Суда ЛОРПа участвуют в завозе генгрузов в Белом море
В Чите застрелили еще одного медведя, угрожавшего горожанам
В Якутске у озера Талое появится набережная с зонами прогулочного отдыха и спорта
Пауэрлифтеры из ЖДЯ стали победителями на Кубке мира
Задержан заместитель главы администрации Тамбовской области

ИА SakhaNews. О своем детстве, творчестве, взглядах на искусство народный художник СССР Афанасий Осипов поделился с корреспондентом ИА SakhaNews Ольгой Сергеевой.

– Я еще застал старый уклад жизни якутского села, – говорит Афанасий Николаевич. – Семья наша была зажиточной, держали коров, лошадей, оленей. С семи лет я трудился на сенокосе, греб сено. Дед говаривал, что на одну корову надо пятьдесят копен. Помню, как в начале июня мы отправлялись на летник. Собирались, запрягали быка, сажали меня с сестренкой на телегу, по дороге бабушка говорила: смотрите, дети, какие нежные цветы растут на полянах, какое прекрасное лето наступило, как радостно кланяются нам березки. Бабушка умела подмечать красоту во всем. Как истинная якутская женщина, обшивающая всю семью, от рубашки до торбазов, она была искусной рукодельницей. Туесок, сделанный руками моей бабушки, сейчас хранится в Национальном художественном музее РС (Я).

Мой отец, Николай Дмитриевич Осипов, был первым председателем колхоза во II Иргидском наслеге Горного района. Он первый стал сеять хлеб в наслеге, всю целину колхозники распахали на быках под зерновые. В 1936 г. отец участвовал во Всеякутском слете стахановцев, где за ударный труд его наградили ручными часами. Председательствовал он восемь лет.

Когда я пошел в первый класс, то был очень удивлен, что в расписании всего четыре урока. Я-то думал, что будем учиться целый день: ведь это так интересно! А так как я уже умел читать, быстро считал, то вскоре меня перевели во второй класс – просто пересадили за другую парту: первоклассники и второклассники занимались одновременно в одном кабинете, как это часто бывало в селах по причине малокомплектности школы.

Рисованием я увлекся сразу, и поэтому выпуск стенгазет, рисование плакатов стало моим постоянным поручением.

После окончания семилетки была учеба в Якутском кооперативном техникуме, Московской средней художественной школе при институте им. В.И.Сурикова, в том же институте. В художественной школе известные российские художники учили воспитанников рисунку, композиции, колористике и т.д., о чем у меня, паренька из далекой Якутии, поначалу были смутные представления. Но уже через год я догнал однокашников, стал занимать призовые места в школьных конкурсах, награждали меня карандашами... В институте я был единственным Сталинским стипендиатом. С благодарностью вспоминаю своих замечательных преподавателей П.И.Котова, Ф.П.Решетникова, В.Г.Цыплакова, В.Н.Нечитайло, Л. Соловьева, С.П. Михайлова.

– А что изображено на вашей первой живописной картине?

– Одна из первых картин – портрет Гали Мандрусовой, моей одноклассницы – написана на выставочном уровне. Эта работа хранится у меня дома. После окончания первого курса института я по заказу Петра Романова написал портрет первого якутского композитора Марка Жиркова. В 1953 г. создал портрет писателя Кулачикова-Элляя, обе картины сейчас находятся в Национальном художественном музее РС(Я). А дипломной работой была картина на историко-бытовую тему «Изгнание шамана».

В 1955 г., окончив живописный факультет (мастерскую профессоров П.И.Котова и Ф.П.Решетникова), я принял участие в московской выставке.

– Каких главных принципов вы придерживаетесь в своем творчестве?

– Художнику нужно быть ближе к жизни. Когда я оканчивал институт, думал: буду изображать людей, природу. И к концу первого года нарисовал всех друзей. В Нижнеколымском районе я кочевал с оленеводами, после этого были написаны картины «Крик», «Праздник оленеводов», «Кино в яранге», где я постарался передать внутренний мир, надежды и чаяния северян. В 1960 г. на выставке в Манеже экспонировались девять моих работ, в т.ч. «Крик». Эта картина была отмечена бронзовой медалью на ВДНХ. Сейчас она находится в Тобольском музее, а «Праздник оленеводов» – в Ангарске, в закрытом военном музее.

На моих картинах – якутские писатели, простые труженики, суровая красота Крайнего Севера, горные вершины и быстрые речки, седой Вилюй, Ысыах, Мунха (праздник подледного лова), араты посреди бескрайней монгольской степи – многоликая бесконечная жизнь. Я жил рядом со своими героями, беседовал, радовался и переживал вместе с ними, дышал одним с ними воздухом.

Я много путешествую, привожу этюды. У меня есть серии киргизских пейзажей, Алтая, Гималаев, Эвено-Бытантайского улуса.

В последние три года работаю, в основном, в Альпах – Швейцарии, Италии, Черногории. Основной мотив пейзажей – горы, символ преодоления, покорения новых вершин, стремления к самосовершенствованию.

– А еще вы пишете церкви…

– Еще учась в художественной школе, мы выезжали в Абрамцево, Загорск, Тутаево, Звенигород, писали с натуры. Там чудесная природа и красивейшие православные храмы. Преподаватели предупреждали: не рисуйте кресты! Ведь это было во времена воинствующего атеизма. Но совершенно невозможно было пройти мимо белокаменной красоты старинных церквей…

Древнерусские города – неиссякаемый кладезь для творчества, непочатый край мотивов. Сергиев Посад, Суздаль, Переславль-Залесский – в них ощущается дыхание Времени: здесь жил Александр Невский, а вот здесь, на Плещеевом озере, стоит ботик Петра I…

Я писал эти древние белые монастыри, золотые купола в инее, зима там замечательная пора для художника, краски не замерзают. Так появилась серия пейзажей «Русская зима». Сейчас эти картины выставлены в Департаменте по делам народов и федеративным отношениям РС(Я).

– Дети пошли по вашим стопам?

– Дочь Люба по профессии экономист. Борис - художник, Оля - искусствовед, Аня учится в аспирантуре Красноярского художественного института, Маша и Коля финансисты.

– Ваша супруга Татьяна Капитоновна, кажется, архитектор?

– В свое время она окончила Московский архитектурный институт, работала в Якутском предприятии по торговле алмазами. Сейчас на пенсии, мы вместе путешествуем. Татьяна тоже пишет картины, у нее была персональная выставка. Весной вступила в Союз художников России. Она мой самый верный друг и советчик.

– Как вы оцениваете состояние современного изобразительного искусства в Якутии и России в целом?

– В России сейчас чрезмерное увлечение формотворчеством, игнорируются реалистические произведения – происходит то, что Илья Глазунов называет диверсией против российского общества. Третьяковская галерея, Эрмитаж приобретают левацкие изыски. Но искусство должно быть правдивым выражением отношения к жизни, прекрасной песней о жизни, любви, природе, сущем.

У нас, в Якутске, ситуация лучше. Творят известные мастера: Эдуард и Артур Васильевы, Михаил Старостин, Дьулустан Бойтунов, Мария Рахлеева, Туйаара Шапошникова, очень талантливый художник Андрей Чикачев, настоящий реалист. Есть молодые художники, некоторые из них приверженцы актуального искусства, это их выбор.

А вообще много талантов не бывает.

Наша республика поддерживает творческие союзы, в других регионах такого нет. В середине сентября будет встреча творческой интеллигенции с Президентом РС(Я) Егором Борисовым, будут обсуждены вопросы подготовки к Форуму духовности, который состоится в марте 2011 г.

В современном обществе цветет махровым цветом преступность, коррупция, провозглашаются ложные ценности – дух наживы, стяжательства.

В экономически благополучной стране Америке разразился финансовый кризис, который затронул весь мир. Это из-за того, что нет любви, нет Бога в душе, приоритет за потребительской психологией. А если нет Бога, значит, возможно все.

Глобализация игнорирует национальное своеобразие традиций, исторические судьбы разных народов. Поэтому сейчас как никогда актуально поддерживать национальные культуры и языки народов нашей страны, традиционные ценности России. Отрадно, что у нас пропагандируется Олонхо – бесценное духовное наследие.

Молодым художникам надо помнить, что основа искусства – любовь: к родине, родной культуре, языку, ближним. Нужно любить свое дело, совершенствовать мастерство, трудиться до седьмого пота, любить этот кусок холста, на который ты наносишь мазки краски. Только тогда придет вдохновение. Только тогда ремесленник может стать творцом.

На снимках:

1. Народный художник СССР Афанасий Николаевич Осипов.

2. В горах Индигирки. 2008 г.

3. Зима в Доломитовых Альпах. 2008 г.

4. Никольская церковь в Переславле-Залесском. 2004 г.

5. Супруги Осиповы на выставке живописи мастера, посвященной Ысыаху-Олонхо. 2010 г.

6. Мильяна из Черногории. 2010 г.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
25.08.2010 17:54 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ