Якутское село Барылас оказалось подходящим местом для пчеловодства
Кто представит Якутию на съезде "Единой России" в Москве
Вилюйские хирурги внедрили новый метод лечения переломов
Якутия вошла в тройку призеров конкурса «Самый читающий регион»
В Якутии с 25 ноября по 1 декабря пройдет масштабный фестиваль

ИА SakhaNews. Дуэт «Кивана Сакс» (Светлана Енина и Марина Болоткова) в последние три-четыре года буквально покорил публику - не только нерюнгринскую, но и других городов, и даже представителей некоторых других стран. Ворвавшись в культурную среду Нерюнгри, эти девушки сразу произвели удивительное впечатление необычным для далекого провинциального города стилем, высоким уровнем исполнения и новаторским репертуаром.

За эти три года девушкам приходилось выступать на самых разных площадках. На Ысыахе Туймаада 2017 года их пригласили в главное место праздника – урасу главы Якутска Айсена Николаева, где было очень много иностранных гостей. Были и большие залы, и обыкновенные рестораны, корпоративы с избранной публикой, и «народные» выступления на городских площадях.

Не менее удивительна причина создания этого дуэта. Началось все с того, что студенткам-первокурсницам института культуры порекомендовали чаще выходить на сцену, чтобы преодолеть страх сцены и свои… комплексы. Если бы преподаватели знали, к чему это приведет!

«Кивана Сакс» - не основное занятие двух профессиональных музыкантов, и зарабатывают они совсем не этим. И Марина Владимировна и Светлана Леонидовна - преподаватели в детской школе искусств города Нерюнгри. Светлана - преподаватель теоретического и духового отделений, Марина – руководитель и преподаватель эстрадного отделения.

За десятилетия работы в журналистике брать интервью одновременно у двоих людей мне еще не приходилось. Но, будучи совершенно разными по характеру, на сцене они выглядят как сестры-близнецы, и разделить их я просто не могу.

Итак, знакомьтесь – Марина Болоткова (слева) и Светлана Енина (справа).

- Марина и Светлана, как вы стали музыкантами?

Марина: Мы жили в молодом, еще строившемся Нерюнгри, и родители поначалу не задумывали отдавать меня в музыкальную школу. Но руководитель хоровой студии «Дружба» прослушав меня, неоднократно обращался к моим родителям, говоря о том, что я очень способная и мне надо учиться музыке. В конце концов, родители сдались, и в 1991 году я пришла учиться в детскую музыкальную хоровую школу «Соловушка», которую потом успешно окончила.

После школы поступила в музыкальный педагогический колледж Иркутска, где училась четыре года и окончила с «красным» дипломом. Следующий этап – Хабаровский государственный институт искусств и культуры, его мы окончили одновременно со Светланой в 2019 году, тоже с красными дипломами.

Первая моя специальность, полученная в Иркутском музыкальном педагогическом колледже – дирижер-хоровик. Мне всегда хотелось петь, но эстрадный факультет был платным, но, к сожалению, у меня не было возможности на нем учиться.

Колледж я окончила, но мысль, идею петь от себя не опускала. Поначалу я не планировала работу в музыкальной школе. Был момент, когда я металась, уходила в менеджеры, в управленцы в других сферах. В Иркутске работала продавцом в магазине тканей. Но музыка все-таки пересилила, и я поняла, что это моя судьба.

В музыкальной школе я работаю с 2006 года. Почти десять лет работала руководителем хора и преподавателем теоретических дисциплин. В 2015 году открыла класс эстрадного вокала, мои ученицы составляют вокальные группы «Happy Girls» (название переводится как «счастливые девушки») и «Радуга Микс», которые вы теперь часто видите на концертах в Нерюнгри. В этом году класс превратился в отделение эстрадного вокала.

В Хабаровском институте искусств и культуры получила специальность «Музыкальное искусство эстрады» по квалификациям «Артист эстрады» «Концертный исполнитель». «Преподаватель».

Светлана: Я родилась в Чите, потом мы переехали в Читинскую область (сейчас Забайкальский край). Музыкой я занимаюсь с шести лет. Семь лет училась в музыкальной школе, которую окончила по классу «Фортепиано». Еще год училась играть на аккордеоне, но сейчас им уже не владею, забыла.

Окончив музыкальную школу, я поняла, что хочу заниматься музыкой, жить этим. С детства у меня была большая мечта - стать великим пианистом, выступать на сцене. Поэтому после школы поступила на фортепианное отделение Читинского музыкального училища.

Мнения моих родителей при этом разделились. Мама была очень рада моему выбору. А папа мечтал, чтобы я стала врачом, но я боюсь крови, поэтому этот выбор сразу отпал.

После того, как я отучилась один год на фортепианном отделении, перевелась на теоретическое отделение, стал учиться на музыковеда – преподавателя сольфеджио и музыкальной литературы. Разумеется, классикой и теорией дело не ограничивалось. В училище, примерно в 2000-2001 году, мы с друзьями и однокурсниками создали рок-группу «Молока стакан». Я была её руководителем и, если можно так сказать, продюсером и директором. Находила спонсоров, писала песни, сидела за пультом. Это тоже была часть учебы - на композиторском отделении нас учили писать музыку. Выступали в Чите, ездили в область.

Потом мы открыли театральную студию и поставили спектакль «Огниво». Я всегда хотела играть на сцене, и эта работа очень увлекла меня.

Как и в жизни Марины, в моей жизни была не только музыка. В Чите я работала кассиром в супермаркете, воспитателем в детском саду.

-Как и когда вы познакомились?

Светлана: В 2007 году я приехала в Нерюнгри, потому что вышла замуж за нерюнгринца, супруг окончил технический институт. Устроилась на работу в первую Детскую музыкальную школу. На работу меня приняли преподавателем сольфеджио и музыкальной литературы, а Марина уже год работала в этой школе. Когда директор представила нас друг другу, мы сразу нашли общий язык. Именно тогда и началась наша личная и профессиональная дружба.

В 2009 году прошло слияние двух музыкальных школ. И после небольшого перерыва (мы по очереди сходили в декрет) вместе с новыми силами продолжили работать уже в Детской школе искусств.

- Как у вас появилась мысль о создании дуэта, когда он родился?

Марина и Светлана (вместе): Можно сказать, что наш дуэт родился намного раньше, чем «Кивана Сакс». Это был дуэт между хоровиком и преподавателем теории, когда мы в музыкальной школе фактически работали вместе, помогали друг другу. Эти два предмета очень тесно связаны, и это было благотворное сотрудничество. Причем оно шло через детей, наших учеников, когда мы то и дело просили друг друга подтянуть их в той или иной области, вместе, сообща принимали методические решения по их обучению.

Марина: В 2014 году мы решили поступать в Хабаровский государственный институт искусств и культуры. Это отдельная история. В свое время я окончила три курса Восточно-Сибирской академии искусств в Улан-Удэ на дирижерском отделении, ушла в декрет, а вернуться было некуда, потому что не набрали курс. Я решила забрать документы и поступать в Хабаровск на эстрадное отделение, о чем давно мечтала.

Светлана: А я тоже подумала, почему бы мне не поступить на отделение духовых инструментов? Взяла напрокат инструмент (саксофон дорогой, сразу покупать не стала – а вдруг не получится?). Со мной занимался преподаватель детской музыкальной хоровой школы «Соловушка» Андрей Трубач - саксофонист с говорящей фамилией. С ним я выучила три пьесы. Потом продолжила занятия самостоятельно. А затем мы вместе поехали в Хабаровск – поступать.

Марина: Когда мы приехали в Хабаровск, увидели большое количество желающих поступить на эстрадное отделение. Только на вокал поступало 12 человек и на инструментальное исполнительство еще шесть человек. А мест всего четыре, и пятое целевое, поэтому шанс на поступление был ничтожно мал.

Проходя подготовку к вступительным экзаменам, мы познакомились с заведующей эстрадным отделением Светланой Лысенко. Она увидела наши горящие глаза, бешеное желание поступить и решила нам помочь. Нас приняли на отделение социально-культурной и информационной деятельности, специальность «Музеология и охрана культурного и природного наследия». Супруг смеялся, говорил, что мы будем теми бабушками, которые музейные комнаты охраняют. Но фактически Светлана Юрьевна провела нас через музеологию, а потом мы перевелись куда хотели.

Светлана: А я еще настолько «обнаглела», что когда мне дали педагога намного младше меня, стала высказывать недовольство. Я специально приехала в Хабаровск пораньше, чтобы с ним позаниматься. Увидела, что он со мной не справляется, и фактически им я руководила. Тогда стала брать частные уроки у девочки, которая училась у лучшего педагога на Дальнем Востоке - Сергея Тимченко в Хабаровске. Она позвонила своему педагогу, Сергей Николаевич сказал: пусть завтра приезжает. Посмотрел на меня, конечно, раскритиковал в пух и прах. А потом говорит, что он меня берет учиться. Моему счастью не было предела. Теперь я точно знала, результат будет!

Марина: Мне тоже повезло, я училась у лучшего педагога эстрадного вокала на Дальнем Востоке – Ольги Решмедиловой.

А что касается музеологии, то уже после первой сессии (на которой мы сдали 12 экзаменов и 18 зачетов. И все были пятерки, кроме единственного экзамена – по литературе), нас перевели на эстрадное отделение. И все пять лет мы учились тому, чему хотели.

Светлана: О том, как был создан наш дуэт. В январе 2015 года на первой своей сессии мы, можно сказать, «облажались». Причиной стал страх сцены. Мы все-таки преподаватели, а не артисты, и работаем, как правило, в детской аудитории, с небольшим количеством учеников.

А тут, на экзамене, мы вышли на сцену и не смогли сыграть и спеть нормально. Марина, конечно, и в стрессовой ситуации спела хорошо, но для себя я понимала, что так работать и выступать нельзя.

Когда мы прощались со своими преподавателями в Хабаровске, они нам сказали: ребята, если вы хотите победить в себе этот страх – выступайте! Это делается только одним способом – выходите играть на публику. Неважно где: в ресторане, на улице, при детях, при родителях, но выступайте.

Марина: А еще мы обе поняли, что когда мы вдвоем на сцене, то это легче. Ты уже не один, в крайнем случае, можно и друг другу помочь, и за кого-то спрятаться.

Сессия была в январе 2015 года. За лето мы отдохнули, обо всём подумали, набрались сил. И пошли выступать дуэтом.

- Как родилось необычное название дуэта?

Марина: Нам хотелось что-то оригинальное, необычное. Начали перебирать названия цветов, ничего интересного не нашли. Решили посмотреть названия фруктов.

Светлана: Хотелось, чтобы название отражало нашу сущность. Мы с Мариной очень разные, и музыка у нас достаточно разнообразная. Хотелось, чтобы в этом названии был очень необычный фрукт. И мы такой нашли!

Есть такой экзотический фрукт – кивано, в котором сочетается вкус нескольких знакомых нам фруктов и овощей. Очень красивый, яркий. Нам кажется, что отражает нашу сущность.

СПРАВКА:

Плод кивано. Растет в Центральной Америке, Новой Зеландии, Израиле. Жёлтого, оранжевого или красного цвета с несъедобной жёсткой кожистой кожурой, покрытой мягкими шипами. Имеет зелёную, похожую на желе мякоть с бледно-зелёными семенами. Длина плода — до 15 см.

По вкусу плод похож на огурец и банан одновременно. Может употребляться как в сладком, так и солёном виде. В солёных салатах используется с солью и перцем в лимонном соке. Также используется во фруктовых и молочных коктейлях и фруктовых напитках.

- В дуэте вы начали сразу с сочетания саксофона (Светлана) и вокала (Марина). И с тех пор этот стиль не менялся. Светлана, вашим инструментом было фортепиано. Когда вы начали играть на саксофоне?

Светлана: Впервые в руки я взяла саксофон в мае 2014 года. То есть к моменту поступления в Хабаровский институт культуры занималась им всего два месяца. Когда меня там спросили: сколько вы играете на этом инструменте, я, конечно, так и ответила. Мне сказали: для двух месяцев это шикарно, но для поступления в институт это не тот уровень. Я сказала, что понимаю это, но готова работать, готова трудиться. Мне сказали хорошо: посмотрим вас до первой сессии. Так что отступать было уже некуда, надо было трудиться, как я обещала.

Сначала я брала саксофон напрокат. Первый собственный саксофон появился в сентябре 2015 года, это был недорогой китайский инструмент. Звук ужасный, но я только училась, дорогой инструмент еще не заслужила. Через два года купила хороший саксофон, на котором играю и сейчас. Это Ямаха, модель 480. Его стоимость - 130 тысяч рублей, то есть две тысячи долларов. Дорогой, но хороший.

- Как складывалась «карьера» вашего дуэта? Когда состоялось ваше первое выступление на публике?

Светлана: Первыми выступлениями были новогодние корпоративы в первые дни 2016 года. Мы уже более-менее играли, но на сцене в Нерюнгри нас никто еще не видел. На свой страх и риск, ведущий корпоративных вечеров, Дмитрий Кара взял нас в программу. Мы очень хотели на сцену, и Дима сказал: выступите один раз и посмотрим на реакцию зрителей. Тогда мы выступали всего с одной песней и всем понравилось. Мы отработали весь новый год, в разных ресторанах и даже немного заработали.

Марина: Я пять лет работала организатором мероприятий, поэтому все-таки есть некоторое понимание, чего хочется видеть людям. Я Светлане сразу сказала: если мы выйдем с обычной попсой, то этого у нас везде навалом, всем давно надоело, и никому не интересно. Плюс, конечно, надо поработать над имиджем.

Светлана: при этом надо надеть не просто костюмы, а что-то яркое, впечатляющее, как и в целом наш дуэт. Первым нашим спонсором стал муж Марины, у него свой бизнес. Он дал нам деньги, и буквально в детском магазине мы купили первые свои черные платья с длинными хвостами.

Марина: Первой нашей композицией, нашей, можно сказать, визитной карточкой стала «Puttin On The Ritz». После первого успеха нас стали приглашать на корпоративы. Мы поняли, что надо делать что-то новое. Постепенно стали учить новые композиции, расширять репертуар. В 2016 году мы выступали еще не очень часто. Первое выступление дуэта не в ресторане, а в большом концерте на улице состоялось 27 августа 2016 года. Режиссер Светлана Назарчук пригласила выступить на Дне шахтера. В Центре культуры и духовности им. А.С.Пушкина мы первый раз выступили дуэтом 15 января 2017 года, когда нас пригласила выступить руководитель литературно-музыкальной гостиной «Встреча» Татьяна Ивановна Знаменщикова.

Потом стали приглашать на сборные концерты в Центре культуры и духовности им. А.С.Пушкина, и мы уже довольно часто стали выходить на большую сцену. В июне 2017 года ездили в составе делегации Нерюнгринского района на Ысыах Туймаада. Выступили и в урасе нашего района, и в урасе Айсена Николаева.

ЦИТАТА

Фрагмент статьи «Люди из Нерюнгри, которые нас удивили в 2017 году»

Известный в Нерюнгри джазовый дуэт «Кивана сакс» - Светлана Енина (саксофон) и Марина Болоткова (вокал и клавишные) - имел грандиозный успех, выступая на празднике Ысыах Туймаады в местности Ус Хатын в 22 километрах от Якутска.

Ысыах Туймаады – самый массовый праздник в Якутии и один из рекордсменов России по количеству участников. В этом году его посетили около 200 тысяч человек – не только из Якутии, но также из десятков регионов Российской Федерации и зарубежных стран.

После того, как Светлана Енина и Марина Болоткова выступили в урасе и на тюсюлгэ Нерюнгринского района, их пригласили в главную урасу на празднике, гостеприимным хозяином которой был устроитель Ысыаха Туймаады, глава Якутска Айсен Николаев.

Почетные гости праздника, в том числе приехавшие из США, Японии, Германии, Китая и Монголии, смогли в полной мере насладиться удивительным мастерством музыкантов из Нерюнгринского района. Благодаря этому яркому выступлению, многие зрители, в том числе из других стран, в этом году впервые услышали и запомнили слово «Нерюнгри».

- Вы очень привлекательны не только в жизни, но и на сцене. Как вы подбираете костюмы?

Светлана: Конечно, мы следим за своей внешностью и за своей физической формой. У нас вполне стандартные фигуры, поэтому проблем с выбором одежды, с наличием размеров не бывает. Покупаем любые понравившиеся платья без труда, иногда даже в детских и подростковых отделах магазинов. У нас уже более десяти костюмов для сцены. Но фактически вариантов еще больше. Как правило, мы берем платья или костюмы, а потом придумываем к ним аксессуары. Шляпки, бантики и тому подобное делаем своими руками.

- В жизни вы, правда, очень разные. Но, увидев вас впервые на сцене (это было 15 января 2017 года), я не сомневался, что вы сестры, и только не мог понять – близнецы или нет.

Марина: когда люди долго живут или проводят время вместе, они становятся похожими друг на друга. У нас абсолютно одинаковая энергетика, любовь к музыке, любовь к жизни. Мы похожи для людей, хотя на самом деле совершенно разные.

Светлана: Хочу добавить, что мы вдвоем занимаемся своим любимым делом. Те композиции, которые мы выбираем, мы их очень любим. Они нам нравятся, мы сами от них «торчим».

Марина: Мы дважды пытались отойти от этого стиля, сыграть что-то более сложное, чисто джазовое, но ощущали, что в те моменты, когда уходили от этого стиля, люди нас не воспринимали. Мы не чувствовали отдачи. Так что будем и дальше работать в том направлении, которое нравится нашей публике и которое нравится нам самим.

- Как называется ваш стиль?

Светлана: Ритм-энд-блюз, джаз, фьюжен, миксовые композиции. Это разновидности джаза. Мы играем облегченный джаз, чтобы нашему зрителю все было понятно.

Марина: У нас была идея сделать концерт чистого джаза с объяснениями, с лекциями, что это за музыка, об истории её возникновения и развития. Зрителей к сложной музыке надо готовить постепенно. Поэтому начали с легкого.

- Самые ваши запоминающиеся выступления?

Светлана: Каждое выступление запоминается по-своему. Конечно, на всю жизнь запомнилось выступление в урасе главы, о котором мы уже говорили. Для нас это приглашение стало абсолютной неожиданностью. Нам сказали: срочно собирайтесь. Марина схватила свой микрофон, я - саксофон и побежали по огромной поляне. Думали, что это близко, но оказалось довольно-таки далеко. Саксофон на шее, каблуки - 15 сантиметров, проваливаются в землю. А мы бежим...

Марина: Песню пели на английском языке, как и большинство наших композиций. При этом можно сказать, что я не знаю английский язык, потому что я его специально не учила. Английский язык (точнее, даже его разновидность - американский) я воспроизвожу, в основном, благодаря слуху. И вот представьте: сидят гости из США, Индии, Китая, Японии… И тут я со своим как бы «английским». Я так боялась "облажаться", думаю: ну, сейчас всю Якутию опозорю. Но ничего, приняли очень хорошо. И всем очень понравилось.

Нас впечатлила сама внутренняя атмосфера этого концерта. Мы, артисты, очень хорошо чувствуем публику. Это было очень почетное и запоминающееся выступление.

Светлана и Марина (вместе): Вообще для нас каждое выступление запоминающееся. Например, выступление на Международном дне оленевода в селе Иенгра запомнилось морозом минус 35 и «концертными шубами».

Открытие участка федеральной трассы «Лена», где мы пели прямо на дороге, запомнилось стоящей посреди трассы концертной палаткой. Участие в юбилейном концерте Центра культуры и духовности им. А.С.Пушкина запомнилось особенным светом, атмосферой и сочетанием музыки и танца.

Интересным и необычным было выступление на сцене республиканского Театра актера и куклы города Нерюнгри. В антракте премьеры спектакля «Мышеловка» по Агате Кристи мы играли и пели 15 минут, не давая зрителю отдохнуть от увлекательного детектива. Это было очень интересно, мы прямо дополнили атмосферу спектакля своей музыкой.

Всегда запоминается каждое выступление на городской площади. На больших праздниках, где никто не сидит, и каждый может подойти к сцене, как нигде чувствуешь энергетическую отдачу зрителей.

- Приносят ли вам выступления в «Кивана сакс», помимо морального удовлетворения, какие-то финансовые дивиденды? Вы что-то зарабатываете этим делом?

Светлана и Марина (вместе): Да, конечно, выступления, как правило, не бесплатные. Это не так уж много, и никак не может считаться основной работой, но на «хлеб с маслом» хватает.

- В каких городах, кроме Нерюнгри и Якутска вы выступали?

Светлана: Вместе – в Алдане, Хабаровске, Улан-Удэ, Новосибирске. Отдельно я выступала в Чите и Москве.

Марина: Я лауреат международных и всероссийских конкурсов в Красноярске и Улан-Удэ, там и выступала.

- О чем вы мечтаете?

Светлана: Мы обе мечтаем войти в число ведущих педагогов и исполнителей в России и за рубежом. Воспитать грамотных и талантливых учеников, потому что это наше продолжение. Сейчас у меня пять учеников по саксофону и 80 ребят по сольфеджио. У Марины 14 детей на эстрадном отделении. Еще я хочу, помимо нашего дуэта, сольно выступать сольно импровизировать.

Марина: И я тоже мечтаю о сольной карьере.

Мы хотим поработать в новых стилях, освоить другие инструменты, например, я – кахон, а Света - трубу.

Светлана и Марина (вместе): Мечтаем сделать сольный концерт дуэта «Кивана Сакс». Планы очень большие!

Олег СОЛОДУХИН.

г. Нерюнгри

Фото автора и из архива героев.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
12.10.2019 11:32 (UTC+9)
Комментарии: 1
АДК 12.10.2019 19:02

Олег, спасибо за такую хорошую публикацию! В выходные дни хочеться отвлечься от ежедневных хлопот и почитать что-то позитивное


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ