График плановых работ якутских энергетиков на 19 июля
Театр коренных малочисленных народов Севера из Якутска едет в Корею
19 июля в Тулагино будет работать выездная касса Энергосбыта
Какие налоги надо заплатить до 25 июля?
Под Тверью отключились три энергоблока АЭС

Проблема коррупции сегодня является чрезвычайно злободневной темой в жизни России и её граждан. Коррупционные проявления встречаются не только в государственных и муниципальных органах власти, но в иных сферах, включая коммерческую. Что такое конфликт интересов? Как избежать нарушения антикоррупционных норм? Что делать, если у вас вымогают «взятку»?

Эти и другие вопросы мы обсудим с прокурором отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры Республики Саха (Якутия) Евгенией Акимовой.

- Евгения Васильевна, что такое коррупция и каковы её главные признаки?

- Коррупция представляет собой весьма сложное социально-юридическое явление.

Выражаясь простым языком можно определить коррупцию, как процесс или акт, при котором должностное лицо, наделенное определенной властью, использует ее для личного обогащения или обогащения третьих лиц. Именно корысть позволяет отграничить коррупцию от иных должностных правонарушений.

Кроме того, существует и огромный блок запретов, ограничений и обязанностей, направленных на противодействие коррупции. К таковым относятся:

- обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах и об имуществе;

- обязанности по урегулированию конфликта интересов;

- запрет заниматься определёнными видами деятельности, например, предпринимательской и т.д.

Нарушение этих запретов само по себе коррупцией не является, но может способствовать или свидетельствовать о фактах коррупции.

- Что считается «взяткой» и что не является таковой? Например, подарок школьному учителю или врачу - является взяткой?

- Закон определяет понятие «взятки» как коммерческий подкуп должностного лица. Предметом взятки наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами.

- Будет ли являться взяткой подарок школьному учителю или врачу?

- В данном случае, если дарение сопряжено с необходимостью выполнить определенные действия, связанные с исполнением должностных обязанностей, или, наоборот, бездействовать, используя при этом свое служебное положение, в интересах дарителя, то такие действия являются взяткой.

Взятка всегда дается за конкретные действия (бездействия) в пользу дающего или представляемых им лиц, то есть при даче взятки отсутствует основной принцип дарения — безвозмездность. При этом не имеет значения, что было вначале — получение взятки или определенное действие или сначала действие, а потом взятка. Главное, имеется ли между лицами договорённость до совершения действия.

- Что делать, если вымогают «взятку»?

- Прежде всего, хотелось бы отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Если вдруг поступило такое предложение, необходимо:

- внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, наименование товара и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов);

- постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи;

- поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки;

- ни в коем случае не давать взятку.

О факте вымогательства «взятки» гражданин может сообщить в органы прокуратуры республики либо в правоохранительные органы.

- Есть ли механизмы защиты граждан, заявивших о фактах коррупции?

- Защита лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях и преступлениях, это важная государственная задача. Согласно Указу Президента от 02.04.2013 номер 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции» установлен особый порядок применения мер, в том числе дисциплинарного характера, к лицам сообщившим о фактах коррупции.

Согласно данному порядку рассмотрение вопросов их привлечения к ответственности или увольнения осуществляется на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению с возможностью участия прокурора.

У нас уже есть практика, когда прокуратура не позволяла уволить лиц, сообщивших о фактах коррупции.

Кроме того, для лиц, сообщивших о коррупционных преступлениях, по их заявлению может рассматриваться вопрос о государственной защите, как участника уголовного судопроизводства.

В любом случае обращения в прокуратуру мы обдумываем какой комплекс мер и гарантий применить для заявителя в конкретной ситуации.

- Что такое конфликт интересов на службе?

- Согласно статье 10 Федерального законом от 25 декабря 2008 г. номер 273-ФЗ «О противодействии коррупции» конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью следует понимать возможность получения широкого круга благ самим сотрудником, его близкими родственниками либо лицами, связанными иными корпоративными и близкими отношениями.

Конфликт интересов может возникать, например, при выполнении служащим управленческих функций в отношении родственников или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность; при взаимодействии с бывшим работодателем и трудоустройстве после увольнения с государственной службы; выполнении иной оплачиваемой работы; нарушение установленных законодательством запретов и ограничений, связанных с прохождением службы.

Например, в ходе проведенной проверки в ГБОУ РС(Я) «Чурапчинский колледж» вскрыт факт несоблюдения его руководителем обязанности уведомить в порядке, определенном приказом Министерства образования и науки РС(Я) от 17.10.2018 номер 01-10/1556, о возникновении личной заинтересованности при трудоустройстве родственника на должность, находящуюся в его непосредственном подчинении, кандидатура которого не соответствовала квалификационным требованиям, а также создание условий для карьерного роста последнего.

По выявленным нарушениям прокуратурой республики в адрес министра образования и науки РС(Я) внесено представление, по результатам рассмотрения которого в отношении руководителя образовательной организации применена мера дисциплинарного взыскания.

- Если такой конфликт возникает, какие меры должен предпринять служащий?

- Служащий обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника и представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему стало об этом известно. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов со стороны служащего осуществляется путем его самоотвода или отказа от выгоды, явившейся причиной конфликта интересов, а со стороны представителя нанимателя – путем отвода, изменения должностного или служебного положения служащего, являющегося стороной конфликта, вплоть до его отстранения от исполнения служебных обязанностей.

Непринятие служащим, а также руководителем, которому стало известно о наличии у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по его предотвращению и (или) урегулированию является правонарушением, влекущим увольнение в связи с утратой доверия.

- Какая ответственность предусмотрена за факты коррупции?

- Существует пять видов ответственности за коррупционные нарушения: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и материальная.

Субъекты коррупционных правонарушений могут быть привлечены к уголовной, административной или гражданской ответственности, а должностные лица - также и к дисциплинарной ответственности.

Уголовная ответственность наступает за совершение особо тяжелых правонарушений - преступлений. Наказания, предусмотренные за совершения уголовных преступлений в рассматриваемой сфере, более суровы, чем все остальные виды ответственности.

К коррупционным преступлениям относятся, к примеру, злоупотребление должностными полномочиями (ст.285 УК РФ), дача взятки (ст.291 УК РФ), получение взятки (ст.290 УК РФ), посредничество во взятке (ст.290.1 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст.201 УК РФ).

Применительно к сложившейся на территории Республики Саха (Якутия) практике можно выделить административную ответственность как одну из наиболее встречаемых видов.

- За какие коррупционные правонарушения наступает административная ответственность?

- Административная ответственность устанавливается за несоблюдение, установленных законом ограничений, направленных на соблюдение специальных правил трудоустройства государственных или муниципальных служащих определенных категорий, а также лиц замещавших названные должности.

Также предусмотрена административная ответственность за незаконную передачу от имени или в интересах юридического лица должностному лицу либо лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества.

Санкция статьи 19.28 КоАП РФ предусматривает возможность применения к юридическому лицу штрафа в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных, либо обещанных или предложенных от имени юридического лица.

Например, в текущем году прокуратурой республики возбуждено два административных производства по ч.1 ст.19.28 КоАП РФ в отношении акционерного общества «Сахаплемобъединение». Поводом тому послужили достаточные данные, содержащие сведения о том, что в период с 2013 г. по 2015 г. генеральный директор ОАО «Сахаплемобъединение», действуя от имени и в интересах Общества, проводил мероприятия по дополнительному бюджетному ассигнованию, цель которых заключалось в получении юридическим лицом выгод и преимуществ за счет увеличения финансирования на удовлетворение текущих и перспективных мероприятий. Для этого гендиректор обращался к народным депутатам Республики Саха (Якутия), при содействии которых данный вопрос был решен положительно. Взамен, гендиректор передал депутатам денежные средства в сумме 500 000 руб. и 400 000 руб. соответственно, обещанные в качестве вознаграждения за совершенные действия в пользу коммерческой организации.

Решением Мирового судьи юридическое лицо признано виновным в совершении двух административных правонарушений, наказание назначено по правилам ч.2 ст.4.4 КоАП РФ на общую сумму 1 млн руб. Решение суда вступило в силу.

За совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.29 КоАП РФ, должностное лицо может быть подвергнуто штрафу до 50 тысяч рублей, юридическое лицо – до 500 тысяч рублей.

Так, в этом году по постановлению прокуратуры республики к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей привлечено Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Вилюй» за не направление в установленный законом десятидневный срок уведомления о трудоустройстве бывшего государственного служащего.

- Какие меры следует предпринять работодателю, чтобы не допустить таких нарушений?

- В первую очередь ему необходимо выяснить у бывшего служащего, включена ли замещаемая ранее им должность в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, поскольку данный факт является основным критерием необходимости сообщать представителю нанимателя (работодателю) о приеме на работу вышеуказанного лица.

При этом следует учитывать, что согласно части 2 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданин при заключении трудового договора обязан сообщить работодателю сведения о последнем месте своей службы.

Далее необходимо определить прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности государственной или муниципальной службы и увольнения со службы.

Если после увольнения бывшего служащего с должности государственной или муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, прошло:

- менее двух лет – требуется сообщить в десятидневный срок;

- более двух лет – сообщать о заключении трудового договора не требуется.

Сообщение о приеме на работу бывшего служащего направляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. номер 700, в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой договор.

- Где можно получить более подробную информацию о механизмах противодействии коррупции?

- На сайтах Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры Республики Саха (Якутия).

Так, например, на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации http://genproc.gov.ru/ в разделе «Противодействие коррупции» и подразделе «Что нужно знать о коррупции» размещены видеоролики, памятки и буклеты для населения, разъясняющие проявления коррупции и способы противодействия им в различных сферах жизнедеятельности общества: ЖКХ, здравоохранение, образование, на дорогах, ритуальные услуги и т.д.

Там же размещена компьютерная программа "Мы против коррупции", которая позволяет улучшить свои знания в этой сфере и посоревноваться с близкими, друзьями, коллегами. Она может быть использована всеми работодателями и образовательными учреждениями для повышения квалификации своих работников, студентов и слушателей.

На сайте прокуратуры республики - http://proksakha.ru/ - в разделе «Правовое просвещение» размещены подготовленные прокуратурой республики статьи, буклеты и видео-ролик социально-правовой рекламы.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
22.06.2019 08:35 (UTC+9)
Комментарии: 6
Саша 22.06.2019 10:21

Даже уже прокуратуре никто не верит, точка


консультантов 22.06.2019 12:32
тысячи а практик один на тысячу. о какой борьбе можно вести речь

Чтобы уменьшить коррупцию 23.06.2019 11:15
Надо, чтобы люди научились жить в правовом обществе: почаще обращались в прокуратуру, в средства массовой информации ( газеты, соцсети, телевидение), суды на незаконные действия или умышленные бездействия властей. Надо рыло коррупции вытаскивать из навоза и показывать это грязное рыло обществу.

Самый действенный способ 22.06.2019 12:53

- советский. Горизонтальная ротация кадров через каждые 3 года. Т.е. эту Акимову уже надо отправить зам прокурора Оленекского улуса. А Оленекского в Алданский. Оттуда в Эвено-Бытантайский. Ну а Эв-Быт можно прокурором г. Якутска. Так всю чиновничью команду - администрации, полицию, министерства, инспекторов природы, налоговой, санэаидем и т.д.


да 23.06.2019 09:05

стрелять воров, как в Китае!!! И почаще!!! И результат будет.


------ 24.06.2019 12:22

похоже уже ниче не поможет в этой стране, точка невозврата пройдена


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ