В Амгинском районе ввели режим ЧС из-за лесных пожаров
В священной местности Куллаты прошёл субботник
Авиакомпании "Якутия" предъявлен иск на 107 млн рублей
Казначея воровского мира забили насмерть в лагере?
Первый центр цифрового образования открыли в Якутии

Федор Жуков, которому нет и сорока лет, уже известен многим в Санкт-Петербурге как серьезный талантливый художник. Он яркий представитель русской реалистической школы живописи. Работает в разных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт, жанровые сцены. К примеру, такие его картины, как "Шаман" и "Богатство северного края", сразу привлекают внимание. То, что в его картинах нередки якутские мотивы, не случайно: Якутия - малая родина питерского художника.

С Федором Жуковым беседует журналист Алла Кондратьева.

- Родился я в городе Якутске в обычной семье. Интерес к творчеству у меня с детства. Возможно, от моего деда Василия Никитича Шабаева, он был профессионалом - прекрасным мастером-печником. А может, и от бабушки - ветерана тыла и труда Елены Федоровны - она работала в Речпорту на строительстве - маляром.

Родные приехали в Якутию в 50-е годы. Мы жили в Пеледуе, Ленске. Потом переехали в Якутск, в микрорайон Даркылах. Помню, жили мы в деревянном неблагоустроенном доме почти на берегу Лены. В паводок каждую весну нам грозило затопление, вода совсем близко подступала к дому. Один раз река так вышла из берегов, что всей семьёй спасались у соседей этажом выше, поднимали мебель и пианино сестры на табуретки. Тогда с отцом на моторной лодке помогал эвакуироваться соседям по району.

Родители Иван Иванович и Татьяна Васильевна Жуковы всегда верили в нас с сестрой Иванной и поддерживали интерес к творчеству.

С мамой и сестрой Иванной.

В раннем детстве во дворе вместе с ребятами мы лепили из пластилина разных животных, машины, солдатиков. Мама обратила внимание на мои поделки и предложила учиться в художественном лицее, после собеседования меня приняли в класс скульптуры.

С уходом из лицея учителя скульптуры курс закрылся, и я стал учиться живописи. Тепло вспоминаю своих первых учителей Азалию Львовну Соргоеву, Галину Константиновну Маркову и директора Михаила Павловича Максимова.

После лицея поступил в Якутское художественное училище им. П.П.Романова. Учился на живописном отделении у прекрасных преподавателей Людмилы Даниловны Слепцовой и Петра Алексеевича Захарова.

Студенты с преподавателями Слепцовой Л.Д. и Захаровым П.А.

Думаю, если бы не любовь к искусству, стал бы юристом. А увлечение рисованием закладывалось ещё в училище, тогда первые впечатления от красоты северной природы получил во время поездок на пленэры – на речку Кенкеме, Ленские столбы, в Покровск.

Вспоминаю, как на пленэре в поселке Кенкеме, уже приехав за полночь, разместились на турбазе в двух домах - отдельно для ребят и девушек. Только около двух часов ночи мы легли отдыхать. Но уснуть всю ночь так и не смогли, мешали комары... Такого количества насекомых ещё ни разу не приходилось видеть. Средства от комаров не помогали, с одеялами и простынями проблем не было, но и они спасали ненадолго, потому как просто воздуха не хватало. Мне пришла идея сделать палатку, а так как мы приехали не только рисовать, но и помогать в строительстве, нашлось много листов ДВП. Вот из таких листов и получились небольшие палатки, усовершенствованные с двух сторон одеялами. А с утра надо было уже идти и выбирать место для работы над пейзажем. Мою задумку поддержали однокурсники, и уже скоро были готовы шесть палаток в доме. Днём и девушкам сконструировали такие же убежища.

Много историй запомнилось, остались этюды, которые помогают в работе над картинами.

Закончив училище, задумался о продолжении учебы. Большую роль сыграла поездка в Москву и Петербург, тогда лучших студентов с разных отделений училища отправили знакомиться с художественными музеями и вузами России. Я с интересом ходил по залам Третьяковской галереи, Эрмитажа и Русского музея, рассматривал и изучал шедевры живописи.

После поездки, во время дипломных работ к нам пришёл ассистентом художник Федот Макаров, который учился в Академии Художеств (сейчас это Институт им. И.Е.Репина). Тогда он дал много дельных советов.

Якутское художественное училище закончил с красным дипломом. И на защите приглашённый рецензент, а им была заслуженный художник РФ и Якутии, профессор, график - Мария Афанасьевна Рахлеева, предложила мне поехать в Красноярский институт поступать без экзаменов, но я уже после первой поездки так "заболел" Петербургом, что хотел учится только в Академии.

Но Петербург принимает не сразу. Я вернулся домой и устроился на работу в «Сахалес», чтобы подкопить денег на дорогу и учебу на подготовительных курсах при Академии.

Кстати, однажды пальцы при погрузке зажало стропами, и я чуть их не лишился, мог бы не стать художником.

На второй год поступил в Академию, удачей было, что нашлось место в общежитии. Первое время очень скучал по Якутску. Часто звонил домой. Благо в то время в каждом районе города были телефоны-автоматы. Это сейчас с технологиями фотографию легко можно отправить, не выходя из дома, а тогда интернет только появлялся. Родители помогали материально и советом.

Были в тот период жизни и приобретения, и потери. Внезапно, когда учился на третьем курсе, не стало отца. Жалею, что мало с ним общался, он был скромным человеком, о многом мне рассказывал и многому учил. Вспоминаются поездки с ним в Нижнекамск, на ракетах и метеорах по Лене. Тогда был поражен Ленскими столбами. Я любил рыбалку, впитывал ощущения природы, потом старался отразить это в своих работах.

Мне всегда были интересны якутские праздники, часто бывал на ысыахе. Во время поездок по районам Якутии в лесу угощал духов, оставлял ленточки на дереве.

В Петербурге были серьезные преподаватели, начиная с подготовительных курсов, и о каждом остались добрые воспоминания. Я ведь закончил мастерскую станковой живописи профессора Владимира Симоновича Песикова. Это очень требовательный и внимательный учитель. Хорошо помню преподавателей Николая Дмитриевича Блохина, Николая Никитовича Репина и Николая Семеновича Лысака.

Вообще многое в жизни зависит от того, какие люди встречаются на жизненном пути.

Ещё во время учебы познакомился с Николаем Чоччасовым, в Якутске мне повезло пообщаться с народным художником, академиком Афанасием Николаевичем Осиповым. Был поражен природой Якутии на его полотнах.

На выставке "День Победы" с народным художником РФ Петровым-Маслаковым В.М., супругой и сыном.

В Петербурге на выставке в Союзе художников посчастливилось пообщаться с очень интересным человеком - ветераном Великой Отечественной войны, народным художником Всеволодом Михайловичем Петровым-Маслаковым - куратором выставок, посвященных блокадному Ленинграду и Дню Победы. Он много изъездил и исшагал дорог в самых разных регионах страны. Объединил и собрал на своих холстах все самые дальние, самые экзотические места нашей Родины - Чукотку, Таймыр, Алатау, разные уголки мира. Много рассказывал об охоте.

- Студенчество - интересная пора, какие то эпизоды его запомнились?

- В институте учились ребята из разных городов. Как-то приезжал наш знаменитый «Саха театр» на гастроли, и я позвал однокурсников на спектакль - все были удивлены и впечатлены.

Часто родственники присылали якутскую рыбу, мясные деликатесы, гостинцы. Тогда у нас был настоящий праздник! Такую рыбу, как чир, омуль, ряпушка, друзья пробовали впервые.

Запомнилась поездка в Пушкинские горы, знакомство с русской природой и красотой в тех местах, где творил великий поэт.

Поразила пленэрная практика в Крыму (г.Алупка) на академической даче им. А.И.Куинджи. Впервые я побывал на море, посетил полуостров, который вдохновлял знаменитых художников.

Эти поездки на юг дали новые ощущения и привнесли разнообразие в цветовую палитру восприятия природы в разном климате.

- Почему, работая над дипломом, выбрали церковную тематику?

- В детстве часто посещал храм. Поэтому неслучайно моя дипломная работа в художественном училище называлась "Молитва", на картине женщина молится в Никольском соборе, ее прообразом стала моя мама, какой я ее запомнил во время молитвы. Во время учёбы в институте я вновь вернулся к этой теме. Дипломная работа называлась "Хиротония" ("Посвящение в сан"), она была высоко оценена.

Для меня стала знаковой встреча во время​ работы над дипломом с​ Константином Кирилловичем Ивановым - православным советским и российским художником, председателем творческого сектора Санкт-Петербургского Союза художников, действительным членом Петровской Академии наук и искусств. Благодаря во многом ему мне удалось более глубоко осмыслить тему, дополнить работу недостающими историческими деталями.

- У вас с художницей Людмилой Бирюковой, вашей супругой, интересный творческий тандем, вы дополняете друг друга. Год назад в Союзе Художников Санкт-Петербурга провели совместную выставку "Два мира". Помню, один посетитель в книге отзывов написал: "Два мира - две противоположности - одно целое". А как создавалась ваша творческая семья?

- Так получилось, еще на подготовительных курсах в институте обратил внимание на девушку со светлыми волосами и лучистыми глазами. Можно назвать это любовью с первого взгляда. Когда познакомились, сразу понравилось имя Людмила — «людям милая». Стал приглядываться поближе. Людмила родом из Калуги, она привлекала скромностью, серьезным отношением к учёбе, а её работы уже тогда выделялись своим почерком.

Встречаться начали весной 2004 года на первом курсе. В 2009 году защитили диплом. Людмила закончила творческую мастерскую под руководством профессора В.В.Соколова.

Жили в общежитии в разных комнатах. Со временем​ общение переросло в дружбу, вместе ходили на выставки, обсуждали музыку, спектакли в театре, гуляли до утра в белые ночи.

А все началось с того, что как-то раз девушки попросили нас, ребят, помочь перенести к ним в комнату шкаф, потом в знак благодарности организовали праздничный стол. Тогда обратил внимание, насколько Людмила доброжелательна и гостеприимна. И общаться сразу стали с ней как-то свободно и непринужденно. Так что сразу почувствовал родственную душу.

В работах Людмилы нравятся духовность, чистота, яркость, свет. Также могу отметить её характерные портреты, в которых она показывает с любовью внутренний мир человека.

В разговор вступает Людмила: "Первый раз, когда увидела Фёдора, он показался таким строгим, серьезным и неприступным, как скала. Даже представить себе не могла, что это мой будущий муж. Да и тогда меня интересовала только учеба, больше всего хотелось поступить в Академию Художеств. Фёдора, признаться, я не сразу разглядела, если бы не та история со шкафом... Вот тогда я увидела и поняла, что это близкий мне человек.

Что отличает настоящего мужчину - его поступки! Иногда людям сложно передать словами свои чувства, но поступки говорят за нас многое. Фёдор отличается именно такими сильными качествами, как благородство, доброта, сопереживание в трудную минуту, ответственность, щедрость,​ сила воли и духа. И конечно, то, что в большей степени нас объединило, - это вера в Бога, любовь к общему делу и любовь к людям.

Картина художника Людмилы Бирюковой.

Творчество Фёдора​ во многом близко моему по духу. Мы оба православные, придерживаемся постов и соблюдаем церковные праздники. Интересна серия его работ, посвященных Якутии, в них открываю для себя что-то новое, что идет из глубины веков народа саха, суровость северного края".

"Снегопад над городом".

Федор продолжает: "Сразу после окончания института расписались во Дворце бракосочетания на Английской набережной, как раз напротив Академии Художеств, через Неву.

Вначале снимали помещение под мастерскую, писали творческие работы, выполняли заказы. Многое прошли, были трудности и с жильем, жили в общежитии, в коммунальной квартире, потом снимали жилье. С получением мастерской тоже были сложности. Сейчас мастерская в Адмиралтейском районе, но прежде нужно было себя зарекомендовать в творчестве и много трудиться.

Вместе нам интересно обсуждать творческие темы, советоваться друг с другом во время работы, придумывать названия картинам или выставкам. После института проводим персональные выставки, участвуем в международных, городских выставках, принимаем участие в творческой жизни Союза художников.

Сейчас в нашей семье есть маленький сынок Андрей. Уже немного подрос и часто бывает с нами в мастерской, проявляет интерес к рисованию, иногда помогает намешивать краски и с кисточкой тянется к холсту, можно сказать, тоже с детства осваивает навыки мастерства".

- Что больше предпочитаете - пейзажи или портреты? Как находите темы для будущих работ?

- В разное время я занимался художественными, частными проектами по оформлению интерьеров, коттеджей предметами искусства, фреской, золочением, рельефным рисунком, реставрацией храмовой росписи и иконами.

Огромное впечатление и опыт получил, когда принимал участие в реставрации Морского собора в городе Кронштадте - работал с фресками, которые находятся над входом в Царские врата. Каждая фигура святого размером больше человеческого роста. И нужно вначале сделать копию части фрески на большом планшете в цвете, чтобы потом приступать к работе на стене храма. Работа над фреской дает колоссальный опыт, потому что процесс написания приучает к точности и плавности линии в работе над ликами святых.

Учусь постоянно, конечно, больше у старых мастеров, много интересных секретов находишь, которых не замечал раньше. В свободное время ещё во время учебы я часто копировал картины известных художников, много занимался в Русском музее. Это очень интересно!

"Осень".

Одни картины рождаются быстро, для других требуется время. Над сюжетом одной картины я задумался ещё во время поступления в институт, собрал много подготовительного материала, подготовил эскизы, но что-то все было не так. Спустя время решил снова вернуться к этим эскизам. В итоге получились две картины - «Шаман» и "Шаман-Дерево".

Критик и искусствовед Союза художников Санкт-Петербурга Маргарита Изотова после выставки "Весна-2018" написала о картине "Шаман": ​"Если же мы раздвинем пространство, и окажемся в Забайкалье, в Сибири, то увидим нечто, описанное в картине Ф.И.Жукова "Шаман-Дерево". Это-большое полотно (260 Х 300см). Меньше оно не может быть, так как зритель должен чувствовать реальную мощь двух гигантов. Всмотримся в Древо - тут ветви-рога, на которых словно держится Небо. Среди них - гнездо, - непременный символ зарождения жизни, характерный для​ древних культур. Гнездо завито среди древних ветвей. Если всмотримся дальше - кора дерева состоит как бы из человечьих фигур (тени предков?). Наконец, явленный, живой человек-шаман. Он сед, как Древо, как Земля. Седы и его бубенцы. Серебрится и птица на груди (на Древе - не её ли гнездо?). Седы перевязи бубна. Если говорить об экологии, то данная картина - об этом. Мудрая седая старина протягивает нам руку помощи языком своей культуры".

- Какие выставки можете назвать этапными. Над чем вы сейчас работаете?

- Много раз участвовал в коллективных выставках. Благодаря Постпредству Якутии в Санкт-Петербурге несколько раз мы с супругой проводили выставки, посвященные Дням Якутии. После этих встреч стали появляться и другие проекты и новые сюжеты.

У картины "Богатство северного края".

Мне повезло участвовать во всероссийской выставке "Лики России" в Архангельске. В феврале этого года в стенах Союза художников успел выставить большое живописное полотно, которое разрабатывал последние несколько лет - "Богатство северного края".

На открытии выставки в Доме национальностей Санкт-Петербурга.

Очень приятно, когда выставки посещают якутяне, часто общаюсь с ними. Делюсь впечатлениями и новыми сюжетами о Якутии с друзьями из Владивостока, Красноярска, Китая, Италии, Франции, других городов и стран.

В планах было проведение некоторых проектов этой весной, но пришлось все отложить на неопределенный срок. Сейчас в изоляции работаю над двумя картинами, но пока не раскрываю подробностей. Могу только сказать - планирую вложить глубокий смысл, чтобы зритель мог задуматься над вечными проблемами бытия...

- Как проводите свободное время, есть ли любимые места?

- Раньше часто ездили к друзьям в Пушкин. Гуляли по Царскому селу, путешествовали по другим пригородам и дворцовым ансамблям - Петергоф, Павловск...

Интересный случай был в институте. Вечером после лекций во время прогулки в Румянцевском парке, смотрю, снимают кино, я заинтересовался и решил узнать, о чем фильм. Неожиданно мне предложили сыграть роль, оставили телефон. И на следующий день я в составе артистов Ленфильма поехал на съемки в Пушкин. Мне предложили роль мушкетера, надел мундир, ботфорты, плащ, шляпу двууголку. Потом узнал название фильма - «Мушкетеры Екатерины».

После посещения дворцовых парков захотелось создать серию пейзажей, посвященных этим красивым местам. В Петербурге нам нравится гулять по исторической части города, вдоль набережных Коломны, где жили и работали известные писатели, художники, композиторы XIX века. Большое удовольствие писать с натуры красивые места - Никольский собор, Семимостье, Львиный мостик.

Свободное время любим проводить семьей, отдыхать в парке Новая Голландия.

- Кто остался у вас в Якутии, с кем поддерживаете связь?

- В Якутске мама и сестра. Часто им звоню, общаюсь и, по возможности, стараюсь помогать. Через четыре года после ухода из жизни отца умерла бабушка, потом мама попала под сокращение, ушла на пенсию. С тех пор ей трудно в Якутске определиться с работой, поэтому стараюсь их поддерживать...

- Что можете пожелать своим землякам, какие советы дать молодым людям, которые ищут себя?

- Доброго здоровья хочется пожелать всем в непростые времена, беречь семью и себя. Сейчас больше возможностей для того чтобы учиться, благодаря интернет-технологиям, много музеев, которые можно посетить, зайдя на их сайты. Думаю, главное не лениться!

- Что вы считаете главным в жизни?

- Я думаю, любой человек, который приезжает и остаётся в большом городе, сталкивается с трудностями с жильём и с работой, с поисками себя в жизни, с востребованностью. Чем труднее, тем быстрее учит жизнь... Но знаю по опыту, если трудиться, то все получится.

Нужно любить свое дело и не останавливаться на достигнутом, а для этого надо правильно определиться с выбором цели. Конечно, не всегда все получается сразу, Петербург проверяет на прочность, но и дает перспективы.

Хотел бы провести выставку в Якутии, но пока это трудно сделать. Всему свое время!

Алла КОНДРАТЬЕВА.

Справка:

Жуков Федор Иванович родился в г.Якутске в 1981 году.

В 2001 окончил Якутское художественное училище им. П.П.Романова.

С 2003 по 2009 гг. учился в Санкт-Петербургском академическом институте им. И.Е.Репина на факультете живописи, в мастерской под руководством профессора С.Песикова. Присвоена квалификация художник-живописец.

Член Санкт-Петербургского Союза художников, член Профессионального Союза художников.

Лауреат выставки "Молодость Петербурга", участник Всероссийской художественной выставки "Лики России".

Награжден Почетной Грамотой Министерства культуры и духовного развития РС(Я) за вклад в развитие изобразительного искусства Республики Саха (Якутия) и активное участие в культурных мероприятиях, Благодарностью Постпредства РС(Я) за организацию персональной выставки "На родных просторах", посвященную Дню Республики Саха (Якутия), Благодарностью Санкт-Петербургского Дома национальностей, Благодарностью Санкт-Петербургского Союза Художников за активное участие в подготовке юбилейной выставки "85 лет СХСПб".


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
03.05.2020 23:51 (UTC+9)
Комментарии: 6
Замечательная статья про светлого человека. 04.05.2020 08:17

Талантливый художник!


Надежда 04.05.2020 13:39
Удачи,земляку,молодец!

Рыжая 04.05.2020 09:00

Прочитала материал - и настроение поднялось. Приезжайте к нам в Якутск оба с выставкой! Ковид не вечен


Александр 04.05.2020 17:16

Какой молодец! С удовольствием прочитал позитивный рассказ о молодом таланте, воспевающем нашу Якутию... Мне ,особенно, понравилось как он тепло отзывается о людях.


Нате вам 04.05.2020 22:48

Много наших в Питере. Удачи и счастья им на новой родине.


134 05.05.2020 10:10

ну короче, с фото некоторые картины явно. то мушкетёр, то еще чего то, то всё от постпредства все грамоты, явно присосался к кормушке


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ