Глаголом жги!
График плановых работ якутских энергетиков на 25 февраля
Расходы на электричество растут при ненадлежащем состоянии счётчика
Звезды UFC стали поклонниками графического дизайнера из Якутии
В Германии автомобиль въехал в толпу зрителей на карнавале

В 2018 году в республике остро стоял вопрос длительного непогашения задолженности по государственным и муниципальным контрактам перед субъектами предпринимательства. Просроченная кредиторская задолженность по расходам на 1 января 2018 года составляла шесть миллиардов руб. и была погашена только в конце прошлого года. Доля задолженности перед предпринимателями не преобладала, но составляла значительную часть.

В чем были причины такой ситуации? Как предпринимателям защитить свои права? Как обезопасить себя от неисполнения обязательств заказчиком? Кто им в этом должен и может помочь? На эти и другие вопросы отвечает начальник отдела по надзору за законностью правовых актов и соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Республики Саха (Якутия) советник юстиции Михаил Слепцов.

Как характеризуется состояние законности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в сфере госконтрактов?

Прокуратурой республики проводится последовательная работа по защите прав субъектов предпринимательской деятельности на своевременное получение оплаты по исполненным ими государственным и муниципальным контрактам. Органами прокуратуры принято 210 актов прокурорского реагирования, в том числе 113 представлений, к административной ответственности по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ привлечено 68 лиц, общая сумма назначенных штрафов составляет около два млн руб., предъявлен один иск о взыскании в судебном порядке ущерба, причиненного бездействием при оплате муниципального контракта.

Так, например, по административному делу, возбужденному по результатам прокурорской проверки, постановлением управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 16 мая 2018 года к административной ответственности по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. привлечён министр инвестиционного развития и предпринимательства Республики Саха (Якутия) А.А.Сафронов за нарушение порядка и сроков оплаты по государственным контрактам, заключённым с шестью предпринимателями. Задолженность на общую сумму 1 990 157 руб. погашена в полном объёме.

Также органами прокуратуры практикуется работа по взысканию в регрессном порядке с виновных лиц взысканных судом с бюджета сумм неустойки и пени. Благодаря принятым органами прокуратуры мерам погашена задолженность перед предпринимателями на сумму более 717 млн руб. На 1 января 2019 года совокупный объем долга по государственным и муниципальным контрактамсоставил около 5,5 млн руб.

А что позволило так существенно изменить ситуацию?

Укреплению платёжной дисциплины и усилению защиты прав предпринимателей – исполнителей публичных контрактов способствовала реализация подписанного президентом Российской Федерации Федерального закона номер 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Его проект был разработан Минэкономразвития России по инициативе Генпрокуратуры Российской Федерации.

По каким причинам заказчики допускают нарушение обязательств по контрактам?

Основными причинами образования задолженности являлись:

- доведение предельных объёмов финансирования в пределах доходов, поступивших на счет государственного бюджета республики;

- принятие заказчиками обязательств сверх доведенных лимитов.

Какую ответственность несут заказчики, нарушающие условия государственных и муниципальных контрактов?

Новой статьей КоАП РФ 7.32.5 предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб. за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования. За совершение указанного правонарушения должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, установлена ответственность в виде дисквалификации на срок от одного года до двух лет.

Также следует отметить, что кроме ущемления прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, добросовестно исполнивших свои обязательства по контрактам, бездействие заказчиков по исполнению своих финансовых обязательств может влечь за собой дополнительные расходы бюджетов. В частности, при решении таких вопросов в судебном порядке помимо основной суммы долга заказчикам зачастую приходится выплачивать также проценты за пользование чужими денежными средствами, нести расходы по оплате государственной пошлины и услуг представителей.

Необходимо отметить, что намеренное бездействие заказчиков в решении вопросов оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) для государственных и муниципальных нужд при определённых обстоятельствах может образовывать состав преступлений, предусмотренных статьями 169 («Воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности»), 285 («Злоупотребление должностными полномочиями»), 286 («Превышение должностных полномочий») Уголовного кодекса РФ.

Можете привести примеры привлечения к ответственности?

Наиболее крупная задолженность выявлена в министерстве здравоохранения РС(Я) – более 350 млн руб. По результатам проверки прокуратурой республики 20 августа 2018 года в отношении министра здравоохранения РС(Я) М.Е.Охлопкова возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ за нарушение порядка и сроков оплаты по государственным контрактам, заключенным с 19 предпринимателями. Решением УФАС по Республике Саха (Якутия) министр здравоохранения привлечен к административной ответственности, назначен штраф в размере 30 000 рублей. Задолженность по контрактам была погашена в полном объеме.

По аналогичным основаниям по материалам прокуратуры республики постановлением УФАС по РС(Я) 24 августа 2018 года министр архитектуры и строительного комплекса РС(Я) В.А.Кузакова привлечена к административной ответственности в виде штрафа за неоплату в срок 10 контрактов на сумму 1,5 млн руб.

По возбужденным прокуратурой республики административным делам также привлечены министры архитектуры и строительного комплекса, инвестиционного развития и предпринимательства, спорта, транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) и другие руководители государственных и муниципальных учреждений. Размер штрафов каждому должностному лицу составил 30 000 руб.

У нас такие проблемы только по государственным контрактам?

К сожалению, нет. Так, например, 17 июня 2016 года между администрацией муниципального образования «Поселок Джебарики-Хая» и Обществом с ограниченной ответственностью «АН СТРОЙ-14» заключен муниципальный контракт номер 02/16 на выполнение работ по капитальному ремонту системы центрального отопления в многоквартирных домах поселка Джебарики-Хая (далее – Контракт). По иску прокурора Томпонского района решением районного суда с бывшего главы поселка в интересах МО «Поселок Джебарики-Хая» взыскано в порядке регресса оплаченные администрацией пени и расходы по государственной пошлине в размере 14 000 руб. в результате несвоевременного исполнения обязательств по муниципальному контракту. Судом установлено, что уважительные причины для нарушения сроков оплаты по контракту отсутствовали, причиной явилось бездействие главы МО «Поселок Джебарики-Хая».

Как действовать предпринимателю в случае неисполнения заказчиком обязательств по оплате по контрактам?

Предприниматели, исполнившие обязательства, часто не могут получить оплату от заказчиков в течение долгого времени. Нередко это влечет высокие и неоправданные финансовые издержки и приводит к негативным финансовым последствиям. Основным способом защиты предпринимателем своих прав является право на взыскание задолженности в арбитражном суде. Данный способ защиты своих прав обеспечивает возможность принудительного исполнения судебного акта, а также компенсации понесенных убытков путем взыскания наряду с суммой основного долга суммы неустойки за ненадлежащее исполнение обязательства.

Второй способ защиты предполагает обжалование действий заказчиков, не исполняющих свои финансовые обязательства, в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему должностному лицу, а также в контрольно-надзорные органы и органы прокуратуры. При этом данные способы защиты могут применяться наряду с использованием судебного способа защиты права.

Есть ли у предпринимателей возможность как-то обезопасить себя от неисполнения заказчиком своих обязательств?

Предпринимателям при заключении контрактов необходимо обратить внимание на сроки и порядок оплаты по контракту (по 44-ФЗ):

- перед заключением контракта необходимо проверить сроки оплаты по контракту - для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией — 15 рабочих дней (ч.13.1 ст.34 закона номер 44-ФЗ);

- при заключении контракта срок оплаты должен быть установлен на срок не более 30 дней с даты подписания документа о приёмке и не может быть установлен, например, с момента поступления средств на соответствующую статью расходов или ввода объекта в эксплуатацию (ч.13.1 ст.34 закона номер 44-ФЗ);

- в контракте необходимо определить соответствующий срок на оплату по каждому этапу контракта, составить график поставок и порядок оплаты в соответствии с этим графиком;

- срок окончательного расчёта в документации должен соответствовать графику оплаты работ.

Куда следует обращаться, чтобы привлечь виновных к ответственности?

Правом на возбуждение дел об административных правонарушениях по ст.7.32.5 КоАП РФ, а соответственно, и на рассмотрение обращений предпринимателей о привлечении должностных лиц заказчиков к ответственности по указанной статье, наделены контрольные органы в сфере закупок. Это Управление Федеральной антимонопольной службы по РС(Я) и министерство финансов республики. Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных вышеперечисленными статьями, отнесены к подследственности Следственного комитета Российской Федерации.

А в каком случае целесообразно идти с заявлением в прокуратуру?

Прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, в том числе предусмотренном ст.ст. 7.32.5 КоАП РФ, но не имеет права подменять деятельность иных контролирующих органов, т.е. возбуждает дела тогда, когда контролирующий орган бездействует. Если у предпринимателя имеются все основания полагать, что обязательство не будет исполнено в срок (и это подтверждено документально), то можно обратиться в орган прокуратуры для объявления предостережения о недопустимости нарушения закона.

Органы прокуратуры также наделены полномочиями, направленными на понуждение заказчиков к исполнению своих финансовых обязательств. В указанных целях прокурор вносит представление, содержащее требование к заказчику самостоятельно устранить допущенное нарушение и рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Неисполнение законных требований прокурора, в том числе изложенных в представлении, влечет административную ответственность по ст.17.7 КоАП РФ, предусматривающей наказание вплоть до дисквалификации.

Когда и как можно обратиться в прокуратуру?

Обращение можно принести непосредственно в прокуратуру района (города), направить по почте или через сайт прокуратуры республики в сети Интернет. Кроме того, первый вторник каждого месяца органами прокуратуры объявлен Всероссийским днем приема предпринимателей. При проведении указанного мероприятия представители бизнеса могут получить необходимые правовые консультации и обратиться с заявлениями по вопросам осуществления инвестиционной деятельности, снижения административного давления со стороны государственных и муниципальных органов, соблюдения законности при проведении проверок органами контроля (надзора), предупреждения и пресечения нарушений прав и законных интересов, в том числе по вопросам задолженности по оплате контрактов, заключенных для государственных и муниципальных нужд.

Городскими и районными прокурорами приём предпринимателей проводится в зданиях соответствующих прокуратур. Адреса прокуратур городского и районного звена, а также их телефоны можно уточнить на официальном сайте прокуратуры республики по адресу: http://proksakha.ru/ по вкладке: «Структура прокуратуры».

Где прокуратура размещает полезную информацию для предпринимателей?

Ряд разъяснительных, просветительских материалов для предпринимателей размещён в разделе сайта прокуратуры республики «Правовое просвещение».

Михаил СЛЕПЦОВ,

начальник отдела по надзору за законностью правовых актов и соблюдением прав предпринимателей прокуратуры РС(Я),

советник юстиции.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
25.12.2019 02:29 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ