Когда будет принято решение по Эльге?
В Якутии изъято более 150 единиц огнестрельного оружия
Якутян приглашают на конкурс «Живая классика»
Пятилетний ребенок находится в реанимации после нападения собак
Бывший топ-менеджер «Первого канала» вернулся в правительство

Завоз нефтепродуктов в Якутии – вопрос стратегической важности. Большие расстояния, удаленность населенных пунктов, короткая навигация, экстремальные погодные условия – вот что отличает якутский завоз. От его слаженной организации зависит всё жизнеобеспечение региона.

Это хорошо знает известный в республике ветеран нефтегазовой отрасли Наталия Матвеева. Вот что она рассказала корреспонденту ИА SakhaNews.

- Наталия Иннокентьевна, расскажите об особенностях завоза нефтепродуктов в Якутию. Чем, по-вашему, отличался завоз в ваше время?

- Я проработала в сфере завоза нефтепродуктов 34 года. После окончания нефтяного института по распределению начала свою трудовую деятельность проектировщиком и завершила её первым заместителем генерального директора - коммерческим директором ОАО «Саханефтегазсбыт».

До 2000-х годов на «Саханефтегазсбыт» возлагалось снабжение нефтепродуктами всех районов Якутии. Объем был большой. Мы завозили около 1 миллиона тонн топлива, в структуре предприятия было 25 нефтебаз в важнейших точках транспортировки нефтепродуктов. В то время завоз нефтепродуктов происходил с использованием только водного транспорта. Короткий навигационный период требовал огромных организационных усилий и привлечения финансовых ресурсов.

Для Якутии характерна короткая навигация. Например, в некоторые годы для доставки нефтепродуктов до Амги продолжительность навигации составляла только один день! Мы должны были скоординировать работу таким образом, чтобы за этот день успеть завезти нефтепродукты практически во все населенные пункты района.

За 2-3 навигационных месяца на больших реках для обеспечения завоза проводилась титаническая работа. Завоз в короткую навигацию требует концентрации большого единовременного объема финансовых средств на обеспечение завоза, также должны быть в одно время сконцентрированы колоссальные технические и материальные ресурсы. Поэтому мы накапливали объемы, завозимые по Лене, на Якутской и Нижнебестяхской нефтебазах, потом с августа начинали завоз в арктические районы республики.

В последующие годы к заводу нефтепродуктов были привлечены хозяйствующие субъекты. Объёмы завоза «Саханефтегаза» значительно снизились и составляют сейчас около 30-40 процентов от общего объема. Было создано предприятие «Туймаада-нефть», появились рыночные заправочные станции, перешли на самостоятельный завоз золото- и алмазодобывающие предприятия и ЖКХ.

- Сейчас «Саханефтегазсбыт» завозит более 700 тысяч тонн нефтепродуктов. Вы опытный управленец и профессионал, как оцениваете деятельность предприятия?

- Хотя я ушла на пенсию с этой сферы 11 лет назад, но всё равно слежу за завозом нефтепродуктов. Потому что эта тема для меня животрепещущая. Сейчас ситуация меняется согласно требованиям времени и меняется, конечно, в лучшую сторону.

Во-первых, в связи с изменением климата, провоцирующим раннее обмеление рек, привычная схема завоза через Усть-Кутскую нефтебазу сильно изменилась. Топливо из нефтеперерабатывающих заводов Ангарска, Ачинска, Омска завозится через Южную Якутию по железной дороге по маршруту Нерюнгри - Алдан - Нижний Бестях. Доля завоза рекой существенно снижена.

Большие объемы стали завозить наземным видом транспорта. Это уменьшает риски, вносит стабильность в процесс доставки нефтепродуктов.

Большим достижением стал круглогодичный завоз. Раньше мы об этом и мечтать не могли. Например, сейчас в вилюйские улусы нефтепродукты завозятся круглогодично, также происходит и в Амгинском, Усть-Алданском и Тааттинском районах, куда раньше доставка происходила исключительно по реке.

Сегодня работа по завозу идет более равномерно. Возможность круглогодичного завоза снимает с предприятия кредитную нагрузку, нет нужды концентрировать и привлекать единовременно огромные суммы, расходы распределены на целый год. Согласитесь, очень сложно привлечь финансы на завоз 1 миллиона тонн нефтепродуктов в течение 2-3 месяцев.

- Можно ли сказать, что сегодня завоз стал более мобильным, легким на подъём, если можно так выразиться?

- Конечно, всё меняется согласно вызовам новой экономической ситуации. Если вспомнить советские времена, тогда выдавались централизованные займы под 2 процента годовых. Сейчас таких возможностей просто нет.

Меняется сам процесс транспортировки. Зачастую обеспечение населенных пунктов идет практически с колёс. Это требует большой слаженности всего процесса завоза, строгого контроля запасов. Нельзя упускать моменты своевременного закупа и своевременной доставки. Это постоянная работа с поставщиками, перевозчиками. Достаточно сложный механизм, который должен работать без сбоев.

Надо сказать, что в такой непростой ситуации «Саханефтегазсбыт» хорошо справляется с логистикой современного завоза. Здесь проявляется хорошо отлаженная работа предприятия, правильное распределение средств и возможностей. Не было ни одного случая срыва обеспечения нефтепродуктами.

- Нынче летом обмелела река Лена, была объявлена ЧС. Как вы считаете, насколько эффективно справились с обеспечением завоза?

- Бывали разные годы, но такой сложной ситуации, как нынче летом на Лене, я не помню. Именно в сложившейся чрезвычайной ситуации мы все стали свидетелями высокопрофессиональной работы всех структур, ответственных за северный завоз. Здесь, конечно, ключевая роль была отведена «Саханефтегазсбыту». Ценой больших усилий, правильного учета и привлечения возможностей, все запланированные грузы были завезены вовремя. Огромный механизм работал без сбоев.

С категорически сложной ситуацией «Саханефтегазсбыт» справился очень хорошо. Они подключили все свои резервы, знания и умения. Руководство предприятия организовало работу на высоком уровне. Если бы не обеспечили прием нефтепродуктов на Якутской нефтебазе, был бы срыв завоза.

Даже когда у Якутской нефтебазы из-за низкой воды появились сложности по приему нефтепродуктов, была задействована резервная Покровская нефтебаза. Она содержалась в хорошем рабочем состоянии и когда наступила ЧС, нефтебаза выполнила свою функцию сполна. В этом я вижу правильные действия руководства предприятия.

- Наталия Иннокентьевна, особо сложная для завоза территория – это Арктика…

- Да, Арктика – это особый вопрос. Здесь большая ответственность и огромная нагрузка всегда возлагались на «Саханефтегазсбыт». Никто кроме него не может осилить арктический завоз. 1990-е годы мы завозили до 200 тысяч тонн нефтепродуктов Северным морским путем большими танкерами в сопровождении ледоколов. Это было примерно 20 процентов от общего объема завоза. Сейчас через Северный морской путь топливо возят алмазники для собственных нужд.

Северная навигация проходит очень сложно. Особенно по Батагаю. Там были периоды, когда на реке Яна 2-3 года подряд вообще не было возможностей для завоза.

Сейчас времена меняются, процесс завоза совершенствуется согласно требованиям нового времени, но остаётся неизменным одно – снабжение Арктики нефтепродуктами по плечу только «Саханефтегазсбыту»! Ни один частник, ни одно промышленное предприятие не осилит эту колоссальную нагрузку, не возьмет на себя эти огромные риски, связанные и с своевременным закупом нефтепродуктов, и их доставкой до потребителей арктических улусов.

- Как вы оцениваете качество нефтепродуктов? Насколько серьезно этот вопрос стоит в «Саханефтегазсбыте»?

- Начнем с того, что я свою машину всегда заправляю бензином на АЗС «Саханефтегазсбыта». Потому что знаю, как высоко в предприятии поставлена работа по обеспечению качества нефтепродуктов при транспортировке и хранению их на нефтебазах, с которых дальше топливо доставляется на АЗС. В «Саханефтегазсбыте» имеются три аккредитованные лаборатории. Все нефтепродукты имеют декларации о соответствии требованиям ГОСТа и Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 013/2011.

- Наталия Иннокентьевна, вы сейчас встречаетесь со своими бывшими коллегами?

- Я впервые за много лет в этом году была приглашена как ветеран на профсоюзную конференцию по принятию Коллективного договора «Саханефтегазсбыта». Была рада увидеть старых знакомых. С удовлетворением отмечаю, что развивается работа с потребителями. Компания работает, развивается, идет по пути оптимизации издержек.

Сейчас идет смена поколения, приходят новые профессионалы, но предприятие чтит традиции. Дух предприятия остался прежним. В «Саханефтегазсбыте» всегда работали и работают сейчас патриоты, люди, преданные своей профессии.

На снимке: Олекминская нефтебаза.

Фото из открытых источников.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
21.12.2019 03:39 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ