Станция Нижний Бестях открыта для выполнения грузовых и пассажирских операций
Наталии Солженицыной исполнилось 80 лет
В РФ ввели ограничения на провоз в багаже из-за рубежа овощей, фруктов и цветов
Что скрывают от россиян производители товаров повседневного спроса
В Забайкалье прямо на планерке в мэрии Читы задержан сотрудник МЧС

Прочитав сегодня публикации в газете "Наше время", с удивлением узнала, что я, оказывается, поделилась с редакцией "своими размышлениями о ситуации 1995 года", что не соответствует действительности: я ответила на конкретные вопросы, поставленные передо мной газетой. В тексте же исчезли вопросы, а мои ответы опубликованы со значительными купюрами. То есть, к сожалению, редакция фактически сыграла втемную: просили одно, дали в совершенно другом формате, поэтому публикуем на портале интервью в том виде, в каком оно было на самом деле, - курсивом отмечено то, что редакция сократила.

1. Как бы Вы охарактеризовали СМИ того времени, состояние рынка СМИ в Якутске и республике?

- Что касается рынка СМИ, то, пожалуй, он тогда еще только находился в стадии формирования, поэтому сложно охарактеризовать то, чего еще не было. Лидирующее положение в середине 90-х в республике занимали по прежнему те СМИ, история которых на тот момент исчислялась десятилетиями, - «Якутия», «Саха Сирэ». Вырвавшиеся вперед в начале 90-х молодежные республиканские газеты «Сахаада» (бывший «Эдэр коммунист»), «Молодежь Якутии», оставшиеся без поддержки государства (в отличие от «Якутии» и «Саха Сирэ»), в середине 90-х оказались в глубоком кризисе, который усугубился их оппозиционным положением по отношению к власти.

Первая половина 90-х характеризуется появлением все новых СМИ. Но большинство из них, как яркие звездочки, сверкнув, исчезали. С одной стороны, это был позитивный процесс рождения принципиально новых для того времени изданий. С другой, в журналистику хлынуло большое количество непрофессионалов, не имеющих ни специального образования, ни опыта работы в СМИ, то есть профессиональной школы, что в дальнейшем повлияло на снижение в целом профессионального уровня публикаций республиканских изданий.

2. Какие проблемы приходилось решать в то время печатным СМИ? Какие ожидания были в СМИ относительно будущего, ведь 90-ые годы в определенной степени это вообще была пора ожиданий, Вы согласны?

Для печатных СМИ это было время не ожиданий, а действий. Для многих читателей они были в то время настоящими путеводителями по жизни, в которой рушились все прежние устои и прежде свято соблюдавшиеся традиции. Люди зачитывались газетами. Новым тогда для них было то, что издания, как прежде, не шагали дружно в ногу, а высказывали разные точки зрения по поводу одних и тех же проблем. Читателям приходилось самим выбирать, какая из них ближе им самим или правдивее, на их взгляд. То есть СМИ фактически учили читателей думать, делать свои выводы.

3. Если говорить о проблемах СМИ, существовавших ранее, то хотелось бы остановится на судьбе "Молодежь Якутии". И применительно к этому - проблемы "молодежки" были характерны вообще для "старых" СМИ?

- Роль газеты «Молодежь Якутии» в общественно-политической жизни республики в первой половине 90-х еще не изучена и не осмыслена. Она была первой по многим позициям, а в 90-91 годах — настоящим духовным лидером в республике, поэтому, вспоминая сегодня о той поре, непременно говорят о «Молодежи Якутии». Она была первым еженедельным изданием в истории республики, первой ввела принципиальные изменения в верстке и оформлении газеты, первой стала применять компьютерную верстку, первой открывала имена людей, о которых до этого нельзя была писать, первой в республике вела репортажи со съездов народных депутатов — СССР и России, брала интервью у известных деятелей страны, а не только республики и т. д. Многое из того, что тогда делалось впервые, сегодня — обычное дело.

Что касается «старых» СМИ, у каждого из них своя история, свои взлеты и падения, впрочем, как и у любого редакционного коллектива. Обобщать в данный момент, что тогда происходило в целом в печати республики, мне сложно. Для этого надо обращаться к архивам.

4. Создавать новую газету в 1995 году - что это было, на Ваш взгляд, авантюра или точный расчет? Были готовые рецепты, беспроигрышные модели, или это была "рулетка"?

- Это было самое благоприятное время для создания новых СМИ, тем более, если для этого были финансовые средства. Поэтому, говоря о газете «Наше время», я бы выразилась так: она родилась в нужное время, в нужном месте. Причем, на мой взгляд, принципиально отличалась от других новых изданий лаконичностью изложения сути событий, хорошим языком, ярко выраженным собственным лицом. Старт был ею взят хороший. Не случайно она стала профессиональной школой для многих журналистов.

5. Если сравнивать то время с днем сегодняшним, какие главные отличия Вы бы выделили, и что осталось неизменным, к счастью, или к сожалению?

- В первой половине 90-х печатные издания были вне конкуренции по своей популярности. В дальнейшем они уступили первую позицию телевидению. Вместе с интернетом пришло время принципиально другой журналистики, рассчитанной на аудиторию без границ и без пауз в обновлении новостей. Первым к новым условиям стало приспосабливаться телевидение — появились круглосуточно вещающие телеканалы, которые обзавелись сайтами, работающими в режиме он-лайн.

Судьба печатных СМИ, на мой взгляд, во многом зависит от того, как и они смогут приспособиться к новым реалиям быстро изменяющегося сегодня информационного мира. Это относится и к газете «Наше время», которой я желаю счастливого будущего.

Неизменным осталось главное оружие в нашей профессии — слово. По-прежнему актуально для журналистов и это высказывание: кто ясно мыслит, тот ясно излагает...

Тамара Шамшурина,

генеральный директор ИА SakhaNews.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
19.03.2010 14:54 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ