В Якутске задержана подозрительная компания с запасом «белого порошка»
Водоснабжение части Якутска временно ограничат
"Жатайской судоверфи" выделят 4,1 млрд рублей бюджетных инвестиций
Какие изменения произошли в дивидендной политике АЛРОСА
Австрия экстрадирует украинского олигарха в США

Передачи редактора и ведущей НВК «Саха» Галины Захаренко неизменно вызывают интерес и споры телезрителей. А значит, есть в них что-то, что цепляет, отличает от других программ. С Галиной Иннокентьевной беседует корреспондент ИА SakhaNews Ольга Сергеева.

- Помню, вы как-то признались, что были весьма стеснительной в юности. Как же вы решились выбрать такую публичную профессию и как удалось справиться со своей застенчивостью?

Я сама пришла к пониманию того, что надо преодолевать свои комплексы, потому и пошла в журналистику. В детстве много читала, буквально до тех пор, пока буквы в глазах не расплывались и не отливали каким-то сине-желтым цветом. Еще третьеклассницей как, вполне возможно, и многие мои сверстницы, я прочитала несколько романов Эмиля Золя и Ги де Мопассана. Запретный плод сладок, поэтому, очевидно, особенно понравились избранные места с описанием рискованных любовных сцен. (Смеется).

А интерес к журналистике появился с чтением журнала «Журналист», который я выписала в девятом классе. До этого представление о профессии журналиста было поверхностным: что-то там они пописывают своими перышками. После окончания школы поступила на русское отделение историко-филологического факультета ЯГУ. Учиться было интересно. Затем была работа в Гостелерадио, теперь это НВК «Саха».

– Какие из своих передач вы считаете наиболее значимыми для себя? Какие припоминаются сейчас?

– В советское время я готовила две эпохальные радиопередачи: «Решения пленума ЦК КПСС – в жизнь» и «Решения ЦК КПСС – в массы». Причем, «в жизнь» и «в массы» – это были две большие разницы. А в чем они, мне объяснял старший редактор, и я это твердо знала. Но сейчас, убей меня Бог, ни за что не вспомню.

Мне нравилось все: и пропаганда, и экономика, и такая забытая сейчас тема, как человек труда. Лет десять проработала в молодежной редакции

телевидения и радио, при разных режимах: советском, в перестройку и постперестройку. Прежде молодежные редакции во многих регионах были связаны между собой, мы встречались на фестивалях, общались, делились опытом. Я по-хорошему вспоминаю то время. Конечно, был идеологический диктат, но в силу своей молодости мы практически не замечали его. А сейчас очень чувствуется цензура в государственных СМИ, экономическая удавка не позволяет быть независимыми.

Я благодарна судьбе, что мне довелось работать в эпоху гласности. Молодежные редакции были в авангарде перестройки. К примеру, на ЦТ – ребята из «Взгляда». А мы здесь создали программу «Рост», в которой поднимали актуальные проблемы: межнациональное общение, еврейский вопрос (я делала серию передач «Графа в паспорте»), взаимоотношения городских и улусных родственников, причины нежелания молодежи служить в армии и т.д. На якутском языке выходила молодежная программа «Эрчим». Очень живо проходили телевизионные диспуты, например, «В чем твоя вера?», где участники – представители разных конфессий - мирно «сосуществовали» в прямом эфире. Мы не боялись выходить в народ с «открытым забралом»: выезжали на своей спецмашине на площадь, устанавливали микрофоны, каждый мог подойти и высказать мнение по злободневным вопросам.

– Vox populi – vox Dei?

– На самом деле это был короткий, но очень счастливый период гласности. А потом пришло время более жесткого, чем в советский период, диктата на подачу информации. В августе 1991 г. я была в отпуске, но, узнав о ГКЧП, как секретарь первичной журналистской организации, не могла отсиживаться дома. Мы, сотоварищи, организовав информационный совет, что называется, взяли власть в свои руки в Комитете по телевидению и радиовещанию. На первом плане было осознание своей правоты, того, что мы осуществляем конституционное право граждан республики на свободный доступ к информации. Ведь на республиканском радио в те дни больше говорили о сенокосе, уборке урожая и т.д. Любая информация шла через отдел гостайн, на который мы начхали, почувствовав себя «комиссарами в кожанках». Совет наш просуществовал три дня. А потом произошла смена власти на НВК, и не в лучшую, на мой взгляд, сторону. Ушел очень хороший руководитель Дмитрий Ильич Пухов. Мы жаждали перемен и хотели жить и работать по-новому. А он был порядочным человеком – человеком своего времени.

– Кто из участников передачи «Лик», которую вы ведете, вам симпатичен более других?

«Лик» – это не только «литература и искусство», но и прекрасные лики неординарных, талантливых людей, коими богата якутская земля. Чтобы сделать передачу, надо влюбиться в ее героя. Поэтому мне дороги все участники моих программ, их великое множество. Назову три имени: Виталий Андросов, Полина Николаевна Иванова, Иннокентий Слепцов. Как вы знаете, Виталий – преподаватель мединститута, автор знаменитой песни «Тундра» и многих других шлягеров. Это удивительно талантливый, препорядочный человек, широкая душа.

Полина Николаевна – первая якутская женщина-композитор. После передачи она стала моей подругой. В жизни каждого бывают невзгоды и неприятности. В такие минуты я звоню ей, слышу ее смех, а смеется она заразительно, как никто другой, и после этого хочется жить. Полина Николаевна умеет одним словом ободрить, вселить уверенность и надежду на лучшее, хотя ей самой пришлось пережить немало сложных моментов.

Архитектор Иннокентий Слепцов, царство ему небесное, был прекрасным живописцем. Слава Богу, я успела сделать передачу о нем, одном из последних романтиков XX века. Меняется мир, меняемся мы, и не всегда в лучшую сторону. А эти романтики-шестидесятники умели жить достойно в любые времена.

– Считается, что журналисты-женщины острее чувствуют перемены, процессы, происходящие в нашем обществе. Что, на ваш взгляд, характерно для сегодняшней действительности?

– Мне кажется, что сейчас идет геноцид всего российского народа. Кому-то выгодно спекулировать на межнациональных отношениях, сеять вражду и непонимание между людьми. В «тучные годы», по сути, мы работали на экономику других стран. Я глубоко убеждена, что жизнь держится на плечах российских женщин, а «кони все скачут, а избы горят». В большинстве своем в силу разных причин мужчины стали инфантильными. Как выразилась писательница Мария Арбатова, «велика Россия, а переспать не с кем».

– Традиционный вопрос: каковы планы на будущее?

Планов у меня громадье, но вопрос в том, насколько они будут реализованы. Как известно, везде, в том числе на НВК, идет сокращение штатов, что может, к сожалению, коснуться и моих коллег.

Планирую создание новой программы «Дворы нашего детства» – исповедального цикла о поколении 60-х годов, видеофильмов о замечательных якутянах.

Первый фильм будет посвящен Михаилу Зиновьевичу Винокурову. Это уникальная личность, из династии священников, в 1919 году он эмигрировал через Китай в Японию, затем в Америку. Библиофил и библиограф, знаток русской литературы, Винокуров тридцать три года проработал в Библиотеке Конгресса США. Оставил после себя богатейшую коллекцию рукописей, фотографий, различных материалов по Восточной Сибири и Дальнему Востоку, документов российских эмигрантов, множество книг. В 1983 г. одна часть коллекции Винокурова была передана штату Аляска, другая – в Библиотеку Конгресса США. Доподлинно известно, что Михаил Зиновьевич мечтал, чтобы эти материалы, собранные им с великой любовью и тщанием, хранились на родине, были доступны его землякам.

Хочу снять фильм о замечательном писателе Юрии Алексеевиче Чертове, многие зрители, вероятно, помнят передачу «Чай у Чертова». Мне очень приятно сознавать, что однажды была удостоена премии им. Ю. Чертова.

На очереди – передача об известном якутском композиторе Гранте Григоряне.

В планах новый цикл «В зеркале ее души», автор программы известный якутский дирижер Галина Михайловна Кривошапко. Это рассказ о несправедливо забытых именах деятелей якутской культуры. Героиня первой передачи – Валентина Дмитриевна Лобанова, солистка якутской оперы. Своеобразная, я бы сказала, экзотическая женщина.

Правда, надо заметить, Галина Михайловна была чрезвычайно рассержена, что передачу о Лобановой трижды перебивала реклама. На худсовете я настояла, чтобы рекламы в моих передачах не было. Зритель испытывает настоящий шок, когда течение задушевной беседы беспардонно прерывает громкий звук и кричащий видеоряд рекламы. А передачу «Лик» закрыли.

– Мне кажется, с исчезновением этой программы наше якутское телевидение, безусловно, многое потеряло. Такое впечатление, что на нем останутся лишь гламур и официоз… Ну что ж, время покажет. Спасибо, Галина Иннокентьевна, что нашли время для беседы, поздравляю вас и ваших коллег с профессиональным праздником. Удач и новых свершений!

Справка:

Галина Иннокентьевна Захаренко родилась 26 сентября 1950 г. в Якутске.

Окончила историко-филологический факультет Якутского госуниверситета (1968-1973 гг.)

Работает на Якутском ТВ и РВ с 1977 г. Редактор и ведущая НВК «Саха».

Секретарь первичной журналистской организации НВК «Саха», член Большого Жюри журналистов РС (Я). Лауреат премий «Золотое перо», «За вклад в журналистику», именной премии Юрия Чертова, ветеран труда, отличник ТВ и РВ РС (Я), отличник культуры РС (Я).

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
13.01.2010 17:37 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ