В 140 солнц! На Якутск навалится жара
Если в кране нет воды
СНГС: 12 июля ночью АЗС будут работать за наличный расчёт
Кредитные каникулы. Кто может получить и как оформить
«Норд Голд» продолжает травить реки в Якутии?

ИА SakhaNews. Основные проблемы взаимодействия бюджетов двух уровней, препятствующие решению острых вопросов в социальной и инфраструктурной сферах Якутска, обсуждались 17 июня на рабочей онлайн-встрече главы города Сарданы Авксентьевой с депутатами, представляющими в Ил Тумэне столицу республики.

Одна из тем, озвученных Сарданой Владимировной, касается выпадающих доходов, вызванных снижением процентной ставки по упрощённой системе налогообложения для малого бизнеса, – льготой, введенной указом главы республики. Если в 2019 году выпадающие доходы составили без малого 263 млн рублей, то в 2020 году «минус» планируется на уровне 275 млн руб., в 2021-м – 278 млн рублей.

За 2019 год расходы Минфин республики возместил, но в 2020 и 2021 году отказывается это делать: позиция министерства состоит в том, что в последующие годы выпадающие доходы муниципалитет должен учитывать сам и покрывать за счёт собственных источников.

«Нашу позицию в этом вопросе поддерживает прокуратура республики: бюджет принимается на трёхлетний срок, поэтому возмещение по выпадающим доходам также должно планироваться на три года, а не на один, как считает минфин. Мы также рассчитываем на участие депутатов в этом споре с минфином», – отметила Авксентьева.

Схожая ситуация по заработной плате так называемого «прочего персонала детских садов. Финансирование деятельности их, в соответствии с нормативными документами Минобрнауки РФ, должно осуществляться за счёт республиканского бюджета. При этом в республике, ещё в 2014 году, было принято постановление о порядке финансирования дошкольных образовательных учреждений, в котором данные категории работников не учтены, вопреки рекомендациям федерального министерства.

Расчётный ФОТ прочего персонала на 2020 год составляет 407 млн рублей. Проблемная ситуация (усугубляющаяся каждый год в связи с ростом количества детских садов, численности работников ДОУ, индексации заработной платы) не находит решения в течение шести последних лет. В начале июня Окружная администрация направила претензионное письмо в Минобрнауки РС(Я) с целью разрешить спор в досудебном порядке.

Положительные прецеденты решения данного вопроса в пользу муниципалитетов в других субъектах имеются.

Далее Сардана Владимировна подробно остановилась на вопросе реализации республиканского закона «О статусе столицы РС(Я)». Напомним, согласно этому НПА, из бюджета республики ежегодно предусматривается софинансирование отдельных вопросов жизнеобеспечения и развития инфраструктуры в г.Якутске в рамках реализации соответствующих муниципальных программ.

Законом закреплен базовый коэффициент, исходя из которого определяется общий объем софинансирования различных направлений муниципальных программ из республиканского бюджета. Он не может быть менее пяти процентов от общего объёма фактических налоговых доходов бюджета города за последний отчётный период. Так, если сумма собранных налоговых доходов в бюджет Якутска в текущем году составила 6 млрд рублей, то в следующем году город может рассчитывать на сумму субсидий не менее 300 млн руб. В течение всего периода действия закона, с 2011 г., Якутск всегда получал по нижней планке, пять процентов, хотя закон о статусе столицы позволяет устанавливать коэффициент и, соответственно, сумму трансферта выше. В 2019 сумма поступлений составила 331 млн руб.

Средства по данному закону могут тратиться на шесть направлений: текущее содержание дорог; уличное освещение; водоотведение; транспортное обслуживание населения; обращение с отходами; благоустройство и озеленение. Однако средства из республиканского бюджета выделяются на три первых направления, при этом доля софинансирования республикой ежегодно сокращается. Если в 2015 году она составляла 57 процентов от общей суммы финансирования муниципальных программ, то в 2020-м – всего 37 процентов.

Напомним, сокращение доли участия республики в развитии Якутска происходит на фоне резкого роста численности населения и усугубления комплекса социальных, инфраструктурных, экологических, транспортных и прочих проблем, связанных с этим.

Возьмём, к примеру, мусор, твердые коммунальные отходы. Объём мусора, который производит один житель Якутска за год, согласно нормативам, утверждённым правительством республики, составляет 1,7 куб. м. Таким образом, исходя из численности населения 335 тыс. человек, мусора на городскую свалку должно поступать около 570 тыс. куб. м. Фактически за 2018 год на мусорный полигон поступило 675 тыс. куб. м, превышение на 105 тыс. куб. м., эквивалентно производству мусора почти 62 тыс. человек, отметила Авксентьева.

При этом в расчёт не берутся десятки несанкционированных свалок, которые ежегодно возникают на территории городского округа, и на ликвидацию которых тратятся десятки миллионов рублей из муниципального бюджета. Объёмы производимого в Якутске мусора растут ежегодно и, по расчётам, уже сегодня соответствуют производству мусора 400 тыс. человек.

Ситуация в Якутске существенно усугубилась после так называемой «мусорной реформы», появления единого оператора по обращению с ТКО и ужесточения требований федерального законодательства к строительству и обустройству новых санитарных точек. Только на эти цели городу требуется сегодня не менее 66 млн рублей.

Аналогичные действия необходимо предпринимать по вопросам транспортного обслуживания населения, благоустройства территорий города, которые сегодня вообще не софинансируются по закону «О статусе столицы».

В завершение темы Сардана Авксентьева предложила депутатам республики отойти от практики финансирования программ развития города «по минимуму», исходя из нижней планки коэффициента 0,05, увеличив его до 0,10-0,12. В этом случае сумма поступлений из бюджета республики в бюджет столицы возросла бы в два раза, до 662-728 млн рублей ежегодно.

«Город, в котором проживает более трети населения всей республики, должен быть лучше обеспечен финансовыми ресурсами для развития, соответствующего статусу столицы», – сказала Авксентьева.

Якутску также требуется около 35,6 млн рублей на разработку проектно-сметной документации (ПСД) берегоукрепительных работ в сёлах Табага, Хатассы и Пригородный. Берегоукрепление относится к федеральным полномочиям, но чтобы получить финансирование из Москвы, необходимо иметь готовую ПСД.

Следующее направление – газификация земельных участков для многодетных. В столице самая большая очередь на земельные участки для многодетных. Властями города в 2019 году были приняты успешные меры по переводу земель лесного фонда в земли под ИЖС для многодетных. Но их еще нужно обеспечить минимальной для жизни людей инфраструктурой.

На газификацию 6 785 земельных участков сегодня требуется 547 млн рублей. Кроме того, чтобы доставить газ новым потребителям в стремительно растущем частном секторе столичной агломерации, требуется расширение пропускной способности магистральных газопроводов, а это ещё 317 млн рублей на три предстоящих года.

Критическая ситуация складывается в сфере обеспечения детей местами в общеобразовательных школах, особенно в центральной части города. При проектной мощности 22 690 мест школы Якутска посещают около 48 000 детей: превышение наполняемости более чем в два раза. Ежегодно число учеников в школах растёт более чем на 2 000 человек, по численности это две крупные школы.

По расчётам, чтобы реализовать указ президента страны Владимира Путина о переводе всех школ на односменную форму обучения до 2024 года, в Якутске необходимо построить за пять лет более 30 школ. Эти цифры выглядят фантастическими, поэтому сегодня речь идёт хотя бы о том, чтобы организовать нормальную работу школ в две смены, без переполненных классов.

По самой минимальной потребности в Якутске требуется построить до 2025 года 17 новых школ, чтобы просто удержать под контролем ситуацию с обеспечением детей ученическими местами в школах. На эти цели требуется 11,7 млрд рублей, из них город софинансирует около 1,3 млрд рублей. Аналогичная потребность в детских садах: число детей ежегодно растёт в связи с высокой рождаемостью и внутренней миграцией.

Заслушав информацию главы столицы республики, народные депутаты выразили готовность к их совместному решению.

Так, Павел Ксенофонтов предложил определить приоритеты из всего спектра озвученных Сарданой Авксентьевой вопросов. По его мнению, это должны быть вопросы, касающиеся реализации закона «О статусе столицы республики» и инфраструктуры города.

За поддержку развития инфраструктуры земельных участков для многодетных также высказался депутат Валерий Лютый. Он также призвал не снижать набранные за последние два года темпы признания в Якутске ветхих деревянных домов аварийными. Это позволит в больших масштабах участвовать городу в федеральной программе переселения граждан из аварийного жилья.

Иван Данилов предложил включить в «Стратегию социально-экономического развития республики» отдельный раздел, посвящённый Якутску, документально закрепить планы развития тех или иных сфер в столице республики. Он также высказался за увеличение доли финансирования города по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья до 30-40 процентов от общей суммы, приходящейся на республику.

Сардана Авксентьева проинформировала депутатов, что в городе в разы увеличились темпы признания жилых домов аварийными: если за пять лет, до 2017 года было признано 167 домов, то за последние два неполных года – более 300. Это позволит городу принимать участие в третьем этапе программы переселения граждан, а также дает возможность расширить свое участие во втором этапе, в случае увеличения финансирования Якутску. Для ускорения процесса, на признание домов аварийными (хотя это должно делаться за счет собственников) выделяются средства из городского бюджета, в 2020 году – 2 млн рублей.

Авксентьева также анонсировала начало в 2020 году сноса аварийных домов в 17-м квартале. На эти цели запланировано 134 млн руб., поправки внесены в бюджет города на состоявшейся в этот же день сессии Якутгордумы.

Решение острых вопросов межбюджетных отношений республики и её столицы требует совместных усилий государственной и муниципальной власти, депутатского корпуса Ил Тумэна и Якутгордумы, отметили участники мероприятия.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
18.06.2020 15:30 (UTC+9)
Комментарии: 4
Сосед 18.06.2020 15:58

Как бывший мэр города так обделяет своих избирателей? Это же экономия на наших детях!


Всему вина- зависть 19.06.2020 04:26
Вставляет палку в колеса.

Нате вам 18.06.2020 16:47

Танк Т-90АМ стоит 350 млн. Здание школы на 550 учеников примерно столько же. В России 22,7 тыс. танков и 53,5 школ из которых в 3 тыс. нет теплых туалетов. Вот такой биатлон...


Гаага ждёт ! ... 18.06.2020 18:04
По данным Минфина, в бюджете-2020 на финансировании Росгвардии заложено 251,3 млрд рублей - на 3,2 млрд рублей больше, чем год назад. Общие расходы федеральной казны на «национальную безопасность и правоохранительную деятельность» составят 2,5 триллиона рублей - на 319 млрд рублей, или 14,6% больше, чем в 2019-м


ЛЕНТА НОВОСТЕЙ