Секретарь ОП назначен советником президента и председателем СПЧ
На Украине при крушении вертолета погиб бывший министр
Якутские технологические компании получат налоговые льготы от фонда «Сколково»?
Уволен глава президентского Совета по правам человека
Бывший зампред правительства Ставрополья предстанет перед судом

Я давно мечтал побывать в чукотском городе Певек – районном центре Чаунского района. И вот эта мечта сбылась. А ещё познакомился с работой ленских речников и лоцманов Колымы, и это заставило по-новому взглянуть на их труд.

10 часов утра. На капитанском мостике капитан теплохода «Капитан Шандровский» Андрей Плотников, рядом с ним – один из старейших (и опытнейших) лоцманов Колымской гидрографической базы имени Г.Я.Седова Владимир Трифонов и старпом Виктор Павлов (на снимке). Для Владимира Константиновича это 25 проводка в навигацию-2010. «Раньше и по 50 проводок бывало», - заметил лоцман.

Корабль, гружённый 3456 тоннами каменного угля, готов выйти в рейс из Зелёного Мыса. По Колыме около берега идёт «сало» (кусочки тонкого льда), впрочем, сама река ещё чистая, и нет даже заберегов. Не успели отшвартоваться от причала Зеленомысского речного порта, как из службы движения ЛОРПа поступило указание – дожидаться окончания разгрузки танкера «Ленанефть-2064» и затем вместе с этим кораблём идти на бар Колымы. Танкер должен идти на Лену, то есть на запад, а там в некоторых местах уже появился лёд до 7 сантиметров.

Встаём на рейде. Ждём. Проходит час, другой, третий, а «Ленанефть» всё стоит у нефтепричала Нижнеколымской нефтебазы. Топливо из танкера уже перекачано в ёмкости, и сейчас завершается процесс оформления документов. Пообедали, наступил черёд ужина. И наконец в 17.50 звучит команда: «Боцмана на бак». «Капитан Шандровский» снимается с якоря, через полкабельтова от нас идёт танкер «Ленанефть-2064» (капитан Анатолий Коваленко, лоцман Валентин Ежов).

Посёлок Петушки проходили в сумерки, там в двух местах на берегу и в нескольких строениях был виден свет. Миновали Петушки, Скалистый. Очень далеко были видны огни базы общины «Нутендли» на Красном Камне. Чуть позже слева увидели огни села Походск.

При прохождении створа «Лесной» вышло на связь гидрографическое судно «Иней». Гидрографы интересовались, в каком месте необходимо снять лоцмана с танкера. А на капитанском мостике «Шандровского» шла обычная работа. Капитана Андрея Плотникова, на вахте сменил старпом Виктор Павлов.

Лоцман Владимир Трифонов, сверяясь с электронной картой, отдавал команды вахтенному: «курс 358», «влево 5 градусов» т.д. Широка Колыма, но вот глубины не везде позволяют пройти судам класса «река-море», поэтому и существует в Колымской гидробазе лоцманская служба, специалисты которой ежегодно в арктическую навигацию осуществляют более сотни проводок судов от порта Зелёный Мыс до бара реки. И, поверьте, эта работа не из лёгких, в чём я убедился лично.

Появилось северное сияние, только вот любоваться им ни вахтенному, ни лоцману времени не было. Усиливающийся ветер привёл к тому, что корректировку курса корабля приходилось делать чаще, чем на предыдущих участках. Да и глубина под килем «сибирского» временами была всего чуть более метра.

При прохождении Створа гидрографов сработала сигнализация эхолота и загорелась сигнальная лампочка, возвещавшая о том, что под кораблем метр воды. А северное сияние становилось всё сильнее, ярче и красивее. Оно занимало много места на горизонте, переливалось волнами, увеличивая то один то другой край, усиливая то один то другой цвет. Отражаясь на поверхности реки, оно как бы выделяло контур судна.

Сухарный перекат. Опять сработал эхолот. В 10 км от Амбарчика встречаемся с «Инеем». Он пристраивается к идущей позади «Шандровского» «Ленанефти», чтобы через некоторое время снять лоцмана Валентина Ежова. Гидрографы желают нам счастливого пути и отправляются вверх по течению: им надо снять пять буев, после чего идти на Зелёный Мыс. Наш лоцман – Владимир Трифонов остаётся на «Шандровском», он будет вести корабль на обратном пути на Зелёный Мыс.

00 часов. На вахте вновь капитан Андрей Плотников. Амбарчик и бар Колымы проходим строго по рекомендуемому участку. Здесь опять встречается «сало» и небольшие льдины. Мне кажется, что на мостике прямо-таки концентрируется напряжение. Посторонних разговоров нет, звучат лишь слова команд. Ответственность слишком высока: пара лишних градусов вправо или влево и теплоход выйдет из прорези (так на флоте зовут этот проход на баровом участке), и возникновение нештатной ситуации неизбежно.

Опять несколько раз срабатывал эхолот. Скорость движения снижена почти в два раза. Как позже рассказал Андрей Плотников, минимальная глубина под килем была всего лишь полметра. Примерно в 1.05 «Ленанефть-2064» и «Капитан Шандровский» стали расходиться: танкер взял курс на запад, сухогруз – на восток.

Капитаны пожелали друг другу удачного рейса, и огни танкера стали отдаляться всё дальше и дальше пока не растаяли в ночи. Капитану «Ленанефти» были переданы вполне конкретные инструкции: при появлении ледяных полей разворачиваться и идти на бар Колымы, чтобы ожидать возвращения из Певека «Капитана Шандровского» и вместе идти на Зелёный Мыс. На этом участке больше судов нет, и рисковать не стоит.

Когда в 7.30 утра я выглянул в иллюминатор своей каюты, то увидел сопки и снег – мы проходили Мыс Большой Баранов. «Шандровский» шёл прямо на восток, навстречу солнцу. Справа по борту вдали просматривалась протяжённая белоснежная горная гряда, слева – бескрайняя даль Восточно-Сибирского моря. На море было волнение 3-4 балла, а высота волн до 1,5 метров.

За завтраком я разговорился с лоцманом Владимиром Трифоновым, поинтересовался его мнением о сложности барового участка Колымы. Он ответил так: «По сравнению с другими северными реками – Яной, Индигиркой, на Колыме ситуация в плане судовождения лучше. Колыма более предсказуема что ли. Хотя то, что сейчас при прохождении теплохода были такие маленькие глубины, – очень интересно, обычно в этот период уровень воды выше».

На «руле» - Виктор Павлов, до полудня его вахта на мостике. По радиосвязи слышна утренняя планёрка судов ЛОРПА, которые находятся в работе на этот час. А таковых немало. Вот только поблизости от «Капитана Шандровского» их нет. Самые «ближние» - это «Ленанефть-2064», с которой мы расстались в начале суток, и «Капитан Богатырёв», разгрузка которого продолжается на Зелёном Мысе.

После 12 часов дня показался остров Айон. Остров большой. Сухогруз шёл слишком далеко, чтобы его можно было сфотографировать. С помощью бинокля разглядел обрывистые заснеженные берега, село средней величины, два маяка. Кстати, в этом районе попадаются киты, но в этот раз нам их увидеть не довелось. На пути теплохода появлялись лишь обыкновенные чайки, гагары, да пара-тройка стай уток облетела корабль на значительном удалении. К вечеру на горизонте показались сопки, окружающие город Певек.

Чукотские сопки долго оставались далёкими. Время шло, а они приближались очень медленно. Темнота сгустилась над морем. В рулевой рубке «Капитана Шандровского» также царил полумрак: верхний свет потушен и освещены лишь многочисленные приборы, да слева светится большой монитор локатора. Вот уже видна длинная святящаяся полоса города Певека. Как выяснилось, в акватории порта есть и другие корабли – ледокол «Адмирал Макаров и танкер «Индига». Встали на рейде в 23.25.

Утро предоставило возможность хорошо рассмотреть город, расположившийся у сопки. На рейде стоял ледокол «Адмирал Макаров», осуществляющий дежурство на трассе Северного морского пути. К 9 часам «Капитан Шандровский» подходит к причалу на небольшое расстояние. После чего буксирное судно «Николай Таврат» (ранее оно работало на Колыме) плавно подводит гружённый сухогруз к причалу. На борт судна поднимается капитан порта, некоторое время идёт оформление необходимых процедур. Начинается разгрузка «Шандровского». А я отправляюсь знакомиться с городом.

Алексей КУРИЛО.

Фото автора.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
11.10.2010 05:01 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ