«Якутия ушла с осторожной позиции в активный диалог»
Нерюнгринская ГРЭС заметно увеличила расходы на охрану труда
В Якутске сядет на скамью подсудимых горе-полицейский
Каждая пятая автозаправка в России недоливает бензин
В Польше по запросу России задержан украинский радикал

Певек, если смотреть на него с борта теплохода, производит в целом благоприятное впечатление, так оно и должно быть – всё-таки это столица Чаун-Чукотки. Попытаемся поближе узнать этот город, хотя нескольких часов, пока теплоход разгружался в морском порту, для этого явно мало.

Прошлое, настоящее и перспективы

Покопавшись в Интернете, можно найти много интересной информации. Город Певек ведёт отсчёт своих дней с 6 апреля 1967 года, когда посёлку был присвоен статус города, ставшего первым за Полярным кругом.

А вообще эти места известны ещё с 17 века, когда здесь прошёл Семён Дежнев со товарищи, были и другие мореходы и исследователи. На сайте www.chukotken.ru есть немало информации о городе на берегу Чаунской губы. Не буду её повторять, отмечу лишь, что развитие территории произошло благодаря добыче олова и золота.

Ныне в городе проживает четыре тысячи человек. Власти Чукотки предлагают сделать из Певека крупный транспортный центр на Северном морском пути и активно продвигают этот проект в федеральных инстанциях. А морской порт должен стать сосредоточием грузопотока для Чаунского и Билибинского районов.

Сойдя на берег с сухогруза «Капитан Шандровский», я увидел, в морском порту Певека несколько портальных кранов. Все они могут поднимать грузы до 40 тонн весом. Работа поставлена хорошо – на наш теплоход нацелились сразу три крана, и с 10 до 16 часов 3 456 тонн зырянского каменного угля перекочевали из трюмов на складскую площадку. Для зачистки трюмов в них опускали небольшой импортный трактор, который справлялся с этой задачей в считанные минуты. До конца навигации-2010 портовикам предстоит обработать ещё восемь теплоходов и танкеров.

Компанию в прогулке по Певеку мне составили Виктор и Марина Павловы, старпом и старший электромеханик с «Шандровского». Город красив не только издалека. Яркая разноцветная окраска домов, привлекающие внимание фонари на улицах, а не набившие оскомину «кобры». Понравилась мне детская площадка: она сделана из таких же материалов, что и площадки в Черском, но только она в два раза больше по размерам и по количеству предметов.

Облицовка зданий отличается разнообразием. К минусам можно отнести то, что город как бы разделён на несколько частей, а аэропорт вообще находится в селе Апапельгино, расположенное довольно далековато (примерно в 20 км) от Певека. ТЭЦ располагается внутри города, что тоже не очень хорошо.

По моим наблюдениям, Певек не избежал участи населённых пунктов Арктики — несколько домов (не новых) зияли глазницами пустых, без стекол, окон. За те часы, что я провёл в этом чукотском городе, я не увидел, чтобы где-нибудь из-под дома или из теплотрассы текла вода. Непривычно это для нас.

Пока я присматривался к городу, с сопки начал скатываться ветерок, подхватывал снег, лежащий на крышах домов. Он был ласков, но это обманчивое впечатление. Как мне рассказали, если здесь начинает дуть южак, то это как минимум на три дня, причем, скорость ветра может достигать 40 метров в секунду. Естественно, в такие дни отменяются занятия в школах, закрывается порт, жизнь замирает.

Цены в магазинах приятно удивили: фрукты и овощи здесь стоят значительно дешевле, чем на Нижней Колыме, впрочем, не все. Какие-то продукты по цене одинаковы с черскими, что-то стоит дороже. Не было в продаже картофеля – лук и капуста были, а вот картошки нема! Не нашёл я и корюшки, а так хотелось купить этой рыбки. Ассортимент товаров разнообразен, по сравнению с Черским прямо-таки изобилие. Ради интереса в одном из магазинов я сфотографировал парочку витрин с кофе, чаем и банками-склянками.

В Певеке транслируются телепередачи каналов «Первый», «Россия», «Культура», НТВ, «Спорт» и СТС. Как работает Интернет, толком оценить не удалось, но захваченный с собой «мегафоновский» модем давал хорошую скорость.

На территории Чукотки, в т.ч. и Чаунского района, работает золоторудная компания «Майское», входящая в группу компаний «Полиметалл». Золотодобытчики помимо основной деятельности помогают районным учреждениям, кроме того, они ведут открытый диалог с населением. Так, на 23 октября назначена «Прямая линия» с читателями газеты «Полярная звезда».

Кроме «Майского» на территории Чаунского района есть и другое крупное месторождение – «Двойное».

Вопросом ближайшей перспективы является строительство в Певеке ПАТЭС, которая станет основным источником энергоснабжения после закрытия Чаунской ТЭЦ и Билибинской АЭС.

Из местной газеты можно узнать, что с 19 июня в Чаунской центральной районной библиотеке были доступны для ознакомления материалы оценки воздействия на окружающую среду действий по строительству в Певеке плавучей атомной электростанции. А 24 августа в администрации Чаунского района прошли общественные слушания с участие представителей концерна Росэнергоатом, Атомэнерго, Дирекции строящихся плавучих атомных теплоэлектростанций. Представители атомных ведомств ответили на вопросы жителей и специалистов района, касающихся экологии, технических и социальных аспектов работы ПАТЭС. Атомщики наглядно показали, что альтернативе ядерной энергетики для Певека нет.

Идёт развитие золотодобывающей отрасли Чукотки, и старая Чаунская ТЭЦ никак не сможет обеспечить энергоснабжение всех потребителей. А если строить новую ТЭЦ, то потребуются новые вложения, новый угольный склад, да и количество теплоходов для перевозки резко возросшего бы расхода угля потребовалось бы не менее восьми.

Светит нам «Полярная звезда»

Побывал я и в редакции газеты «Полярная звезда». В Анадыре работает Государственное предприятие «Издательство «Крайний Север», а во всех районных центрах редакции и типографии являются филиалами издательства. Директором-редактором филиала в Певеке недавно назначена Галина Оброткина. Ранее она трудилась в Анадыре.

В Певеке помимо районной газеты «Полярная звезда», печатаются окружная газета «Крайний Север» и газета «Северная широта» компании «Майское», предприятия заказывают бланочную продукцию. «Полярная звезда» выходит еженедельно по средам.

Коллектив филиала молодой и сработавшийся, но профессиональный журналист один – это Дмитрий Войнов, ему 24 года. Коллективу редакции помогают совместители Раиса и Екатерина Тимошенко.

Есть проблемные моменты, и, прежде всего, – износ оборудования. Оно время от времени ломается, и специалистам типографии приходиться его ремонтировать. Словом, всё, как и в других районках.

День в Певеке пролетел незаметно. На борт «Капитана Шандровского» поднялись представители портовой администрации и оформили документы на выход теплохода из порта. В 17.30 к кораблю подошёл наш старый знакомый – буксир «Николай Таврат», и отвёл его от причала.

В Певеке есть два буксира аналогичного проекта, но они нуждаются в капитальном ремонте, поэтому для «Николая Таврата» работы хватает.

«Капитан Шандровский» ложился на обратный курс. И хотя погода стояла хорошая, но промедление недопустимо – по прогнозу в Певеке ожидался южный ветер до 27 метров в секунду. Поскольку ветер дует не один день, то перспектива стоять в порту денька три, капитану не пришлась по нраву. Торопиться надо было и потому, что вот-вот на Колыме начнётся ледостав. «Капитан Шандровский» по сравнению с «Ленанефтями» может ходить в небольших льдах, но если есть возможность идти по чистой воде, как ее не использовать.

Прощание с Чукоткой

Теплоход уходил из Чаунской губы в сумерках, через полчаса из порта вышел танкер «Индига». До полуночи мы шли параллельными курсами, с той лишь разницей, что пятнадцатитысячетонный танкер шёл значительно севернее от сухогруза.

Утром увидел на белоснежных скалах какие-то небольшие тёмные вкрапления. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это кекуры — отдельно стоящие скалы или камни. Теплоход проходил мимо мест их расположения, ракурс менялся, и казалось, что всё новые и новые фигуры богатырей вырастают на девственных склонах сопок.

Льдов практически не было. Вот уже на курсе – Медвежка, Амбарчик, родная Колыма.

И тогда – нам экипаж семья

Каждый из экипажа «Шандровского» занимался своей работой. На мостике через шесть часов вахты менялись капитан Андрей Плотников и старпом Виктор Павлов. Находилась работа и старшему электромеханику Марине Павловой: то она с тестером проверяла какую-то электрическую цепь, то меняла лампы на сигнальный огнях, то шла проверять тот или иной узёл, поскольку срабатывала автоматика. Кстати говоря, только в машинном отделении около 100 различных ламп, а общее их количество приближается к полутысячи.

В машинном отделении – хозяйство старшего механика Петра Опимах и первого помощника механика Сергея Резникова. Чтобы двигатели и механизмы корабля работали без сбоев, требуется заниматься профилактикой и ремонтом. Поэтому механики практически всё время проводят в машинном отделении, и с ними я встречался лишь во время приёма пищи в кают-компании.

Рассказывая об экипаже теплохода, обязательно необходимо отметить повара Ольгу Моисееву. Работа на флоте требует сил, а они во многом зависят от правильного питания. Повар вместе со старпомом составляют меню на каждый день, чтобы еда было не только калорийной, но вкусной и разнообразной и главное – нравилась людям. Ольга Алексеевна давно работает на флоте, но на «Капитане Шандровском» она первую навигацию. Экипаж принял её радушно, и она отвечает заботой и вниманием. А пища, приготовленная Ольгой Моисеевой, действительно разнообразна и вкусна — проверено на себе!

Молодое поколение речников представлено проводником Юлией Утиза и курсантами флотских учебных заведений из Новосибирска, Благовещенска и Якутска – Артёмом Потёмкиным, Никитой Шариповым и Маратом Нуриевым.

О своих впечатлениях мне рассказал курсант 4 курса Благовещенского речного училища Никита Шарипов: «Хотя работы много, но мне было интересно, и практика прошла быстро. Теория – теорией, но на практике всё лучше познаётся и лучше усваивается. Здесь хороший экипаж».

…Поздно вечером «Капитан Шандровский» подошёл к Зелёному Мысу. Лоцман Владимир Трифонов начал упаковывать своё оборудование. Огни посёлка едва проглядывали сквозь туман, решили стать на рейде. Отдали якорь. Капитан Андрей Плотников повернулся ко мне:

-Навигация пролетела, как один день. Знаешь, даже немного жаль. Поработали хорошо, и техника тоже не подвела.

Алексей КУРИЛО.

Фото автора.


Ссылки по теме:

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
17.10.2010 08:39 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ