В Якутию в начале июля придет 30-градусная жара
Водоснабжение части Якутска временно ограничат
"Жатайской судоверфи" выделят 4,1 млрд рублей бюджетных инвестиций
Скончался режиссер, заслуженный деятель искусств РФ
В Якутске задержана подозрительная компания с запасом «белого порошка»

На пятом пленарном заседании Государственного собрания (Ил Тумэн) РС(Я), проходившем с 8 по 9 октября, депутаты рассмотрели более сорока вопросов. О результатах работы депутатского корпуса на последней сессии и о своём видении перспектив развития экономики республики на вопросы ИА SakhaNews ответил народный депутат республики Афанасий Максимов.

- Афанасий Николаевич, чем эта сессия отличалась от предыдущих четвертого созыва?

- У Ил Тумэна начинает проявляться своё лицо. На первых порах парламент рассматривал по пятьдесят вопросов за день, что, на мой взгляд, свидетельствовало о некоторой формальности подхода к существующим проблемам. Эта же сессия показала, что появилось осознание необходимости досконального изучения каждого вопроса.

В первый день нам удалось рассмотреть всего пять вопросов. Большую роль в этом сыграл и тот факт, что обсуждался законопроект «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2009 год и на плановый период до 2010 и 2011 годов»: на его обсуждение ушло много времени. Конечно, есть недоработки со стороны руководства парламента, допускались нарушения регламента, но, я думаю, что со временем всё войдет в колею. В целом оцениваю последнюю работу депутатского корпуса положительно.

- Каковы были основные замечания депутатов при обсуждении трёхлетнего бюджета?

- Бюджет 2009-2011гг. – высокодотационный. В бюджете 2009 года федеральные дотации составят 52%, к 2011 году мы выйдем на 46%. Но существует небезызвестная Схема развития, в соответствии с которой к 2020-му году наш валовый региональный продукт должен увеличиться в четыре раза. До 2020 года у нас, конечно, время есть, но рост экономики должен быть ежегодным и начинаться уже сегодня.

Мы всё осторожничаем, не хотим стимулировать стремление к экономической самостоятельности. То ли боимся ответственности, то ли не верим в свои возможности. Иждивенческий бюджет оскорбителен для такой богатой республики! Якутская нефть начала поставляться на Запад, пусть пока и по временной схеме, со следующего года уже потечёт на Сковородино, потом будет строиться вторая очередь ВС-ТО.

«Газпром» заявил, что уже в следующем году в развитие газотранспортной системы Чаянда-Приморье будет вложено 30 млрд. руб., к 2010г. - больше 100 млрд. рублей, к 2011г. – ещё 100 млрд. рублей. Это значит, что и якутский газ будет экспортироваться. Эльгинское угольное месторождение начнут разрабатывать с целью поставок угля на экспорт. Имея такие возможности, мы занижаем для себя планку.

На этой сессии звучали совершенно обоснованные вопросы, касающиеся крупнейших республиканских предприятий, в которых республика является акционером. Почему «АЛРОСА» (с сорокапроцентной долей республики) показывает падение прибыли в два раза, тем самым уменьшая отчисление налогов в бюджет Якутии? Почему «Нижнеленское», на 100% принадлежащее республике, показало прибыль вообще в восемь раз меньше, чем прежде?

Наша республика должна жить в достатке! И для этого есть всё. А между тем сегодня 460 школ и дошкольных учреждений не отвечают современным требованиям по всем показателям. Только в моём Чурапчинско-Таттинском округе закрыты правительственной комиссией четыре школы. Дети вынуждены учиться в неприспособленных для учебы помещениях. Если мы будем продолжать жить с протянутой рукой, то не скоро сможем решить вопросы даже по объектам образования.

Ещё одной спорной инициативой по законопроектам на этой сессии стал вопрос о внесении изменений в Закон о приватизации. Это была инициатива правительства. Ещё в третьем созыве Госсобрание просило правительство предоставить подробный отчет за 2002-2006 гг. по приватизации, но вразумительного ответа так и не было.

Отчёты проходят формально. Яркий тому пример - приватизация «Якутугля». 42 млрд.рублей прошли мимо бюджета, а это огромные деньги, почти годовой республиканский бюджет! Как расходуются и контролируются эти деньги, сегодня не знают ни жители республики, ни депутаты. Принятие предложенных изменений, которые обсуждались на последней сессии, стало бы поощрением желания вообще не согласовывать с парламентом прогнозные планы приватизации. Хорошо, что у парламента хватило смелости отклонить инициативу республиканского правительства.

Было запланировано принять на сессии в третьем чтении закон о коррупции. Но рассмотрение этого вопроса было отложено до принятия федерального закона о противодействии коррупции, проект которого, уже одобренный Правительством РФ и Советом безопасности, находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ. Этот закон долго пролежал под сукном, но наконец-то появится, и тогда можно будет решать один из самых болезненных для нашего общества вопросов.

- Ваша инициатива о включении доклада о положении дел в нефтегазовом комплексе не нашла отражения в списке вопросов сессии. Почему?

- Это не лично моя инициатива, а более десяти членов парламента. Доклад по этому вопросу будет заслушан на следующей сессии.

В 2004 году мы уже рассматривали этот вопрос, тогда была создана комиссия под руководством Василия Власова. Но комиссия работу не завершила, поэтому, я считаю, надо вернуться к этому вопросу, ведь от того, как развивается нефтегазовый комплекс, зависит жизнеобеспечение республики, и мы не имеем права делать вид, что ничего не происходит. Пусть общественность услышит объективную информацию из первых уст. Ведь все основные участники процесса являются народными депутатами: Выборнов, Мягков, Корнев, да и я тоже. Лично я не боюсь говорить правду.

- Самой обсуждаемой темой сегодня стал мировой финансовый кризис. Что вы думаете по этому поводу?

- То, что кризис связан с падением фондового рынка США, спровоцированного обвалом американской же ипотеки, – это всем известно. Но глубинной причиной я считаю рост цен на нефть. Судите сами, чуть более десяти лет назад цена на нефть была меньше 10$ за баррель, а в этом году она выросла до 140$. Экономика мира не может расти такими темпами! И этот разрыв – основная причина кризиса. Это второй случай, когда так резко начинают расти цены на нефть. В первый раз это было в 1972 году, когда цена доходила почти до 100$. Потом началась гонка вооружений. Американцы, контролировавшие всю арабскую нефть, начали планомерную кампанию по снижению цены на нефть. И довели ее до 7$ за баррель.

Это была работа по подрыву экономики СССР, проведенная, надо сказать, весьма успешно. Начиная с конца 90-ых, мы имеем интенсивный рост цен на нефть, особенно в последние два-три года. Это связано с ростом спроса на нефтепродукты в активно развивающемся Тихоокеанском регионе.

Рост спроса спровоцировал величайшее разоблачение. Запасы нефти, утверждённые крупнейшими нефтяными компаниями, оказались, мягко говоря, дутыми, делалось это для увеличения размеров капитализации. Сегодня крупным нефтяным компаниям приходится сливаться и поглощаться, чтобы держаться на уровне ими же самими задранной планки. Но экономика не может выдерживать такой рост, возле восходящего потока всегда нужно ожидать нисходящего – это закон природы. И обвал где-то рядом должен был произойти. Что и случилось. Надо отметить, что вся западная индустрия выросла на дешёвой нефти. И сегодня мы испытываем потрясение.

В России не так развит фондовый рынок, как в США, где каждый пенсионер имеет пакет акций. Россия, в силу недостаточной развитости рынка ценных бумаг, почти не зависит от мирового фондового рынка, поэтому этот кризис для россиян не столь болезнен, как в странах Запада. Кроме того, если в России действительно действуют рыночные механизмы, то должны упасть цены на недвижимость и энергоресурсы. А если упадут цены на энергоресурсы, то должен остановиться безудержный рост цен и инфляция. Так что кризис простым людям в нашей стране не так и страшен, как его малюют.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
22.10.2008 18:14 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ