедительный эффект присутствия, который очень важен в любой театральной постановке. Во втором действии - мелодия легкого и светлого вальса, новая мебель в разрушенной в годы войны квартире. Послевоенная одежда, старинный чемодан также выглядят весьма убедительными.

Несмотря на целых три действия и почти трехчасовую продолжительность, спектакль смотрится очень легко, буквально на едином дыхании.

Республиканский Театр актера и куклы города Нерюнгри продолжает активную творческую жизнь. Основное место в его репертуаре занимают, конечно, спектакли для детей. Репертуар для взрослых - небольшой, но все спектакли смотрятся с большим удовольствием. «Он, она, окно и покойник», «Мышеловка» и другие.

«Мой бедный Марат» - хорошая работа всех его создателей. Спектакль смотрится с огромным интересом, поэтому спасибо всем за доставленное удовольствие.

Олег СОЛОДУХИН.

г.Нерюнгри.

Фото автора.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
04.11.2018 12:45 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ