В Якутске уличён в антисанитарии продуктовый магазин
В четырех поселениях Ленского района появится надежный интернет
Энергетики ответят на вопросы якутян в прямом эфире
В Якутии задержан "шаман" Габышев и несколько его соратников
Глава районной администрации Крыма погибла в ДТП

В половине девятого утра мы выехали из Черского, а в 16 часов уже въезжали в одно из красивейших мест Чукотки – город Билибино. Если учитывать то обстоятельство, что в пути было несколько остановок, то результат очень хороший.

Покидаем Черский в темноте – полярная ночь в декабре-ноябре не даёт жителям Арктики расслабиться и световой день короток до минимума.

Зимник по Колыме пробит водителями легковушек и проходит ближе к берегу. Основной ориентир – полузадутая колея ранее прошедшей машины. Всего в колонне четыре машины: одна арендована администрацией Нижнеколымского района (в ней – управляющий администрации Нижнеколымского района Афанасий Постников, учитель Черской школы искусств Александр Дмитриев и автор этих строк), ещё две – с артистами ЦВК «Этнос» и замыкает небольшую колонну «уазик» с милиционерами, которые поехали в Билибино по служебной надобности.

Позже к нам должны присоединиться машины ансамбля «Ярар» из села Колымское. На Чукотку мы едем по приглашению администрации Билибинского района для участия в юбилейных мероприятиях – 10 декабря 2010 года Билибинскому району исполнялось 80 лет, и кого как не близких друзей и соседей пригласить на этот праздник?! Кроме того, праздник – праздником, но зачем упускать лишнюю возможность обсудить интересующие моменты и упрочить добрососедские отношения между двумя районами?

Вот перед нами Лесаковка – протока с высокими берегами, где зимник передувает гораздо реже, чем на Колыме. Лесаковка знаменита своими многочисленными поворотами, коих больше ста. Водителям здесь приходится трудновато: необходимо почти постоянно выравнивать машину из-за заносов, и при этом учитывать возможность появления встречной машины за очередным крутым поворотом.

Наш водитель – Сергей Копылов – за рулём не один десяток лет. Когда-то он работал в автобазе «Зелёный Мыс», последнее десятилетие – автопредприниматель и эти места знает, как свои пять пальцев. В дороге по Лесаковке нам попались лишь две иномарки, да время от времени сонные куропатки, сидящие на ветках кустарника, слегка оживляли пейзаж.

В 10 часов мы въезжаем в Анюйск, село стоящее на берегу Малого Анюя. Нас встречает глава села Андрей Кулиненко. За чаем разговариваем о жизни чукотского села, о новостях Нижней Колымы. Дождавшись отставшие машины, отправляемся далее.

А в нашей легковушке новый пассажир – Александр Заводчиков. Он человек с активной жизненной позицией, неоднократно избирался главой Анюйска, учительствовал в местной школе. В свои 63 года продолжает участвовать в спортивных соревнованиях и не один десяток раз с анюйской волейбольной сборной приезжал в Черский на соревнования. А главное - он кладезь знаний об истории Билибинского района, людях этого региона и великолепный рассказчик.

Дорога Анюйск – Билибино сдана в эксплуатацию в 2009 году. Трасса протяжённостью 258 км с несколькими действующими и одним строящимся мостом, мало напоминает ранее действовавший зимник Зелёный Мыс – Билибино. Через час останавливаемся у информационной таблички «Зелёный Мыс – 68 км, Анюйск – 58 км».

«Старик, ну почему так получается? Каких-то 68 километров отделяют Якутию и Чукотку, а дороги нет! Сколько сотен километров проехали по старым зимникам водители автобазы «Зелёный Мыс», Билибинской автобазы, других предприятий района, и всегда они друг другу помогали, практически все были знакомы. Надо решать транспортный вопрос!» - говорит Александр Заводчиков.

И действительно, я помню, как в середине 90-х в Нижнеколымском музее истории и культуры народов Севера встречался с проектировщиками из Хабаровска. Они тогда прошагали всю тундру от Билибино до Черского и Анюйска. Сделали проект.

Началось строительство доселе невиданной в этих краях магистрали. Было намечено строительство ответвления на Зелёный Мыс, но продолжить работу не было возможности. Причин было несколько, и экономических, и далёких от экономики. Решать эти вопросы теперь необходимо руководителям нынешним. Об этом довольно недвусмысленно говорилось на конференции «Единой России» в Хабаровске, где вопросы строительства дорог в Дальневосточном федеральном округе обсуждались в числе приоритетных.

Чукотка в ближайшей перспективе готова увеличить грузопоток через Зеленомысский речной порт, причём как в прямом, так и в обратном направлении. Так что потенциал сотрудничества огромен.

Ещё через час подъехали к участку в окрестностях бывшего посёлка Погындино, где ЗАО «Спецмост» ведёт строительство моста через реку. Это самый крупный мост на дороге до Билибино. Хабаровские строители задействовали здесь большое количество сил и средств. Строительство моста планируется завершить в марте 2012 года, и тогда трасса Билибино – Анюйск станет круглогодичной.

Побывали мы и в самом Погындино. Ранее это был посёлок с гостиницей для водителей, столовой, клубом, жилыми домами, гаражами, АЗС и другими атрибутами северного населённого пункта. Здесь же была промежуточная база билибинских дорожников. Впрочем, в начале 60-х годов посёлок обслуживала автобаза «Зелёный Мыс» и лишь через какое-то время его передали согласно территориальному делению в ведение билибинцев.

А сейчас здесь временная база артели «Чукотка» и только один человек (сторож Иван Сергеевич) охраняет имущество этого предприятия.

Отворот на село Островное, Мачваамская долина с её практически постоянными ветрами, бывший приисковый посёлок Встречный (его мы миновали уже в темноте), наконец, крутой перевал и вот мы уже видим залитый светом город атомщиков и золотодобытчиков – Билибино. Мы достигли цели своей поездки, и первая же встреча с главой Билибинского района Леонидом Николаевым показала, что у нас немало точек соприкосновения, немало возможностей для плодотворного и обоюдовыгодного сотрудничества, но об этом в следующем репортаже.

Алексей КУРИЛО.

Фото автора.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
15.12.2010 09:00 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ