В Якутии за год планируют построить 205 километров автодорог
В Якутии установлен ещё один случай заражения COVID-19
Весна! В Якутии белый медвежонок вышел на свою первую прогулку
Энергетики продолжат плановые работы в Мегино-Кангаласском районе
В Якутии чествуют выдающегося сына республики

Газета "Ленский водник" опубликовала воспоминания генерального директора ПАО «ЛОРП» Сергея Ларионова о своей бабушке – Александре Иннокентьевне Непомнящих, которая проработала в системе пароходства два десятка лет.

БАБУШКА ШУРА

Сегодня очень многие изучают свою родословную, свои корни. Это правильно, потому что кто не знает прошлого, не не имеет будущего.

С некоторых пор и мне эта тема стала интересна. Подняв документы, я с удивлением узнал, что моя бабушка (по маме) Александра Иннокентьевна, оказывается, проработала в системе пароходства 20 лет!

Бабушка Шура родилась на Лене, 23 апреля 1908 года, в Киренском уезде, деревне Рысья (или Рысьина), крестили ее в витимской церкви 11 июня 1908 года.

В 2015 году в Якутске было создано региональное отделение Императорского Православного палестинского общества, под эгидой которого мы ставим часовни, восстанавливаем храмы и помогаем многим приходам. В 2012 году в Усть-Мае поставили молитвенный дом, может, и до храма дело дойдет.

Вернемся к бабушке Шуре. Её родители, то есть мои прадеды, Иннокентий Андреевич и Аксинья Дмитриевна Кутиловы, возможно, тоже были как-то связаны с приисками или пароходством: недавно в архиве нашелся документ о награждении Иннокентия Андреевича медалью «За победу над Германией» в 1946 году (он в то время был работником Намского затона). Брат прадеда, Кутилов Борис Андреевич, 1904 года рождения, погиб на фронте в 1942 году.

Аксинья Дмитриевна прожила 96 лет, до последнего была в твердой памяти, часто собирала своих внуков и правнуков, рассказывала истории, читала по памяти старинные поэмы и стихи.

Сегодня деревни Рысьино как таковой уже нет, но до революции, да и после, это была почтовая станция, пристань, пост бакенщика, люди жили своим хозяйством, продукты можно было реализовать витимским купцам и трактирщикам, которые «кормились» от золотых бодайбинских приисков. И им довелось пережить гражданскую войну на Лене, видеть красных, белых, каландарашвильцев, колчаковцев, каппелевцев, коллективизацию во всех её проявлениях.

23 сентября 1931 года бабушка Саша вышла замуж за Василия Константиновича Непомнящих. До войны у них родились двое детей. Дочь Юлия умерла от воспаления легких 26 июня 1938 года, на прииске Артем, по Витиму. А через год, 24 июля 1939 года, родилась моя мама. Папу своего она, конечно, не знает, так как он с началом войны был призван на фронт и пропал без вести, документов по нему нет, и на сайте «Память народа» до него ещё, видимо, очередь не дошла, хотя однофамильцы есть.

Бабушка, хотя и была ещё молодой (33 года), но замуж вторично так и не вышла. Шла война, с населения собирали деньги на военные займы, заставляли сдавать теплые вещи для армии, забирали продукты. Тяжелой работы было много, вместо ушедших на фронт мужчин брали женщин. Согласно записям в трудовой книжке, бабушка Саша 18 сентября 1944 года устроилась работать на лесоучасток Рысья, в пароходство «Лензолотофлот».

Образованное в 1932 году, специально для обеспечения бодайбинских и алданских приисков, это пароходство считалось самым мощным на Лене, работать там было престижно.

Поскольку в войну на золото в Америке приобретались продукты, техника, оружие, роль приисков резко возросла, флот был на полувоенном положении, речники имели «бронь». Но, несмотря на то, что строилось большое количество нового флота и он считался современным, пароходы работали на дровах. Лесоучасток Рысья как раз и занимался заготовкой топлива для флота.

Самый мощный «лензолотофлотовский» пароход «Коммунист» (480 сил) сжигал за сутки до 120 кубометров дров, так что работы у лесоучастка было много. Лес валили, пилили (всё вручную, естественно), подвозили к берегу, где и складировали. С началом навигации надо было вести строгий учет выданным дровам, следить, чтобы их не воровали местные жители.

5 июля 1955 года бабушку перевели на Витимскую пристань рабочей. В 1957 году было принято решение объединить ведомственные пароходства, после чего «Лензолотофлот» влился в состав ЛРП (Ленского речного пароходства). С 28 мая 1958 года Александра Иннокентьевна стала числиться техничкой радиостанции Витимской пристани, с зарплатой в 40 рублей. Иногда её «кидали» на прорыв – то обходным сторожем на затон «Виска» (под Витимом), то рабочей на пристани.

При ней сменилось руководство пристани – Сергея Акимовича Беспалова в 1963 году сменил Александр Алексеевич Грязнов.

Проработала она под их руководством 6 лет, 31 марта 1964 года Витимская пристань была ликвидирована и бабушку переводом оформили поваром, в Пеледуйскую РЭБ. Как рассказывает мама, идти в навигацию дети ей не разрешили. Папа сходил к начальнику аэропорта и бабушку устроили сторожем самолетов, ей надо было доработать до пенсии. И тут она чаще сидела с внуками, а папа с мамой делали обходы.

Для меня её трудовая жизнь – предмет гордости. Теперь я сам работаю в Ленском пароходстве, вроде бы как пошел по стопам бабушки.

В 1933 году в Пеледуе, на пустом месте, началось строительство судоверфи, где строились деревянные баржи для Севморпути, а с 14 января 1958 года судоверфь стала ремонтно-эксплуатационной базой (РЭБ), где стал отстаиваться, ремонтироваться самоходный флот. С января 1964 года предприятием руководил Тимофей Кириллович Лапеко.

Моя мама – Галина Васильевна относится к категории «дети войны», 10 июля 1959 года устроилась работать воспитателем детского сада в Витимском леспромхозе тогдашнего Якутского Совнархоза. Полтора года проработала, себя зарекомендовала с самой лучшей стороны, но так как специального образования у неё не было, ей предложили работать в отделе капитального строительства леспромхоза. За это время она закончила курсы радистов и 1 апреля 1961 года была переведена в распоряжение Витимского аэропорта и зачислена радистом авиаметеостанции.

Мама, конечно же, вспоминает то время – в 1962 году на метеостанции появился представительный, культурный старший инженер, который на всех незамужних женщин произвел приятное впечатление, потому что он ещё и холостой был. Всегда очень хорошо выглядел, часто по делам заходил к связистам, всегда спрашивал, нужна ли помощь. Это был мой будущий отец, Александр Николаевич Ларионов, участник войны.

Мои родители создали семью 25 мая 1964 года, в Витиме. Свадьба была скромная, как у всех в те годы, Александра Иннокентьевна отнеслась к своему зятю хорошо, не возражала. Молодая семья решила, что мама будет жить с ними. 1 июля 1964 года Александра Иннокентьевна переехала в Витим и, как уже говорилось, некоторое время, до выхода на пенсию, работала сторожем в аэропорту.

Сергей ЛАРИОНОВ.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
06.03.2020 04:42 (UTC+9)
Комментарии: 1
юг Якутии 06.03.2020 12:18

раньше люди верили в светлое будущее.Мы знаем свое прошлое,.....а наши дети на сей день не знают, что будет завтра....


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ