«Полюс Алдан» одержал новую производственную победу
Какую зарплату хотят якутяне и какую им могут предложить
Откуда дым в Якутске?
Новый вид рекламы в Алдане доказал свое преимущество
Якутия победила в федеральном конкурсе

12 декабря в Национальном художественном музее РС(Я) открылась выставка народного художника РС(Я), члена Союза художников России, живописца, реставратора Тимофея Степанова «Миры Олонхо».

Кто расскажет лучше о работах художника, как не его дочь, которая с малых лет наблюдала за тем, как кисть в руках отца творила чудеса, чувствовала его дыхание, видела его глаза, слушала его голос. Я встретилась с ней -хозяйкой картинной галереи Тимофея Степанова Айталиной Степановой.

Тимофей Степанов был первым художником, создавшим большую серию, посвященную сюжетам героического эпоса Олонхо. Некоторые называли его олонхосутом в живописи.

Он не любил рисовать с натуры. Все его картины философские, глядя на них, всегда есть о чем поразмышлять. Он не стал иллюстрировать сказания эпоса, но через призму своего восприятия передал суть Олонхо, которая заключена в бесконечной борьбе добра и зла.

Самой узнаваемой картиной в этой серии является «Срединный мир» из триптиха «Ысыах», сказала Айталина. В ней изображено празднование ысыаха, игры, состязания. Якуты любят этот праздник, ведь здесь зима длинная, а лето короткое.

Две другие работы из триптиха «Ысыах» - это «Верхний мир» и «Нижний мир». В «Верхнем мире» можно увидеть верховное божество, которому все подчинено во Вселенной, восьмигранный столб, где записана судьба каждого человека с момента его рождения до смерти, удаганок и других обитателей верхнего мира. В «Нижнем мире» представлена борьба среднего мира с нижним.

Все три работы триптиха «Ысыах» отличаются не только изображением сюжетов и божеств эпоса, но каждой из них присуща та или иная цветовая гамма.

В «Верхнем мире» преобладают светлые тона. В «Срединном мире» - многообразие цветов, а «Нижний мир» исполнен в темных тонах.

Невозможно пройти мимо картины, где белый конь изображен в виде божества, спускающегося с небес на землю – «Состязание» из триптиха «Гимн коню». Художник использовал пастельные цвета, отчего возникает ощущение легкости, чистоты, прозрачности и возвышенности. Айталина объяснила, что конь у народа саха является священным животным. Считается, что божество лошади посылает своих детей на землю в помощь людям.

А вот необычная картина - «Рождение миров». Еще в древности олонхосуты рассказывали, что земля возникла от вспышки, затем появились первые люди. Как было на самом деле, никто не знает, но, возможно, доля правды есть в словах олонхосутов, ведь они передавали Олонхо из уст в уста.

Айталина подводит меня к своей любимой картине, где изображена якутская красавица. Картина названа ее именем «Кун-Куо», что в переводе с якутского означает девушка-солнце. Кун-Куо – это собирательный образ, олицетворяющий женскую красоту. Ее окружают богатыри среднего и нижнего миров, которые борются друг с другом.

Будучи маленькой, Айталина спросила отца, что означают эти богатыри. Он ответил, что во всех мифологиях войны случаются из-за женщин. Волосы Кун-Куо, изображенные в виде змей, также не случайны – это хитрости и уловки женщины, которыми она обезоруживает мужчину.

Работы художника в серии «Миры олонхо» очень эмоциональны по своему содержанию. В них есть страсть, огонь, сила, сметающая все на своем пути. У меня возникло ощущение, что так написать мог только человек с поэтической душой, сильным характером и открытым сердцем.

Что касается техники исполнения, Айталина рассказала, что ее отец был реставратором, потому в написании картин использовал самые разные техники. Рисовал только в выходные и праздничные дни. Каждая работа - это его детище, подчеркнула она. Перед его смертью она спросила его: «Чтобы ты еще хотел сделать?» Он ответил: «Планов много, хотел бы написать гладиаторов, но основное - сделал».

Работы Тимофея Степанова отличаются большими размерами. Серия «Миры олонхо» не стала исключением. Как-то его спросили: «Зачем ты нарисовал такие большие картины? Их неудобно будет перевозить.» На это он ответил так: «Это же Олонхо, по-другому не может быть».

Когда в 1977 году он начал писать серию «Миры олонхо», предполагал, что будет около двадцати работ, но в результате получилось тридцать. На выставке представлены только двадцать восемь. Айталина объяснила, что две картины находятся в Институте гуманитарных исследований, их отказались дать на выставку. Картины находятся в ужасном состоянии, много трещин, есть дыры, хранятся они не в специальном помещении, а в коридоре. На предложение родственников художника отреставрировать картины, Институт гуманитарных исследований ответил отрицательно.

Справка:

Тимофей Андреевич Степанов родился 22 ноября 1943 года в п.Кюндяя Сунтарского улуса.

Рано оставшись сиротой, воспитывался в Вилюйском и Тойбохойском детдомах. В 1968 г. окончил Якутское художественное училище, после чего два года работал в сувенирном цехе фабрики «Сардаана». В 1977 г. Окончил реставрационное отделение живописного факультета. Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина в Ленинграде.

Приехав в Якутск, работал в Национальном художественном музее РС(Я) реставратором масляной живописи.

С 1985 г. возглавлял реставрационную мастерскую музея.

В своих произведениях Степанов выступает как оригинальный информант, передающий живописно-пластическим языком мифологическую картину мира народа саха. Художником создано свыше 160 произведений, в которых нашли отражение образы, темы, сюжеты олонхо, представления и мироощущения, свойственные именно его народу.

Мария Ли.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
13.12.2008 20:11 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ