На Москву надвигается арктический холод
Премьер-министр Якутии ответит на ваши вопросы в прямом эфире
Премьером Великобритании стал Борис Джонсон
В США скончался российский боксер
Бывший депутат Госдумы попросил политического убежища в США

В рамках первого республиканского фестиваля журналистов "Пресса земли Олонхо-2010", который проходил 15-16 марта в Якутске, состоялось заседание "круглого стола" на тему "СМИ и Интернет-ресурсы как канал формирования общественного мнения".

СФЕРЫ ИНТЕРЕСОВ

Предваряя общий разговор за круглым столом, заместитель генерального директора Информационного центра при президенте Республики Саха (Якутия) Эльза Яковлева познакомила участников с результатами социологических опросов, проводившихся в различных регионах республики. Результаты во многом оказались неожиданными. В частности, выяснилось, что Интернетом в Республике Саха (Якутия) умеют пользоваться лишь 40 процентов жителей, а регулярно пользуются только 22 процента. Главным источником информации пока остается телевидение, которое смотрят 93 процента жителей. При этом 67 процентов телезрителей смотрят новости, 56 процентов - фильмы, 32 процента - юмористические и развлекательные передачи.

В печатных изданиях наиболее востребованными темами являются политика, которой интересуется 51 процент читателей, криминал - 48 процентов, экономика - 35 процентов. Далее идут здоровье, культура, спорт, домашнее хозяйство и шоу-бизнес.

Основной социальной группой пользователей Интернета, читающих новостные сайты, в республике являются молодые люди в возрасте 25-44 лет, с высшим образованием, проживающие в городской местности. В Интернете ищут новости 53 процента пользователей, полезную информацию - 44, развлечения - 38, общение - 34, образовательные цели имеют 29 процентов, и 16 процентов (чаще жители отдаленных северных районов) пользуются услугами Интернет-магазинов. Интернет-версии газет и других печатных изданий читают 12 процентов пользователей Сети.

УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ

Как констатировалось на "круглом столе", общественное мнение складывается не только из содержания, тематики и акцентов подачи материалов средствами массовой информации, но и из мнений, суждений, убеждений, идеологии, слухов, сплетен и заблуждений. Тем не менее, именно СМИ часто становятся основными передатчиками этой информации (как правдивой, так и ложной) населению.

В то же время, оценивая получаемую информацию, читатель или зритель автоматически использует сложившийся у него уровень доверия к каждому конкретному СМИ. Обсуждая эту тему, участвовавшие в фестивале журналисты-практики затронули важный вопрос влияния органов государственной власти на работу средств массовой информации, учредителями которых они являются.

Повышают ли уровень доверия прессинг печатных СМИ со стороны органов государственной власти и административно-командное влияние учредителей на содержание изданий? Как бы ни хотелось чиновникам верить в это, сами газетчики-практики развеяли эту иллюзию. Издание для чтения выбирает сам читатель, покупая его в розницу, или подписываясь на издание. А соотношение тиражей так называемых "независимых" и государственных изданий в том же Якутске говорит само за себя. Если поделить тираж, например, "Якутска вечернего" на тираж газеты "Якутия", получится цифра около 10. Аналогичным образом соотносится объем рекламы в этих изданиях - это к вопросу об уровне доверия. В итоге "крупнейшая" правительственная газета на фоне независимого еженедельника на самом деле выглядит карликом. О каком влиянии государственной газеты на общественное мнение в республике может идти речь?

Соотношение авторских гонораров в этих изданиях, примерно соответствующее тиражам, приводит к концентрации лучших журналистских кадров республики не в правительственных, а в независимых изданиях, еще более усиливая вторые, и ослабляя первые. Работать за хорошие деньги, и при этом еще чувствовать внутреннюю свободу, журналисту, безусловно, приятнее, чем быть "исполнителем" в правительственной газете за копейки.

Доверие читателя к газете возникает тогда, когда газета пишет откровенно и достоверно не только о достижениях, но и о недостатках. Эту простую истину и сейчас, через двадцать лет после поворотного 1991 года, понимают далеко не все представители государственной власти. Многие из них, оставаясь апологетами советского административно-командного представления о журналистике, до сих пор не осознали парадоксальное, на первый взгляд, требование: чтобы сохранить свое влияние в нынешнем предельно информированном обществе, власти необходимо давать больше свободы журналистам, работая с ними, в лучшем случае, не силовыми методами убеждения и аргументации!

ИНТЕРНЕТ И ГАЗЕТА

Другая актуальная проблема, о которой на круглом столе говорили журналисты, - повышающееся буквально с каждым днем влияние на общественное мнение Интернета. Новостные Интернет-сайты постепенно становятся основным фактором, формирующим общественное мнение. Недавний пример того, как "Мерседес" наткнулся на Интернет" (про московскую аварию на Ленинском проспекте) показал, что нельзя управлять печатными СМИ привычными и многим представителям нынешней власти административно-командными методами. Даже если газета, с подачи власти, будет выдавать черное за белое, то, после того, как ситуацию уже "прожевали" и переработали более скоростные и более независимые сайты, - и газета, и сама власть будут выглядеть в общественном мнении, как минимум, нелепо.

Не понимая этого, власть пытается бороться с интернет-сообщениями, и даже с частными комментариями к ним, с помощью лояльных газет. Это неравная борьба, победитель в которой известен заранее. Имея качественно разного потребителя, Интернет и печатное издание часто работают на не пересекающихся полях. Что бы ни писала газета, "свободной трибуной" остаются комментарии к сообщениям, наиболее полно выражающие общественное мнение и тем интересные посетителям сайтов. С "народными" комментариями невозможно бороться, тем более с помощью газет, к ним необходимо прислушиваться.

В целом взаимоотношение Интернета и печатных изданий - новая тема, которая требует дополнительного исследования. Здесь есть разные мнения. Генеральный директор издательско-полиграфического дома "Норд-пресс" Леонид Левин, например, считает, что "Интернет живет за счет новостей, которые берет в газетах, а аналитика в Интернете только начинает появляться". В то же время, например, в Нерюнгри все газеты (за исключением единственной профессиональной в городе "Индустрии Севера") фактически "паразитируют" на интернет-новостях. В каждом номере местные газеты помещают большое количество перепечаток с электронных порталов - SakhaNews, ЯСИА, с сайтов других газет и т.п. Таким образом, Интернет в небольших городах не просто влияет на газетные новости, а напрямую поставляет их, еще более расширяя сферы своего воздействия на общественное мнение.

Участвовавший в заседании "круглого стола" руководитель департамента внутренней политики администрации президента и правительства Республики Саха (Якутия) Александр Соловьев поднял вопрос достоверности материалов, публикуемых в Интернете. Такая проблема действительно существует. В то же время журналисты не согласились с мнением, что государственные издания обязаны четко исполнять волю учредителей, поскольку финансируются из государственного бюджета. На это высказывание генеральный директор медиа-холдинга "Якутия" Олег Емельянов заметил, что "бюджет - это не личные деньги чиновников, а деньги налогоплательщиков, которые являются теми же читателями".

Другими словами, любая газета, чтобы не потерять доверия и влияния, должна оставаться "цепным псом общества".

То же самое можно сказать и о власти.

Олег СОЛОДУХИН.

Приглашаем читателей продолжить обсуждение этой темы!


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
20.03.2010 14:17 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ