Памяти легендарного Тараса Десяткина
В Питере и Ленобласти введут режим электронной визы
Потребительские цены на бензин в России подросли
В Якутии накосили и сожгли около восьми тонн конопли
График плановых работ якутских энергетиков на 19 июля

ИА SakhaNews. На официальном сайте Правительства РФ опубликована стенограмма «Разговора с Владимиром Путиным», состоявшегося в прямом телеэфире 4 декабря (он длился более трех часов). Предлагаем вам ответы премьер-министра на основные вопросы. Напомним, что ведущими прямого телеэфира были Мария Ситттель и Эдуардас Мацкявичус.

Э.МАЦКЯВИЧЮС: Вы уже больше полугода возглавляете Правительство. Как Вы себя ощущаете в этом кресле? Что удалось сделать за это время?

В.ПУТИН: Главное, конечно, не кресло, а обязанности, которые порождает та или иная должность в стране, в государстве. Для меня это не новая работа. Известно, что в 1999 году я уже возглавлял Правительство, да и будучи Президентом страны, постоянно в очень тесном контакте с Правительством работал. Так что эта работа требует, конечно, большой отдачи, особенно в современных условиях. Но что делать, это большое счастье, что судьба дает возможность послужить стране и на этом месте.

Э.МАЦКЯВИЧЮС: Но Вы уже дали это понять, Владимир Владимирович, когда пришли, - что внешний экономический фон в стране все-таки был другим.

В.ПУТИН: Да, конечно. Собственно говоря, то, что происходит сегодня в нашей экономике, является следствием мирового финансового кризиса. Сегодня это никому не нужно доказывать, это очевидный факт: кризис начался в Соединенных Штатах, которые, по сути, в результате своей финансовой и экономической политики довели до кризиса и "заразили" этим кризисом экономики практически всех ведущих стран мира. Безусловно, это коснулось и нас, и мы с этим столкнулись, но в целом, если говорить о результатах 2008 года, несмотря даже на негативное влияние мирового финансового кризиса на экономику России, результаты по году в целом у нас являются хорошими.

Я напомню эти цифры. Мы планировали рост экономики несколько более 7%, 7,5% примерно - у нас рост экономики составит около 7%, примерно 6,8, может быть, 6,9 процента. Это хороший показатель.

Но, конечно, для нас важны социальные последствия того, что мы делаем: рост реальной заработной платы будет примерно 12,6%, рост реальной пенсии составит 12 с небольшим процентов, а в номинальном выражении это будет процентов 25; росло промышленное производство - почти 5% (4,8).

Что касается сельского хозяйства, то оно показало вообще рекордные результаты за многие предыдущие годы. Рост в процентах был 8,8. Вы знаете, рекордный сбор урожая, зерновых - свыше 100 млн. тонн, такого давно не было у нас.

Правда, есть проблемы, связанные с ростом инфляции. Планировалось 12 с небольшим процентов. Мы, скорее всего, по итогам года выйдем на 13 процентов. Связано это с мировым кризисом и с тем, что Центральный Банк, Министерство финансов вынуждены были вбросить в экономику большой объем ликвидности денежных средств. Это, конечно, повлияло тоже на инфляцию.

Но в целом, повторяю, даже несмотря на мировой финансовый кризис, по году результаты хорошие.

Э.МАЦКЯВИЧЮС: Владимир Владимирович, а придется пересматривать какие-то планы, и если да, то насколько серьезно?

В.ПУТИН: Принципиально мы не думаем пересматривать никаких планов, и это самое главное. Это касается и планов инвестиционной деятельности крупнейших наших компаний; это касается планов реформирования жилищно-коммунального хозяйства, реформирования системы медицинского обслуживания населения, ОМС (обязательного медицинского страхования). Это касается планов реорганизации в сфере образования, и это касается реформирования пенсионной системы.

Кроме всего прочего, - и, я думаю, мы к этому еще вернемся, наверняка будут вопросы, - хочу сразу же в начале нашей беседы сказать: все, что мы планировали в социальной сфере, все, что связано с повышением социальных пособий, пенсий - все будет исполняться.

В некоторых странах, которые столкнулись с кризисом, и все об этом знают, планируется снижение уровня заработных плат и доходов населения. В социальной сфере мы этого делать не будем, наоборот, мы намерены все наши планы по повышению всех этих пособий исполнить.

Э.МАЦКЯВИЧЮС: Зал дает красноречивый ответ на эти инициативы.

Владимир Владимирович, в ходе подготовки к сегодняшней программе мы отобрали вопросы, которые чаще всего задают граждане России, я думаю, что это то, что, собственно, и волнует россиян. И главный вопрос - кризис переживем?

В.ПУТИН: Надо прямо сказать, это будет сложный период в мировой экономике и в нашей тоже. И мы должны быть морально, организационно, и в финансовом смысле, и даже политически к этому готовы. Но, вы знаете, Россия и не такие проблемы переживала, ей уже более тысячи лет.

И совсем недавно еще, мы помним, в начале 90-х годов, мы столкнулись даже с проблемами сохранения территориальной целостности страны, с полной дезинтеграцией производства, социальной сферы.

Сегодня страна находится в абсолютно другом положении, совершенно в другом положении. У нас есть все шансы пройти этот сложный период, повторяю, сложный период, все-таки с минимальными издержками и для экономики, и, что самое главное, для наших граждан.

Д.САЛЬНИКОВ: У нас вот какой вопрос к Вам. У нас молодая семья, сейчас мы остались без работы, так как наше предприятие на грани закрытия в связи с глобальным мировым кризисом. Большинство жителей нашего поселка также осталось без работы, так как их специальности были направлены на металлургическое производство. Как нам дальше жить?

В.ПУТИН: Это как раз те сложности, о которых я говорил в самом начале, с которых мы, собственно говоря, и начали.

В период развития экономики и в период большого потребления некоторых наших традиционных товаров на мировых рынках, в частности, металлургической промышленности, предприятия расширялись и набирали необходимое количество сотрудников.

Сегодня - и я уже говорил, практически в этом же зале, на съезде "Единой России" - мы знаем о том, что потребление металла в мире упало в связи с сокращением производства в автомобильной промышленности (например, у основных потребителей в Соединенных Штатах доходит уже до 30 с лишним процентов, в Японии - 15, в Европе - 20% в среднем примерно). Сократился и экспорт нашей продукции за рубеж, а наши компании почти 50% своей металлургической продукции отправляли на экспорт. И это объективная проблема, на которую влиять мы, конечно, напрямую не можем.

Вместе с тем, я исхожу из того, абсолютно уверен, что и мировая конъюнктура изменится, и у нас в стране потребуется больше металла и других товаров нашего традиционного производства. И, конечно, трудовые ресурсы, особенно квалифицированные ресурсы, будут востребованы.

Что, тем не менее, можно и нужно предпринять сегодня?

Первое, и я тоже уже об этом говорил, - для тех людей, которые уже потеряли работу, мы существенным образом повышаем пособие по безработице - до 4900 рублей в месяц.

Кроме этого, я считаю, что и сами предприятия, муниципалитеты и региональные власти - и только позавчера я собирался с большой группой губернаторов, мы как раз обсуждали эту проблемы - должны будут разработать и уже в самое кратчайшее время, буквально в ближайшие дни, начать осуществлять целый комплекс мероприятий, связанных со спасением рабочих мест, там где это можно сделать. С переквалификацией работников тех или иных предприятий, направив на это соответствующие финансовые ресурсы, с увеличением возможности внутренней миграции, то есть направлением трудовых ресурсов и людей, собственно говоря, в те регионы, где сегодня такие трудовые ресурсы востребованы (с выплатой подъемных, например), с организацией общественных работ, с разворачиванием строек, связанных с развитием инфраструктуры. Для этого у нас есть необходимые денежные средства и подготовлены ресурсы - и в Дорожном фонде, в ОАО "РЖД", в некоторых других наших крупных компаниях.

Вот весь этот комплекс мы будем осуществлять.

Кроме этого, считаю необходимым создать необходимые денежные ресурсы у соответствующих служб, которые решают вопросы занятости с тем, чтобы оперативно реагировать на такие наиболее острые проблемы.

Э.МАЦКЯВИЧЮС: Вот конкретный вопрос на тему: "Стоит ли помогать крупным банкам? Банки деньги у государства берут под 6% годовых, а выдают под 25, в том числе малому и среднему бизнесу? А может быть, напрямую помогать реальному сектору?"

И вообще, люди просто интересуются, хватит ли денег в Резервном фонде, чтобы пережить кризис?

В.ПУТИН: Прежде всего, по банкам. Банки - это кровеносная система любой экономики. Мы должны помнить негативные последствия прежних лет, или негативные последствия кризисов прежних лет, например 1998 года, когда рухнула вся банковская система. Мы, конечно, такого допустить не можем, потому что за банками стоят не только предприятия реального сектора экономики, за банками стоят миллионы вкладчиков - граждан Российской Федерации, которые заинтересованы в том, чтобы банковские учреждения работали ритмично, у них было достаточно ликвидности, чтобы обеспечивать интересы граждан. Именно для этого мы направляем по разным каналам огромные средства в банковский сектор. Мы уже называли эту цифру - примерно около 5 трлн. рублей. Центральный Банк выделяет различные ресурсы, долгосрочные уже пошли, среднесрочные (хотя долгосрочных, конечно, еще не хватает, наверняка мы об этом еще поговорим), краткосрочные ресурсы. Эти ресурсы есть, и они в банковскую систему выделяются.

Конечно, прежде всего, мы работали с такими банками, которые не растратят и не растранжирят государственные, собственно говоря - ваши, уважаемые граждане России, деньги, деньги налогоплательщиков. Какие это банки? Мы их называем "системообразующие". Это банки с государственным участием: Сбербанк, ВТБ ("Внешторгбанк"), "Газпромбанк". Отчасти - ВЭБ (Банк для внешнеэкономической деятельности): но это, собственно говоря, отдельное учреждение, через которое мы осуществляем ряд функций. Но, конечно, и мы сейчас это видим, этих усилий, направленных на поддержание только банковского сектора, недостаточно, потому что и сегодняшние кризисные явления в значительной степени являются уникальными. Ранее мировая экономика с таким масштабом кризиса не сталкивалась.

Поэтому сегодня мы приняли решение о том, чтобы напрямую поддерживать реальный сектор и через банковскую систему, и напрямую, - что такое напрямую, я сейчас скажу, - через банковский сектор. Для того, чтобы поддерживать предприятия реального сектора, мы выделили 175 млрд. рублей. Это долгосрочные кредиты, которые должны быть направлены предприятиям реального сектора. При этом мы будем требовать от банков, чтобы они по трем секторам давали нам информацию о том, в каком объеме они намерены эти сектора кредитовать. Какие это сектора? Это сельское хозяйство, это оборонно-промышленный комплекс и это малый и средний бизнес, и еще длинный список отраслей, которые мы рекомендуем для финансирования.

Я исхожу из того, что и этого может быть недостаточно. Мы в настоящий момент проводим анализ того, как работает банковская система. Там сегодня не проблема ликвидности существует, там существует проблема доверия - и между самими банками, и между банками и предприятиями реального сектора. Конечно, мы будем настаивать разными способами на том, чтобы государственные деньги дошли до получателя. Но и этого может быть недостаточно, и тогда мы будем использовать другие инструменты. Какие? Например, входить напрямую в капиталы крупных компаний, там где государству, а значит и налогоплательщику, в конечном итоге, это будет выгодно; в такие предприятия, которые являются основой экономики всей Российской Федерации. Мы не исключаем, что эти инструменты могут быть применены достаточно широкомасштабно.

В отношении банковского сектора такая форма участия государства уже предусмотрена через Агентство по страхованию вкладов, которому выделены необходимые ресурсы в виде 200 млрд. рублей и которое имеет право входить в капиталы проблемных банков.

То же самое мы считаем возможным в ближайшее время, если потребуется, распространить и на реальный сектор экономики.

Э.МАЦКЯВИЧЮС: Вторая часть вопроса, Владимир Владимирович, - про Резервный фонд.

В.ПУТИН: Когда телезритель задает вопрос по Резервному фонду, он, видимо, имеет в виду вообще все резервы государства. Потому что у нас существуют Резервный фонд, Фонд национального благосостояния и золотовалютные резервы Центрального Банка. Я сейчас не буду останавливаться на том, как функционирует каждый из этих фондов. Но могу сказать, что, разумеется, мы имеем такие резервы, они большие. Россия - третья страна в мире по объемам золотовалютных резервов.

Более того, только что я получил свежую информацию от Центрального Банка - впервые за последние недели мы наблюдаем рост золотовалютных резервов Центрального Банка Российской Федерации.

Мы и копили эти средства для того, чтобы использовать их в случае возникновения в мировой экономике и, как следствие, в российской экономике каких-то кризисных явлений. Мы это и делаем. Но будем делать это аккуратно. Что такое "аккуратно"?

Мы должны ясно понимать, сколько валюты приходит в страну, а в связи с понижением цен на мировых рынках на основные наши товары - энергоресурсы, нефть, газ, нефтепродукты, те же самые металлы, удобрения, некоторые другие продукты, - в связи со снижением цен на мировых рынках на эти товары и в связи с тем, что мы не перестаем тратить значительное количество валюты на приобретение товаров по импорту, приток и отток регулируется известными в экономической и финансовой сфере средствами, и мы, конечно, должны будем эти средства использовать.

Но мы не будем допускать и не допустим резких скачков в экономике и резких скачков курса национальной валюты. Для этого, для того чтобы обеспечить интересы и граждан, и экономики, мы, если потребуется - а мы уже это делали - будем аккуратно использовать и золотовалютные резервы, и другие фонды, которые имеются в распоряжении Правительства. Если мы будем проводить взвешенную, осмысленную и ответственную экономическую политику, нам этих средств достаточно.

О.БЕЛАН, Ненецкий автономный округ : На Ваш взгляд, претерпят ли какие-то изменения наши отношения с Америкой после избрания президентом Барака Обамы, будут ли они более прагматичными и конструктивными? Спасибо.

В.ПУТИН: Этот вопрос, видимо, нужно адресовать, прежде всего, новой американской администрации. Обычно всегда, когда происходит смена власти в любой стране, тем более в такой супердержаве, как Соединенные Штаты, какие-то изменения происходят. Мы очень рассчитываем на то, что это будут позитивные изменения.

Сейчас мы видим эти позитивные сигналы. В чем они заключаются? Обратите внимание на встречу министров иностранных дел стран - членов НАТО: и Украине, и Грузии отказано в Плане действий по присоединению к альянсу. Мы уже слышим на экспертном уровне от людей, которые очень близки к вновь избранному президенту, его окружению, его помощникам, о том, что с этим не надо спешить, не нужно портить отношения с Россией. Мы уже слышим о том, что нужно еще раз взвесить целесообразность размещения третьего позиционного района систем противоракетной обороны в Польше и радара, соответственно, в Чехии.

Мы слышим о том, что необходимо выстраивать отношения с Россией, учитывая ее интересы. Если это не просто слова, если они будут трансформированы в практическую политику, то, конечно, наша реакция будет адекватной, и наши американские партнеры ее сразу почувствуют.

П.ПЕРШИН: Какие меры предпримет Правительство для модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса и восстановления полноценных северных надбавок работникам Севера? Спасибо большое.

В.ПУТИН: «Что касается северных надбавок, то эта система функционирует, но, зная все вопросы дополнительного характера, мы их изучаем и будем совершенствовать эту систему. То же самое относится и к тем, кто уже поработал на Севере и хочет переехать после выхода на пенсию в другие регионы страны. Люди знают, о каких проблемах я говорю, знают также, что мы систематически этими проблемами занимаемся. Будем решать их и дальше».

М.СИТТЕЛЬ: Владимир Владимирович, огромное количество мам и молодых людей через СМС-сообщения, через телефонные звонки задают один и тот же вопрос: правда ли, что в армию теперь будут призывать не на год, а на два года и восемь месяцев? Что Вы можете ответить?

В.ПУТИН: Нет. Это просто слухи, не имеющие под собой никаких оснований. Решение принято, оно состоялось, срок службы - 12 месяцев, и ничего менять мы не собираемся. Срок службы по призыву, естественно.

Н.ГОГОЛЬ: Здравствуйте!

Гоголь Наталья, Московская область, работаю бухгалтером.

Знаете, в настоящее время сложилась такая ситуация: банки под любым предлогом отказываются давать кредит на жилье, вплоть до того, что вводят запретительный процент, и получить ипотеку практически нереально, во всяком случае, проблематично. Некоторые банки идут на то, что настоятельно просят досрочно погасить кредит в такой ситуации. Собирается ли государство каким-то образом влиять на это, и как нам быть? Спасибо.

В.ПУТИН: Проценты действительно поднимаются, это тоже результат финансового кризиса, отражение мирового финансового кризиса в нашей экономике. Связано это и с тем, что Центральный Банк вынужден повышать ставку рефинансирования, а это, в свою очередь, связано с попытками Центрального Банка предотвратить отток капитала из страны. Я сейчас не буду вдаваться в теорию, здесь много предложений по поводу того, как можно нивелировать эти негативные последствия для потребителей, как можно стимулировать потребительский спрос, в том числе в жилищном строительстве.

Что же касается требования банков по ускоренному погашению кредитов, то проблема лежит, как правило, в гражданско-правовой сфере. Если в договоре есть оговорка о том, что в случае падения стоимости залоговой массы, т.е. снижения заложенной под этот кредит квартиры, банк имеет право потребовать довнесения этой залоговой массы, а, как правило, это требование выражается в предложении погасить часть основного долга досрочно, то формально юридически банк имеет на это право. Но лучше бы ему этого не делать. Потому что на самом деле это проблема не только заемщика, но и проблема кредитора - заложенное имущество, квартиру банку девать некуда.

Но это уже отдельная тема. Мы обсуждали ее, эту проблему, и вот что я считаю возможным сделать. Я считаю возможным через систему Агентства по ипотечному жилищному кредитованию выдавать государственные гарантии, которыми банк может воспользоваться для того, чтобы решить свои финансовые проблемы, получая соответствующую поддержку Центрального Банка, и не "кошмарить" своего кредитора, своего клиента. Я думаю, так будет лучше для всех.

Если будут вопросы, я готов в ходе нашей сегодняшней беседы даже более подробно на этом остановиться. Пожалуйста.

В.БЕЛОУСОВ, Всероссийское общество автомобилистов, председатель Московской областной организации:

Автомобилисты и, я понимаю, что и труженики реального сектора экономики задают один и тот же вопрос и интересуются: при общем падении мировых цен на нефть будет ли у нас все-таки сокращение цены на топливо? Спасибо.

В.ПУТИН: Вопрос законный, и, конечно, люди справедливо задаются таким вопросом. Цены на мировых рынках на нефть упали в два-три раза, а на нефтепродукты внутри страны, если и есть снижение цен, то незначительное. Почему?

Владимир Михайлович, происходит следующее. Мы и в период высоких цен на нефть значительную часть сверхдоходов нефтяных компаний разными способами - через экспортные и таможенные пошлины и через налоги - до 80 с лишним процентов, а бывало, и до 90, изымали в бюджет, и именно благодаря этим доходам в значительной степени сформировали большие золотовалютные резервы страны, которые сегодня, как я уже говорил выше, являются третьими по величине в мире - 450 млрд. с лишним долларов США. Они являются для нас "подушкой безопасности" и позволяют строить планы по мягкому выходу из кризиса для миллионов граждан страны.

Что происходит сегодня? Сегодня мы немного понизили налоговую нагрузку на нефтегазовый сектор и нефтяной сектор, но все-таки она остается достаточно высокой. Нефтяные компании, конечно, терпят убытки, и в связи с тем, что мировые цены упали и налоги остались еще достаточно высокими, конечно, стараются сохранить хоть какие-то доходы за счет внутреннего потребителя. Правда, это тоже в известной степени политика государства, об этом можно поговорить с депутатами, можно пообсуждать.

Но, по сути, что происходит. За счет людей с большими или даже средними доходами, за счет людей, которые все-таки могут позволить себе иметь машину, покупать бензин, мы изымаем доходы в бюджет и перераспределяем среди тех, которые остро нуждаются: те же самые безработные, инвалиды, пенсионеры, военнослужащие. Но, конечно, все имеет какие-то пределы, и нужно всегда искать какую-то "золотую середину".

Нефтяные компании сегодня с каждой тонны экспортируемой нефти несут убыток примерно в 68 долларов. Более того, когда мы объявили о том, что мы будем снижать НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) с 1 декабря, они, конечно, начали хитрить и просто прекратили отгрузку, чтобы не переплачивать в бюджет. Мы заставили их возобновить, бюджет пополнили, а они исполнили свои обязательства перед покупателями. Но это, конечно, для них убытки.

С 1 января 2009 года намечается дальнейшее снижение налога на добычу полезных ископаемых. И в этом случае многие компании выйдут в ноль или чуть-чуть с плюсом, если не считать их текущих инвестиционных расходов. Но об этом мы с ними будем говорить отдельно. И мы рассчитываем на то, что наши последующие шаги по понижению налоговой нагрузки, безусловно, должны сказаться и на внутренних ценах внутри России.

С.ХАРИЗОВ, студент: Я безумно люблю свою младшую сестру, очень сильно за нее переживаю и поэтому я бы хотел поинтересоваться вот чем. Весь прошлый год мне и моей семье приходилось стоять в безумных очередях на детсад, при этом каждый месяц надо было подтверждать то, что мы хотим попасть действительно в этот детсад. В этих очередях я понял, что детсадов у нас в городе не хватает. Но, проходя мимо своего детсада, в который я ходил в детстве, я увидел, что мой детсад сейчас стал гостиницей для китайцев.

Я, Владимир Владимирович, хочу задать вопрос. В будущем я хотел бы завести семью и детей. Как этот вопрос, вот этот беспорядок будет решаться в будущем?

В.ПУТИН: Мне очень жаль, если в Хабаровске действительно беспорядок в этом смысле. Хотя, судя по тому, что вы находитесь в классном медицинском центре, все-таки достаточно много позитива происходит и в Хабаровске.

Я хорошо знаю губернатора. Виктор Иванович - человек дельный и очень опытный, он умеет концентрироваться на основных звеньях, как говорили классики, чтобы вытянуть всю цепь. Но что касается детских садов, то их действительно не хватает. Это связано, конечно же, и с ростом рождаемости.

Я в этой связи не могу не порадоваться тому, что у нас в этой сфере происходит. Несмотря ни на какие проблемы, усилия государства все-таки дают положительный результат. У нас в текущем году самая большая рождаемость за последние 15 лет - рост около 7 процентов. Не буду говорить в абсолютных цифрах, но около 7 процентов.

Что касается детских садов, то это, конечно, прежде всего, ответственность регионов и муниципалитетов. С федерального уровня мы всячески будем стимулировать эту работу, будем помогать регионам это делать, но хочу обратить ваше внимание и на то, что в целом по стране дефицит мест в детских садах сократился на 30% только за 2008 год. Это все-таки серьезное продвижение вперед.

Если в Хабаровском крае пока эта проблема не решается столь быстрыми, но необходимыми темпами, я думаю, что Виктор Иванович Ишаев и люди, которые с ним работают, его команда должны обратить на это больше внимания. Повторяю еще раз: мы, если потребуется - со стороны Правительства, со стороны федерального центра - готовы будем помочь.

С.РОМАНЧУК , город Иваново, врач-кардиолог:

Мой вопрос касается 122-го федерального закона. Очень бы хотелось, чтобы Вы как руководитель партии дали поручение фракции "Единая Россия" в Государственной Думе доработать этот закон. С нашей точки зрения, он требует этой доработки в настоящее время.

В.ПУТИН: Проблема лекарственного обеспечения льготников является острой, это правда. Я сейчас не буду уходить от этой остроты, я просто напомню, что мы все-таки ускоренными темпами и крупномасштабно начали эту проблему решать с 2004 года. И давайте скажем по-честному, до этого времени получить какие-то лекарства по льготным на тот момент времени правилам было практически невозможно, их просто не было. С тех пор финансирование на получение льготных лекарств увеличилось в 7 раз.

Проблема возникла дополнительно в начале 2007 года. Откуда она возникла?

Если вы помните, мы определили социальный пакет, тогда он стоил 450 рублей, и потом люди могли выбрать - либо деньги взять, либо этот пакет. И те льготники, которые не пользовались и которым по состоянию здоровья не нужно было пользоваться дорогими лекарствами, выбрали деньги. Остались только те люди, которые действительно страдают тяжелыми заболеваниями и нуждаются в дорогостоящих лекарствах. Общей денежной массы в системе не стало хватать для того, чтобы обеспечить этих людей нужным количеством лекарств.

Если вы помните и знаете, мы серьезным образом добавили туда денег, образовали специальную группу людей, которые страдают тяжелыми заболеваниями и нуждаются в этом лекарственном обеспечении. И эта группа, их несколько тысяч, их немного, по-моему, 54 тыс., но они, насколько мне сейчас известно, в целом обеспечены. В эту группу входят и те, - вот Вы сейчас говорили о почке - которые нуждаются в трансплантации органов.

Конечно, хотелось бы расширять эту группу за счет тех, которые не нуждаются в таком уж дорогом лечении, но тоже относятся к категории больных, которым нужны весьма дорогостоящие препараты. Это зависит не от доброй воли Правительства, либо партии "Единая Россия", либо других партий. Это зависит от бюджетных возможностей. Тем не менее, мы должны, конечно, на это посмотреть. Мы подумаем над этим.

М.СИТТЕЛЬ: Вот какой вопрос с сайта. Материнский капитал положен женщинам при рождении второго ребенка, и одна очень обеспокоенная мама спрашивает, вернее, обращает Ваше внимание на некий перекос в законе "О материнском капитале": если женщина в свою первую беременность выносила двух или трех деток и родились двойняшки или тройняшки, то ее закон лишает этого материнского капитала.

По-моему, как-то не очень справедливо. Ведь от перемены мест слагаемых сумма не меняется, все равно трое деток.

В.ПУТИН: Да, от перемены мест слагаемых сумма действительно не меняется. Вопрос только, как я уже говорил, отвечая на первый вопрос, в бюджетных возможностях.

В свое время было принято решение, что материнским капиталом обеспечиваются те семьи и те матери, которые после определенного периода времени родили второго ребенка. Можно смотреть на эту проблему, пытаясь ее расширить, но это вместе с депутатами нам нужно посчитать, каким темпом будут нарастать социальные обязательства, и сможем ли мы их исполнить.

Вот уже в начале нашей беседы был вопрос, сможем ли мы в условиях кризиса исполнять уже взятые на себя обязательства, и я твердо ответил: да. То, что сейчас Мария сформулировала, для этого нужно выделять дополнительные ресурсы и нужно посчитать. Хотя, конечно, мы всячески должны поощрять те семьи, которые приняли решение завести второго и последующих детей. В этой связи, кстати говоря, я сейчас подумал о проблеме ипотечного жилищного кредитования, - эти вопросы уже задавались, - считаю, что использование материнского капитала, которое у нас планировалось к реализации с 1 января 2010 года, можно было бы в связи с возникшими финансовыми проблемами, мировыми и у нас в стране, передвинуть на начало 2009 года и позволить семьям, матерям использовать эти деньги для погашения ипотечных кредитов.

Для этого нам нужно будет внести соответствующие изменения в действующее законодательство и в бюджет. Я буквально сегодня дам такое поручение Правительству, и уверен, депутаты "Единой России" да и других фракций в Государственной Думе, безусловно, это предложение поддержат.

О.КЛИМОВА: Владимир Владимирович, здравствуйте. Я - Климова Оксана.

Хотела бы выразить, наверное, боль многих жителей Дальнего Востока. Мы ощущаем определенную изолированность от центральной части России, не могут многие семьи позволить себе выезды или вылеты на самолетах, потому что билет на самолет стоит в районе 30 тыс. рублей и более. У меня ребенок попросился на новогодние каникулы в Питер выехать, но я вынуждена была ему отказать.

Какие все-таки меры будут приниматься для того, чтобы медицинские работники и педагоги могли себе позволить такую роскошь? Спасибо.

В.ПУТИН: Согласен, проблема действительно острая, требующая решения, она возникла из многих составляющих.

Первое, это наш авиапарк, и дело даже не в надежности наших летательных аппаратов, а дело в их экономичности или, точнее, неэкономичности.

Наши самолеты, произведенные еще в советское время, потребляют много топлива и не являются конкурентоспособными, они затратные. В этой связи возникает вопрос, он такой: позволить нашим авиаперевозчикам закупать иностранные самолеты и тогда убить нарождающийся авиапром или все-таки эксплуатировать отвечающие техническим требованиям, но достаточно неэкономичные самолеты еще советского времени.

Я думаю, что, как часто бывает, выход - в "золотой середине". Мы пойдем на то, чтобы, первое, позволить нашим авиаперевозчикам закупать те типы машин, которые наши авиапредприятия не планируют выпускать, и, второе, мы позволим брать в лизинг такие самолеты, которые наши предприятия планируют выпускать, но мы будем брать во временный лизинг иностранные машины и будем отдавать их назад, как только будут появляться отечественные летательные аппараты соответствующего класса и уровня как по шумам, так и по потреблению топлива. Вот это первая проблема.

Вторая - это так называемые топливно-заправочные комплексы. Мы уже об этом говорили, нужно избавляться от монополизма тех структур, которые засели в аэропортах и не дают нормальным образом по рыночным, а не завышенным ценам снабжать авиаперевозчиков. Эта работа будет настойчиво осуществляться.

Ну и, наконец, третье. Для того чтобы ситуацию все-таки как-то разрядить, а то, что вы сейчас сформулировали, не только создает проблемы для граждан - это и для государства является крупнейшей проблемой: легче слетать, допустим, в Южную Корею, чем до Москвы долететь. Так не годится: нарушается территориальное единство страны.

Поэтому, чтобы хоть как-то сгладить эту проблему, мы будем дотировать авиаперевозки, начиная с 2009 года. В 2009 году, насколько мне известно, уже внесены поправки - 2,5 млрд. рублей, а в 2010-м - 5 млрд. Мне кажется, что и этого будет недостаточно. Посмотрим.

Н.СМИРНОВА, пенсионер из Омска: Можно ли отложить повышение тарифов на коммунальные услуги до стабилизации экономики в нашей стране?

В.ПУТИН: Нина Евгеньевна, надеюсь, Вы меня слышите. Конечно, это тоже одна из проблем, причем застарелых. Все можно, конечно, перенести, но дело не только в тарифах. Я сейчас попробую сформулировать свое отношение к этой проблеме.

Во-первых, у нас изношенность сетей составляет 80 процентов. Если система и дальше будет недофинансироваться, она разрушится окончательно. В прошлом году рост тарифов составил примерно 15-17% по году. В следующем году мы практически все передали на уровень регионов, но, конечно, будем внимательно следить за тем, что там происходит.

В составляющую роста тарифов входят разные компоненты. Одни из них - это тот же самый монополизм на этом рынке услуг. Мы создали Фонд реформирования жилищно-коммунального хозяйства, куда вложили огромные деньги - 240 млрд. рублей, и мы их оттуда никуда не берем, несмотря ни на какие сложности финансового характера: деньги предусмотрены и будут истрачены именно на эти цели. Но выделять эти средства мы намерены таким регионам, которые предпринимают необходимые действия для оздоровления ситуации в сфере ЖКХ.

Эти действия разные, регионы об этом знают.

Первое, это уход от монополизма, с тем чтобы "прикормленные" организации и компании на муниципальном уровне не выставляли монопольно высоких тарифов и цен на обслуживание.

Второе, это создание товариществ по жилью, которым нужно передавать дома и жилой фонд в надлежащем состоянии.

Есть ряд и других составляющих. Одна из серьезных составляющих, конечно же, - это и тарифы так называемых инфраструктурных монополий - "Газпрома", электрокомпаний. Мы только что, буквально позавчера обсуждали это с губернаторами. Озабоченность ваша понятна.

Что касается этих крупных компаний, то они рассчитывают на эти тарифы, поскольку они заложены в их инвестиционные программы, а это, в свою очередь, закупка того же самого металла, о котором мы говорили, у наших металлургических компаний, это закупка строительных материалов и т.д. То есть это - обеспечение функционирования целых отраслей экономики и сохранения рабочих мест.

Тем не менее, я соглашусь с Вами в том, что мы можем потребовать от инфраструктурных монополий, во всяком случае, снижения темпов роста этих тарифов, имея в виду, что стоимость материалов, которые они должны закупать для осуществления своих инвестиционных программ, в связи с происходящими в экономике событиями все-таки тоже падает. Будем стараться минимизировать эти последствия для граждан.

Э.МАЦКЯВИЧЮС: Cпрашивают: "Что будет с рублем и в чем нам хранить свои сбережения?"

В.ПУТИН: Я уже говорил, что наличие золотовалютных резервов страны, Центрального Банка и Правительства, резервов Правительства, Фонд национального благосостояния, Резервный фонд позволяют нам избежать резких колебаний национальной валюты. Исхожу из того, что мы этого не допустим - никаких резких колебаний курса рубля не будет. Он будет, конечно, так или иначе корректироваться в связи с ценами на наши традиционные товары на мировых рынках - на энергоносители, на металлы, я уже говорил об этом, на удобрения. Еще раз повторю - от этих товаров у нас основной приток валюты, а мы должны обслуживать наш импорт, который еще в достаточно большом количестве поступает в страну, и это естественный отток. Приток и отток должны быть сбалансированы, и это в значительной степени происходит за счет золотовалютных резервов, как и за счет колебания курса национальной валюты. Но, повторяю, мы не будем делать никаких резких движений.

В чем хранить деньги - это выбор каждого человека. Для тех, кто выезжает часто за границу, наверное, какая-то доля может быть и в иностранной валюте. Хотя вы знаете, с какими проблемами сталкиваются экономики европейских стран и Соединенных Штатов, а состояние национальной валюты напрямую связано с состоянием экономики. Для тех, кто живет в России, покупает здесь товары, услуги, конечно, рубль является предпочтительной валютой. Повторяю еще раз, это - выбор каждого человека.

Мы, кстати говоря, не собираемся никак ограничивать те либеральные правила ввоза и вывоза валюты, и денег вообще, которые мы ввели еще с 1 июля 2007 года, когда полностью перешли к либерализации валютного рынка. Мы эти правила отменять не намерены.

Л.ЗАХВАТОВА, Татарстан: Меня зовут Люсана, я работаю агрономом в теплице. Мы производим экологически чистую продукцию, чистую и безопасную. Дело в том, что нам с нашими свежими овощами очень трудно пробиться в магазины, потому что все наши прилавки просто завалены импортной продукцией. В связи с этим теплицы многих комбинатов сокращают свои производства и площади, некоторые комбинаты даже прекращают свою деятельность, закрываются.

Как нам выжить в таких условиях? Может быть, Владимир Владимирович, ввести какие-то жесткие требования к ввозимой импортной продукции, чтобы она была, во-первых, экологически безопасной, такой же свежей, как и наша?

В.ПУТИН: Судя по тому, в каких условиях Вы работаете, как уже было сказано, - микроклимат, белые халаты, - то, в общем и целом, внешне во всяком случае, выглядит так, что ситуация на предприятии не очень плохая или, я бы сказал, даже хорошая. Но мне, конечно, неизвестна изнутри экономика этого предприятия, на котором Вы работаете. Если Вы чувствуете какие-то проблемы, наверное, они существуют.

Что мы делаем и намерены делать в этой сфере дальше? Во-первых, мы все-таки, - Вы не можете об этом не знать, - стараемся ограничить ввоз по импорту прежде всего так называемого красного мяса - это свинина, говядина и даже мясо птицы. Мы не можем закрыть или сократить этот импорт до критической величины, потому что, надо сказать прямо и открыто, все-таки наш сельскохозяйственный сектор пока не может полностью закрыть потребности крупных городов. И мы должны учитывать интересы как сельхозпроизводителей, так и потребителей, особенно в крупных городах, с тем чтобы наши действия в таможенно-тарифной сфере не привели к резкому и необоснованному росту цен на продукты питания.

Что касается растениеводства, то Правительство регулярно и ежегодно вводит дополнительные сезонные ограничения, как раз в тот период времени, когда наши сельхозпроизводители предлагают на рынок свою продукцию.

Если, тем не менее, Вы считаете и чувствуете на экономике своего предприятия, что этого недостаточно, то я обещаю Вам, что сегодня же, после нашего эфира, - а я уверен, что руководители соответствующих ведомств смотрят наш с Вами диалог, - и Министерству экономического развития, и Министерству сельского хозяйства будет поставлена задача еще раз проанализировать ситуацию, связанную с импортом продуктов растениеводства, и сделать соответствующие предложения.

Н.ПУСТОВАЛОВ, Пензенская область: В этом году получился у нас рекордный урожай зерна, себестоимость килограмма зерна вышла 3 рубля, рыночная цена на сегодняшний день - 2,70. Где обещанные Минсельхозом 5,50 и выделение дотации для производителей?

В.ПУТИН: Обещание - на рынке. Я не знаю, если до Вас эта мера пока не дошла, то жаль, но могу Вас проинформировать о том, что, как я и говорил, мы выделили для этого из бюджета в распоряжение Министерства сельского хозяйства свыше 30, по-моему, 34 млрд. рублей. И уже 2,5 млн. тонн зерна закуплено, причем по цене выше сегодняшней рыночной, - по 5 тыс. рублей, а для Урала и Сибири даже по 6 тыс. покупаем. Повторяю, 2,5 млн. уже закуплено, и сейчас Министерство вышло на темп закупок по 0,5 тыс. тонн в неделю. Этот темп мы выдержим вплоть до полного освоения всех выделенных ресурсов.

Буквально недавно мы обсуждали возможность выделения дополнительных сумм. В принципе бюджет, Министерство финансов готовы это сделать. Вопрос - в самих сельхозпроизводителях, которые сейчас чаще всего ставят вопрос о том, чтобы им обеспечили подходящие тарифы железнодорожного транспорта с целью реализации излишков произведенной товарной продукции на экспорт.

Но повторяю еще раз, мы готовы не только реализовать всю сумму в 30 с лишним миллиардов рублей для закупок на внутреннем рынке, но готовы эту сумму даже увеличить. Может быть, до фермерских хозяйств, в том числе до Вашего, это пока не дошло, но в целом эта мера работает. Надеюсь, что и Вы попадете в те 0,5 тыс. тонн, которые будут реализовываться на еженедельной основе.

В.АПАГОВ, фермер: У меня вопрос такой, Владимир Владимирович: государство будет участвовать в ценообразовании на сельскохозяйственную продукцию?

В.ПУТИН: Вы правы, действительно, такая проблема существует, и очень давно, на протяжении многих лет - диспаритет цен между, скажем, энергетическим сектором и сектором сельхозпроизводства. Мы стараемся с большим либо меньшим успехом, но все-таки эту проблему решать.

Как она решалась в этом году: дополнительно были выделены ресурсы на диспаритет по горюче-смазочным материалам в размере 10 млрд. рублей. И если потребуется, - мы об этом договорились с Министром сельского хозяйства, а он, естественно, находится в контакте с сельхозпроизводителями - в I квартале следующего года мы посмотрим на результат и будем готовы увеличить эту сумму. Также выделили дополнительные ресурсы на удобрения.

И вообще, надо сказать, что в текущем году мы чуть ли не в два раза увеличили финансирование по различным каналам программ по поддержке сельского хозяйства. Вы наверняка знаете о том, что было сделано в рамках национального проекта, - это субсидирование ставок, это создание различных фондов, в том числе на региональном уровне, которые поддерживают малое предпринимательство на селе.

Еще одна дополнительная мера связана с тем, что принято решение теперь уже на 100% рефинансировать ставки по кредитам по отдельным видам инвестиционных проектов в сельском хозяйстве. Будем искать и дополнительные меры поддержки, обязательно будем это делать.

ОЛЬГА МИХАЙЛОВНА, Нижний Новгород: У нас мэр города Булавинов принял решение закрыть в городе молочные кухни для детей. Это разве стимул для повышения рождаемости? Как нам быть? Помогите, пожалуйста.

Спасибо.

В.ПУТИН: Откровенно говоря, я не знаю, по каким основаниям мэр Нижнего Новгорода принял решение закрыть эти молочные кухни. Думаю, что такое решение является необоснованным, хотя, конечно, это находится в рамках компетенции городских властей, муниципальных властей.

Я думаю, что граждане должны соответствующим образом реагировать, ведь в соответствии с действующим законодательством мэры муниципальных образований, в том числе таких городов, как Нижний Новгород, приводятся к власти через прямое тайное голосование граждан, проживающих на этих территориях. И если руководство города не будет реагировать на озабоченности граждан, то соответствующим образом оно должно почувствовать реакцию на следующих выборах.

Со своей стороны мы, конечно, будем рекомендовать и мэру города, и всему руководству Нижнего Новгорода, да и губернатору, поддержать граждан и не создавать им дополнительные сложности там, где в этом нет никакой необходимости. Потому что нельзя просто толкать людей в магазины за приобретением соответствующих детских смесей. Может быть, кому-то и хотелось бы, чтобы люди пришли со своими деньгами на этот рынок, но сейчас нужно думать не о рынке сбыта для иностранных производителей, а о том, чтобы поддержать семьи, имеющие детей.

Д.ВАРФОЛОМЕЕВА, Бурятия: Здравствуйте, меня зовут Даша Варфоломеева.

В.ПУТИН: Даша, привет!

Д.ВАРФОЛОМЕЕВА: Здравствуйте, дядя Володя. Скоро Новый год. Живем на бабушкину пенсию, работы в деревне нет. Мы с сестрой мечтаем иметь новые платья. Я хочу у Вас попросить платье, как у Золушки. Вы будете добрым волшебником на Новый год, исполните наше желание.

Спасибо.

В.ПУТИН: Дашенька, я услышал тебя и думаю, что и ты, и другие дети, не только в Бурятии, вообще в стране в целом должны встретить Новый год достойно. И взрослые должны сделать все для того, чтобы эти желания исполнились.

Что касается платья и других подарков на Новый год, повторяю, это - естественное желание. Я только думаю, что было бы правильно, если бы ты подумала не только о том, что тебе нужно на Новый год, а что нужно и бабушке на Новый год.

Что касается тебя и твоей сестры, то мы можем поступить следующим образом. Я приглашаю и тебя, и твою сестру, да и бабушку, всех вместе на Новый год в Москву на одну из елок. А с подарками мы здесь разберемся.

В.ПИВНЕНКО, Республика Карелия, руководитель приемной партии "Единая Россия", депутат Государственной Думы:

Сегодня в условиях мирового финансового кризиса, который, к сожалению, затронул и Россию, очень важна поддержка малого бизнеса, о чем уже говорилось.

Мне кажется, было бы правильно обратить внимание на работу налоговых служб, которые в этих условиях должны выполнять не только фискальную функцию, но и консультативную, для того чтобы помогать руководителям предприятий малого бизнеса, которые, по сути дела, в одном лице являются и организаторами, и технологами, и финансистами, в том, чтобы правильно вести этот бизнес. Чтобы эта форма организации труда, производства в условиях кризиса действительно обеспечивала бы занятость людей. Спасибо.

В.ПУТИН: Вы, конечно, правы. Малый и средний бизнес, безусловно, являются очень гибкими формами хозяйствования и быстрее всего реагируют на происходящие изменения на рынке труда. И в этих условиях, в условиях сегодняшних сложностей в мировой финансовой системе, да и у нас в стране, конечно, заслуживают самого пристального внимания и поддержки.

Должен сказать, что Правительство выстраивает целую цепочку таких действий, которые состоят в следующем: во-первых, мы существенным образом повышаем поддержку из федерального бюджета - до 10,5 млрд. рублей; дополнительные средства будут выделены Внешэкономбанком - 30 млрд. рублей; будут сохранены все прежние формы поддержки малого и среднего бизнеса.

Как вы знаете, мы приняли решение, дающее право регионам снизить с 15 до 5% налоги по упрощенной системе для малого бизнеса; будут продолжать функционировать региональные фонды поддержки малого бизнеса и фонды микрокредитования, которые выдают кредиты от 200 тыс. до 1 млн. рублей. Все это вместе - а, если потребуется, мы готовы и дополнительные ресурсы выделить - на наш взгляд, должно существенным образом повлиять на развитие малого и среднего предпринимательства.

Кстати говоря, я уже упоминал об этом, даже при выделении больших кредитов в банке мы оговариваем, что определенная часть ресурсов должна быть направлена на поддержку именно малого и среднего бизнеса. Здесь уже были вопросы о поддержке малого и среднего предпринимательства, допустим, на селе, - должен сказать и напомнить, что мы значительные ресурсы выделили на дополнительную капитализацию "Россельхозбанка" и "Агролизинга". Все это измеряется в миллиардах. Для "Агролизинга" это 4 млрд., для "Россельхозбанка" - десятки миллиардов рублей, и в сельское хозяйство на малое предпринимательство эти средства должны пойти.

Ну а по другим системообразующим банкам, да и вообще в целом по системе банков, которые отвечают определенным требованиям, а их свыше 120-ти, эти ресурсы будут выделяться также с условием направления средств на поддержку малого и среднего предпринимательства. Такие же программы будут вырабатываться и на уровне регионов Российской Федерации.

С.ШУМИЛОВ, студент Саратовского государственного университета:

Вы являетесь Премьер-министром и возглавляете "Единую Россию". Как Вам удается совмещать две руководящие должности, хватает ли Вам времени и сил? Как работа по этим двум направлениям помогает при решении жизненно важных задач государства?

В.ПУТИН: То, что Правительство опирается на ведущую политическую силу в парламенте страны, это общемировая практика, но дело даже не в этом. А дело в том, что без наличия такой поддержки в парламенте Правительство вряд ли смогло бы вообще как-то функционировать, я уже не говорю о его эффективном функционировании. Особенно это важно сейчас, когда нужно принимать быстрые решения, быстро реагировать на происходящие в мировой экономике и в мировых финансах, а значит, и в нашей стране события. Мы, откровенно говоря, и так часто уже запаздываем. Если бы не было такого взаимодействия с основной политической силой в парламенте, ситуация была бы гораздо хуже. И сейчас я хочу вернуться к избирательной кампании в парламент, которая прошла недавно. Хочу поблагодарить еще раз избирателей за тот выбор, который они сделали, потому что создан эффективный механизм реагирования на происходящие в мире и стране события.

Поэтому то, что такой механизм сложился, - это крайне важно, и мы, конечно, постараемся адекватно и в полной мере использовать эти возможности.

Что касается времени, то, конечно, в самой партии выработана уже система внутреннего функционирования, свой собственный механизм, который должен совершенствоваться. Я уже об этом многократно говорил. Это касается и самого функционирования партии, это касается привлечения в ее ряды дееспособных, заинтересованных в развитии регионов и страны в целом людей, в том числе таких молодых, как Вы.

О.САВЕЛЬЕВА, Саратов: Я работаю более 20 лет инженером-технологом, зарплата была 6-8 тыс., на данный момент она уменьшается. Я боюсь, что я потеряю работу.

Владимир Владимирович, как Вы будете решать вопрос с массовой безработицей?

В.ПУТИН: Я все-таки надеюсь, что массовой безработицы у нас не будет. Хотя мы видим, что происходит на рынке труда, что количество людей, которые временно утратили работу, конечно, возрастет. Сейчас у нас зарегистрированных безработных примерно 1700 тыс., будет чуть больше 2 млн.

Конечно, мы должны соответствующим образом реагировать. Я уже говорил об этом. Это важный вопрос, поэтому я повторю еще раз. На федеральном уровне для службы занятости мы выделим дополнительные ресурсы, думаю, от 10 до 50 млрд. рублей, с тем, чтобы федеральная служба могла быстро реагировать на происходящие события и вести свою работу по нескольким направлениям.

Первое - воспользоваться ситуацией на рынке труда, чтобы подготовить работников к следующему циклу подъема экономики и подъема отдельных отраслей и мировой, и российской экономики, вложить свои деньги вместе с предпринимателями и регионами для переподготовки кадров.

Второе - чтобы способствовать трудовой миграции, помочь людям получить работу в соседних регионах.

В-третьих - побудить крупные компании к осуществлению своих проектов именно в проблемных регионах. Это касается строительства инфраструктуры: и дорог, и железных дорог; это касается строительного сектора в целом.

Наконец, я уже говорил о том, что это крайняя мера, но все-таки считаю это тоже обоснованным: мы существенно повысили пособие по безработице - до 4900 рублей. Если иметь в виду, что у нас пенсия 4500 рублей, то это все-таки значительные средства. Хотя я понимаю, что эти деньги человек будет получать не всю жизнь, а достаточно короткий период времени, но за это время должны включиться и регионы, и Федеральная служба занятости.

Е.КУЗНЕЦОВА, Москва: Странно как-то получается, очень многих людей сейчас увольняют, а Вы, насколько я знаю, недавно утвердили новые квоты на иностранную рабочую силу.

Но ведь Белоруссия же обходится без гастарбайтеров. В конце концов, нас очень волнует наша национальная безопасность.

В.ПУТИН: Елизавета Николаевна, проблема такая существует, она связана с тем, что у нас со странами СНГ практически нет границ, у нас безвизовый режим и въезжать на территорию Российской Федерации весьма просто, это не представляет особого труда. Даже тогда, когда мы вводим определенные ограничения, они легко обходятся.

Вот мы ввели визовый режим с Грузией, тем не менее, количество граждан Грузии, которые живут и работают в России, не уменьшается. Они въезжают в Российскую Федерацию через ту же Белоруссию, с которой у Грузии таких ограничений нет, к примеру.

Квоты, о которых вы сказали, формулируются на региональном уровне, в регионах Российской Федерации, в том числе и московскими властями, и направляются в федеральные службы. Действительно, количественно сейчас эта заявка сформирована. По-моему, она свыше 3 млн. человек.

На самом деле граждан иностранных государств, работающих в Российской Федерации и находящихся на территории России, значительно больше. По нашим подсчетам, это свыше 10 млн. человек. Разумеется, и в регионах Российской Федерации, и на правительственном уровне мы должны думать, как регулировать эти вопросы.

Я сейчас не буду "растекаться мыслью по древу" и излагать все возможные варианты нашего поведения. Но в создавшихся условиях, считаю, что вопрос Вами поставлен правильно. Хотя многие региональные руководители и руководители предприятий ссылаются на то, что при отказе в принятии на работу иностранной рабочей силы, несмотря на сокращения на российском рынке труда, граждан Российской Федерации на освобождаемые иностранцами места все равно не найти. Наши граждане не идут на ту работу, на которую наши предприятия нанимают иностранную рабочую силу.

Тем не менее, имея в виду весьма непростую ситуацию на рынке труда, считаю, что вопрос Вами поставлен правильно. Мы еще эти квоты не утвердили, они только сформированы. Полагаю обоснованным сократить представленные заявки, как минимум, на 50 процентов.

М.СИТТЕЛЬ: Вопрос с сайта: "С 1 декабря бюджетные организации перешли на новую систему оплаты труда, и теперь получается так, что зарплаты бюджетников вроде как зависят от начальника. Не выйдет ли так, что если нравишься начальнику - получишь большую зарплату, а если не очень нравишься - то копейки?"

В.ПУТИН: Действительно, вопрос справедливый.

Вместе с тем, во-первых, хочу напомнить, что переход на новую систему оплаты труда и отход от тарифных сеток признан и Правительством, и профсоюзами, и работодателями прогрессивным, и направлен на повышение заработной платы. Мы с 1 декабря - для начала также возвращаюсь к вопросу, будем ли мы исполнять все взятые на себя обязательства - увеличили для федеральной бюджетной сферы фонд оплаты труда на 30 процентов. И, несмотря ни на какие кризисы, мы эти обещания исполнили.

Теперь что касается зависимости работников от произвола руководителя. Зависимость такая есть, но произвола, на мой взгляд, не будет, потому что это взаимозависимость: во-первых, мы направили и сформулировали правила, по которым определяется заработная плата основного персонала, а во-вторых, поставили заработную плату самого руководителя в зависимость от средней заработной платы основного персонала учреждений, и это очень важная составляющая проводимых мероприятий.

У нас уже есть случаи, и не единичные, когда руководители предприятий, выставив среднюю заработную плату своего персонала, но осознав, что их собственные доходы будут зависеть от этой средней заработной платы, уже не один раз, а дважды, трижды, а некоторые и по четвертому разу приходят в Правительство, чтобы скорректировать в сторону увеличения заработную плату своего основного персонала. Это оказался очень серьезный механизм, влияющий на повышение заработной платы и на справедливую оценку вклада в общую трудовую деятельность коллектива.

О.ГОРБУНОВ: Меня зовут Олег Андреевич Горбунов, слева от меня - моя супруга. Нам обоим по 70 лет, общий стаж работы у нас - 90 лет, пенсию мы получаем 9 тыс. рублей. К сожалению, мы обременены болезнями, а также высокими и неимоверно быстро повышающимися ценами на тарифы, лекарства, продукты, в том числе витамины. У меня такой вопрос. Когда пенсия будет в России достаточной и будет идти впереди инфляции, а не позади?

Если позволите, еще маленький вопросик: будет ли повышен возрастной ценз для выхода на пенсию?

В.ПУТИН: Олег Андреевич, я согласен с Вами в том, что уровень пенсионного обеспечения пока достаточным назвать невозможно. Все наши усилия, кстати говоря, и в предыдущие несколько лет, и в будущем - в особенности, будут направлены на то, чтобы уровень пенсионного обеспечения был повышен. Это первое.

Второе. Темпы роста доходов пенсионеров все-таки превышают темпы роста инфляции. Я согласен с Вами в том, что цены растут и тарифы растут, но когда я говорил о том, что рост пенсий в текущем году составит где-то 12%, я имел в виду очищенный рост, очищенный от инфляции. Конечно, не хватает. Конечно, это все-таки небольшие деньги, но все-таки это чуть-чуть выше инфляции. Мы и дальше будем стараться обеспечивать такой же темп.

У нас существует несколько видов пенсий: первая - это социальная пенсия, ее получают те граждане Российской Федерации, у которых нет полного стажа, и вторая - это трудовая пенсия.

Что касается социальной пенсии, то ее уровень к концу 2009 года должен быть такой, который соответствует прожиточному минимуму пенсионера.

Что касается трудовой пенсии, то она уже чуть-чуть превышает прожиточный минимум пенсионера. Повторяю, в абсолютных величинах, конечно, этого недостаточно.

Поэтому уже в следующем году мы будем предпринимать дополнительные усилия для повышения пенсий. Пенсии будут повышены трижды: два раза будет повышена базовая ставка и один раз - страховая составляющая. Если потребуется в соответствии с ростом инфляции, если инфляция будет зашкаливать за планируемые параметры, то мы повысим еще раз и страховую часть. В целом планируем повысить пенсии в следующем году примерно на 34 процента. Но и это еще не все.

Самое главное в том, чтобы обеспечить стабильные доходы пенсионной системы на длительную перспективу, для этого и будут производиться необходимые преобразования. В частности, с 2010 года будут переоцениваться пенсионные права тех граждан России, которые приобрели эти права еще в советский период, - напомню, что это будет 10% плюс 1% за каждый год стажа, начиная от 1991 года.

Это будет решено разными способами. Только вчера разговаривал на эту тему с представителями Министерства здравоохранения и социального развития, с Минфином, с Минэкономразвития - с начала 2010 года этот подъем составит в среднем 1700 рублей.

Мы будем продолжать и усилия, направленные на то, чтобы укреплять накопительную составляющую. Знаю, что здесь возникают вопросы. Если они будут, готов буду на них ответить. Но это длинные деньги, и не нужно бояться, что сегодня они не дают быстрого эффекта. Это деньги, которые рассчитаны на то, чтобы они эффективно заработали лет через 15, а то и 20. Уверен, ни у кого нет сомнения, что, несмотря на спад в мировой экономике и известные проблемы в российской, все-таки тренд пойдет вверх, и эти деньги тоже будут использованы эффективно.

В общем, мы сделаем все, и у меня нет никаких сомнений в том, что мы выйдем на достойную пенсию для тех граждан, которые будут формировать свои права, начиная с 2010 года. Мы обязательно выйдем на ситуацию, при которой они будут получать не менее 40% от своего среднего заработка. Это целиком и полностью соответствует мировым и европейским стандартам, требованиям Международной организации труда.

А.СИМОНОВ, Ростов-на-Дону: Добрый день, Владимир Владимирович, я Симонов Анатолий Алексеевич, подполковник запаса Военно-Космических Сил, сейчас руковожу малым предприятием, созданным мною же, в области высоких технологий.

В нашем государстве планируется очень много денег на социальную сферу. Как это все увязывается с интересами малого бизнеса? Не возникнет ли у некоторых чиновников, в частности в налоговой сфере, соблазн усилить давление на малый бизнес, налоговый "пресс": штрафы и другие возможные поборы, - таким образом, что мы, может быть, и не выживем в этих условиях?

В.ПУТИН: Я думаю, что не случайно в ходе нашего сегодняшнего разговора уже, думаю, в третий раз возникает тема малого и среднего бизнеса. И я тоже так считаю, и солидарен с Вами полностью: малый и средний бизнес может весьма быстро и эффективно реагировать на происходящие события и в экономике, и на рынке труда, может быстро создавать рабочие места. Поэтому и на региональном, и на федеральном уровне мы вырабатываем целую систему мер поддержки малого и среднего бизнеса. Я их повторю.

Во-первых, регионам предоставлено право снижать налоговую нагрузку с 15-ти до 5 процентов.

Во-вторых, мы будем продолжать софинансировать и помогать регионам продолжать деятельность региональных фондов. Микрофинансирование фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, которые уже созданы и будут дальше капитализированы.

Мы выделим дополнительные ресурсы из федерального бюджета в размере 10,5 млрд., мы дополнительно дадим деньги через Внешэкономбанк - 30 млрд. (в прошлые годы это была несопоставимая цифра).

Должен сказать, что я не вижу причин для опасений, которые Вы высказываете, по поводу деятельности налоговых служб. Напротив, рассчитываю на то, что налоговые службы в стране в целом и региональные органы власти, которые могут тем или иным образом влиять на деятельность малого и среднего бизнеса, приложат все усилия, чтобы поддержать малое и среднее предпринимательство.

Сейчас речь идет и о том, чтобы обеспечить доступ к помещениям, которыми пользуется малый и средний бизнес, либерализовать этот доступ, продлить договоры аренды, обеспечить доступ к подключению к электросетям и теплу и т.д. и т. п. А то, о чем Вы говорите, - деятельность малого и среднего бизнеса в высокотехнологичных сферах будет пользоваться особой поддержкой государства.

Если вспомнить то, что мы планируем в рамках осуществления мер, направленных на создание стабильной деятельности пенсионной системы, то при любых сценариях развития событий малый бизнес не должен почувствовать на себе никакого увеличения налоговой нагрузки, - к этому будем стремиться и из этого будем исходить.

Л.ТАРАСЮК, Московская область, город Щелково:

Вопрос мой такой: почему мы отказываемся так легко от хороших традиций нашей школы, нашего школьного образования?

В.ПУТИН: Я знаю, что есть озабоченности, которые формулируются и специалистами, и выпускниками, и их родителями. Есть минусы, есть и плюсы в этой системе. Я сейчас не хочу присоединяться ни к критикам этой системы, ни к тем, кто ее защищает.

В целом она функционирует, и если говорить о плюсах, то все-таки она снижает уровень коррумпированности при поступлении в высшие учебные заведения, об этом говорят цифры. Мы увеличили на 10% количество абитуриентов, которые принимаются в ведущие вузы страны из удаленных регионов Российской Федерации.

Вместе с тем, я считаю, Вы правы, когда говорите о том, что нельзя терять и прежних наработок при выборе наиболее талантливых молодых людей, которые поступают в те же самые ведущие вузы Российской Федерации.

Но форма поиска таких талантливых молодых людей, она все-таки существует - это прием в ведущие вузы страны талантливой молодежи через конкурсы, олимпиады, через различные другие формы подобного рода. Эта система тоже функционирует, и мы будем ее поддерживать.

Андрей Мартынов, общественная организация "Координационный совет молодых ученых и специалистов Республики Саха (Якутия)":

У меня, Владимир Владимирович, вопрос по межнациональным отношениям в России. Большой общественный резонанс в нашей республике, и не только, вызвало то, что был зверски убит в городе Москве группой скинхедов наш земляк, известный шахматист Сергей Николаев. Было принято достаточно мягкое судебное решение. Есть ли возможность ужесточить наказание по таким преступлениям? Неужели мы, россияне, должны в столице нашей Родины ходить по Москве и кого-то бояться? Какие меры, какие пути профилактики экстремизма Вы видите? Спасибо.

В.ПУТИН: Я много раз высказывался на эту тему, хочу повторить свою позицию.

Россия и стала великим государством только благодаря терпимому отношению к тем народам, тем этносам, которые ее составляют. Россия и может оставаться великим государством, если каждый народ и каждый, даже небольшой, этнос будет чувствовать себя в России, как в собственном доме. Те недалекие, просто глупые и тупые люди, которые нарушают этот принцип, полагая, что они действуют в интересах русского народа, наносят этому народу непоправимый ущерб.

Реакция может быть только одна. Дело даже не в ужесточении наказания, а в его неотвратимости. Я очень рассчитываю на то, что в обществе будут ясно и четко сформулированы принципы нетерпимости к подобного рода проявлениям, а наша правоохранительная система будет эффективно работать и вовремя приводить людей, которые совершают такие преступления, в чувство. Насколько мне известно, сегодня, кстати, в Московском городском суде рассматривается одно из таких дел.

А.ХУШТОВ, олимпийский чемпион, борец: Что касается большого спорта, в последние годы мы чувствуем поддержку государства, а вот как будут готовиться юные спортсмены, нас очень беспокоит. Конечно же, в этом деле одного энтузиазма недостаточно.

В.ПУТИН: Вы правы, конечно. В предыдущее десятилетие, особенно в начале-середине 90-х, была разрушена система детских и юношеских спортивных школ. Это очевидно: утрачены в значительной степени тренерские кадры, надо это все восстанавливать. За последние годы кое-что было сделано, но недостаточно. Несмотря ни на какие трудности, будем эти усилия наращивать.

Вы знаете, что проводятся крупные мероприятия. Мы, по сути, приступили к восстановлению таких крупных мероприятий, как "Золотая шайба", "Кожаный мяч"; проводятся соревнования среди сельской молодежи и даже Всероссийские спортивные игры сельской молодежи. Я присутствовал на одном из таких мероприятий. Это крупномасштабные события.

Мы, безусловно, повторяю, будем наращивать эти усилия, в том числе и по восстановлению престижа тренерской работы.

Увеличилось количество спортивных площадок, количество бассейнов увеличилось на значительное количество процентов. Вы хоть и борец, но, наверняка, Вас интересует не только борьба, но и другие виды спорта, - это и здоровый образ жизни, это и занятия, полезные для мальчишек, девчонок, вообще для молодых людей во всех регионах Российской Федерации.

У нас существует подпрограмма в рамках федеральной целевой программы по развитию спорта, подпрограмма по строительству футбольных полей. Это мы делаем в сотрудничестве с регионами Российской Федерации. Речь идет о легких площадках, речь идет и о больших стадионах. Все это в наших планах, и они не будут корректироваться в сторону уменьшения.

В заключение Путин дал короткие ответы на некоторые поступившие в письменном виде вопросы,

"Где Вы будете встречать Новый год?"

Дома.

"Вы романтик?"

Отчасти.

"Когда выпадет снег?"

Когда Бог даст.

"Как Вы смотрите на то, что "бардак" в стране начинается с выборов?"

Вы какую страну имеете в виду?

"Почему у нас по центральным каналам телевидения по утрам не ведут утреннюю гимнастику?"

Видимо, потому, что руководители центральных каналов чувствуют себя людьми здоровыми и физически подготовленными на все сто. Но, думаю, Вы правы, им нужно подумать над вопросом, который Вы задали.

"А Вам не кажется, что Ваши помощники Вам говорят только то, что Вы хотите услышать?"

Нет. У нас ничего не вылизывается и никакие острые углы не выглаживаются и не заглаживаются. В Правительстве имеет место быть обстановка очень откровенной и часто очень острой дискуссии. Часто высказываются прямо противоположные мнения и подходы к решению тех или иных проблем. Но, на мой взгляд, это ведет к выработке наиболее оптимальных решений.

Здесь есть обращения, поступившие через приемные Председателя партии "Единая Россия", их много и они носят конкретный характер. Задают вопросы люди, оказавшиеся в достаточно сложной жизненной ситуации: здесь и матери-одиночки, и инвалиды. Я сейчас не буду их все озвучивать, потому что это не вопросы, а это в основном просьбы. Мы постараемся это все проанализировать и соответствующим образом отреагировать.

"Владимир Владимирович, скажите, пожалуйста, когда закончится этот кризис? Так тяжело."

Действительно, это не праздный вопрос. И специалисты в разных странах, эксперты в нашей стране по-разному оценивают перспективы развития мировой экономики и влияние кризиса на экономику Российской Федерации. Некоторые считают, что уже в конце II-III кварталов следующего года мировая экономика, а значит и российская, выйдут на тренд подъема. Откровенно скажу, что таких немного, большее количество экспертов склоняются к тому, что реально подъем обозначится где-то весной 2010 года.

Но, в любом случае, хочу это подчеркнуть, говорил уже об этом в ходе нашей сегодняшней дискуссии: Россия и не такие проблемы решала, и не такие сложные вершины брала, преодолевала не такие сложности, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Мы и эти проблемы преодолеем, если будем вести себя ответственно, будем вести себя собранно и целенаправленно решать те сложные вопросы, которые стоят сегодня перед экономикой и социальной сферой Российской Федерации. У нас для этого есть все возможности. Нам нужно только, как это часто бывало, когда Россия сталкивалась со сложностями и проблемами, сплотиться вокруг интересов народа и решать их сообща.

"Что вы любите больше всего?"

Россию.


Источник: government.ru

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
05.12.2008 08:00 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ