Мэр Вилюйска извинился перед ТВ-компанией
«Газпром – детям»: в Якутии появится четыре новых спортивных объекта
Откуда дым в Якутске?
Якутию ждут ливни, сильный ветер и похолодание
«Полюс Алдан» одержал новую производственную победу

ИА SakhaNews. Выступая сегодня на заседании Госдумы, депутат от Якутии Федот Тумсов напомнил, как "простым движением руки линия строительства нефтепровода ВСТО была передвинута дальше на север от священного озера Байкал".

Но что это дало Якутии, по территории которой пошел нефтепровод? "По оценкам знающих людей, строительство ВСТО велось с большими нарушениями технологии строительства. Но на любые попытки сделать замечание, работающие на строительстве трубопровода, начиная с рядового бульдозериста, заканчивая генеральными директорами показывают пальцы веером и вверх", сказал депутат.

"Дырявый трубопровод ценой в миллиарды долларов строила фирма, у которой не было ничего, кроме вывески. Теперь выясняется, что трубопровод никому не нужен", пишет в сегодняшнем номере "Новая газета":

"Об официальном запуске в эксплуатацию трубопровода Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО) премьер Владимир Путин объявил 28 декабря прошлого года, когда с большой помпой дал старт началу отгрузки первого танкера с нефтью. При этом, как рассказывали очевидцы, произошел неприятный конфуз.

Трубопровод трубопроводом, а загружаются танкеры из железнодорожных цистерн. Цистерны, которые подогнали под разгрузку, стояли грязными. Кто-то из службы охраны поморщился: ведь премьеру показывать будете, помыть не могли? Помыли. Охранники схватились за голову: на борту каждой цистерны сияло слово «ЮКОС». Просто-напросто со сменой хозяина в Ангарске новому владельцу перешел и подвижной состав. И, конечно же, за текучкой никто не спешил перекрашивать цистерны. Короче говоря, провокация, заговор и недоброе знамение в одном флаконе".

«Транснефть» опровергла сообщение СМИ о том, что в середине февраля 2010 года произошел разлив нефти в районе села Солянка Олекминского района. "Тем не менее Росприроднадзор подтвердил информацию экологов — разлита была именно сырая нефть из трубопровода", пишет "НГ", подчеркивая, что это не первый подобный случай на территории, по которой проходит нефтепровод.

Издание напоминает, что 17 июня 2008 года, президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров выразил неудовлетворение качеством выполнения подрядными организациями строительно-монтажных работ трубопроводной системы ВСТО. На совещании Штыров раскритиковал подрядчиков и отметил недостаточный контроль за их деятельностью, указав на многочисленные замечания со стороны федеральных надзорных органов.

За год до этого, в июле 2007 года, руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Константин Пуликовский сообщил, что инспекторам Ростехнадзора за грубейшие нарушения требований промбезопасности приходилось выдавать предписания на остановку работ десять раз.

Как рассказал Николай Токарев, сменивший на посту президента "Транснефти" Семена Вайнштока, "проект поручили реализовывать двум генеральным подрядчикам — «Краснодарстройтрансгазу» и «Стройсистеме». Владельцами этих компаний была практически одна и та же группа физических лиц. По его словам, «Краснодарстройтрансгаз» ничего, кроме авторучки в кармане владельца и вывески, не имел.

Это была «полочная» компания, ее купили буквально перед началом проекта. Она получила аванс на 7 млрд (!) рублей и оборудования почти на 30 млрд рублей, а дальше начала искать, кто же будет строить. Нанимались кооперативы, мелкие компании, у которых 10-20 единиц техники и 100-200 человек рабочих, и вот этими силами пытались что-то делать. Пришлось привлечь еще 2000 китайцев. Это рабочие без квалификации, которые не представляют даже, как в условиях Сибири строить трубу. И вот этот «Краснодарстройтрансгаз» построил половину трассы".

В ноябре 2007 года компания была перепродана людям, далеким от строительства. Хотя для допуска к выполнению работ такого уровня — магистральные трубопроводы — обязательна сертификация фирмы-подрядчика, отмечает "НГ".

"Если верить публикациям российских газет, технология работы «Транснефти» в 2006—2007 годы выглядела следующим образом. Кипрские компании (с неизвестными собственниками) получали подряд от «Транснефти». Потом из головной конторы «Транснефти» следовал приказ в дочерние организации заключить с «киприотами» субподрядный договор по указанным расценкам. По таким схемам было выполнено около трети всех работ на ВСТО. Разница между договорами генподряда и субподряда составляла от 5 до 6%. Кому пошли эти деньги? Тайна. И судя по всему, пока живы все, имеющие отношение к этому проекту, тайной и останется.

Итак, нам предъявлен дырявый трубопровод ценой в миллиарды долларов. При первых же попытках использовать его по назначению он «потек», как дуршлаг. Более того, вспомним сам проект ВСТО. На первом этапе должны быть построены нефтепровод Тайшет (Иркутская область) — Сковородино (Амурская область) общей мощностью 30 млн тонн нефти в год и нефтеналивной терминал на Тихом океане в бухте Козьмино, куда сырье должно поставляться железнодорожным транспортом. Не правда ли, какая-то странная схема: нефть идет по трубе, потом перекачивается в железнодорожные цистерны, потом едет по рельсам, и потом — уже из цистерн — перекачивается в танкеры?", задается вопросом "Новая газета".

Автор статьи Михаил Кулехов напоминает, что "с самого начала РАО РЖД крайне скептически оценивало появление ВСТО в качестве конкурента. И, похоже, железнодорожники не ошиблись. 20-25 млн тонн нефти в год — эти объемы Восточно-Сибирской железной дорогой (ВСЖД) уже давно достигнуты, а роста потребления нефти на азиатских рынках (давно уже устоявшихся и поделенных) не ожидается (скорее ожидается снижение импорта нефти Китаем, в связи с реализацией собственных проектов нефтедобычи). То есть «труба» для экспорта нефти в Азию как-то и вовсе не нужна". Иркутская нефтяная компания (ИНК), добывающая нефть на севере Прибайкалья, отказалась от подключения своих месторождений к первой очереди трубопровода ВСТО. В компании считают, что тянуть 160 км трубы от принадлежащего ИНК Даниловского месторождения до магистрального нефтепровода нерентабельно.

"Строили мы, строили… И что же получилось?, - пишет в заключение автор статьи. - Монументальный памятник героизму строителей? Или же, напротив, безалаберности и мошенничеству? Стоимость всего проекта ВСТО, как говорят в «Транснефти», точно установить проблематично, но называют цифры от 17 до 30 млрд долларов. Очень серьезные цифры".

Между тем, судя по всему, "Транснефть" чувствует себя хозяином положения, не подлежащем ни при каких обстоятельствах критике, что особенно проявилось в ответе президента компании Николая Токарева на запрос депутата Госдумы Федота Тумусова, который представлял собой отписку воинственно настроенного автора. Теперь к этому делу подключилась парламентская фракция партии "Справедливая Россия", которая направила свой ответ господину Токареву, ксерокопию которого предлагаем вашему вниманию.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
16.04.2010 22:20 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ