Памяти легендарного Тараса Десяткина
В Питере и Ленобласти введут режим электронной визы
Потребительские цены на бензин в России подросли
В Якутии накосили и сожгли около восьми тонн конопли
График плановых работ якутских энергетиков на 19 июля

Чтобы завладеть вниманием студентов, современному преподавателю не достаточно слыть хорошим оратором и просто знать досконально свой предмет. Необходимо быть настоящим мастером и владеть некоторыми секретами этого ремесла. Асы-преподаватели, у которых за плечами не один десяток лет работы с аудиторией, с радостью передают свой бесценный опыт «молодым» в Школе начинающего преподавателя, которая открылась в стенах филиала БГУЭП в Якутске.

Инициатором открытия Школы стала доцент Кафедры гуманитарных дисциплин филиала Валентина Бессонова.

- Валентина Викторовна, разве не все преподаватели умеют читать лекции?

- Треть основного преподавательского состава вуза - это начинающие специалисты. Читать могут все. Но преподнести материал так, чтобы он запомнился и был интересен, может не каждый. Чтобы студенты были захвачены логикой, силой убеждения, глубиной мысли преподавателя; чтобы, воспринимая материал, они были не пассивными слушателями, отбывающими положенное время, а активными соучастниками процесса.

- Какие трудности они испытывают?

- Есть две категории преподавателей. Молодые, только что из университета, и люди, пришедшие с производства. У молодых есть крепкие теоретические знания, а практики отлично владеют самим делом. Те и другие никогда не сталкивались с большой аудиторией, которую надо полюбить. Опытные специалисты порой не могут понять, почему их предмет неинтересен студентам, удивляются, почему те не понимают каких-то элементарных вещей.

- В чём заключается профессионализм лектора?

- Однажды я услышала, как одна молодая преподавательница говорила другой, что готовиться к лекции не обязательно. Пришел, отбарабанил материал и ушёл. Это страшное заблуждение. Профессионализм состоит в том, чтобы вызвать интерес аудитории, научить её мыслить, работать в информации, а самое главное – сформировать умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности нынешнего студента. И цель Школы научить начинающих преподавателей этому искусству.

- Кому доверена эта важная миссия?

- Преподавателям со стажем. Курс обучения состоит из трёх уровней. На первом он длится один учебный год и условно его можно назвать «классика в новых условиях», слушатели посещают лекции своих опытных коллег и сами активно в них участвуют. Этот уровень включает в себя классические лекции, индивидуальные консультации, присутствие на лекциях опытных преподавателей, семинары, моделирование собственных лекций.

Второй уровень – это двухгодичная школа в ЯГУ. В течение этих лет у педагогов формируется новый взгляд на, казалось бы, знакомые до боли дисциплины. Третий уровень – это семинар в центре России на базе Центра научно-технической информации "Прогресс". Это один из крупнейших в России центров обучения и информационной поддержки руководителей и специалистов различных отраслей. Основным видом его деятельности является организация и проведение информационно-обучающих семинаров.

- Могут ли преподаватели из других учебных заведений пройти курс обучения в Школе или она предназначена только для ваших сотрудников?

- Учиться в Школе могут все желающие. Вопросы о возможном обучении в нашей Школе уже поступали.

- Валентина Викторовна, откройте хоть парочку секретов, как завладеть драгоценным вниманием аудитории.

- Это отдельная серьезная тема для специального разговора. Но два-три приема… пожалуйста. Во-первых, яркое, захватывающее начало. Академик Щерба начал одну из своих лекций так: «Глокая куздра стеко будланула бокра и курдячит бокрёнка». Аудитория, как сказали бы сейчас, «была в шоке». И, захваченная этой «бессмыслицей», стала разбираться в законах построения фразы.

Высказывания великих мыслителей, ораторов, выдающихся личностей – прекрасная возможность увлечь аудиторию. А латинский язык… «Ignorare legs est lapa kulpa» («Не знать законов – глупая неосторожность») – такое начало лекций по гражданскому или уголовному праву, наверное, не только заставит, слушая лектора, думать, но и вызовет интерес к его личности.

Во-вторых, интрига. Лекция, в содержании которой есть противоречие, проблема, парадокс, не только вызывает интерес к проблеме, но и желание решить задачу, разобраться в «странном стечении обстоятельств». Представьте, как будут студенты реагировать на занятии по маркетингу, если преподаватель, раскрывая правила организации торговли, в основу положит утверждение Лихтенберга: «Торговля – школа обмана»?..

В-третьих, необходимо соответствовать требованиям времени. Лекция с так называемой компьютерной поддержкой вызывает больший интерес, чем традиционная.

- Спасибо за беседу.

Лия Иванова

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
03.12.2008 18:38 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ