Арестованы имущество и счета экс-замглавы ПФР
«Прямой разговор» с первым замглавы антикорупционного управления
В Якутии построят туристический кластер за 370 млн рублей
Скончался сбежавший из СССР экс-майор КГБ. Видео
В Якутии впервые высадят саженцы с закрытой корневой системой

ИА SakhaNews. Почти век назад один из основоположников якутской литературы Алексей Кулаковский написал знаменитое письмо «Якутской интеллигенции», которое можно расценивать как его политическое завещание. 100 лет со дня написания этого письма - важное историческое событие, которое произойдет в следующем году, ему посвящаются многие проводимые в республике мероприятия: круглые столы, информационные встречи и семинары.

26 января в Якутске состоялось заседание политического клуба Центра социально-консервативной политики - Якутия на тему: «Письмо А.Е.Кулаковского «Якутской интеллигенции» – письменный памятник материальной и духовной культуры Якутии», в работе которого приняли участие представители науки, высших учебных заведений, а также народные депутаты – представители фракции политической партии «Единая Россия» в Ил Тумэне Оксана Винокурова, Александр Ким-Кимэн и Альбина Поисеева.

Заседание открыл директор Центра Андрей Мартынов. C основным докладом выступила директор Института А.Е.Кулаковского при Северо-Восточном федеральном университете им. М.К.Аммосова Людмила Кулаковская (внучка мыслителя). Выступили проректор Арктического государственного института искусств и культуры Ульяна Винокурова, академик Дмитрий Саввинов, Александр Ким-Кимэн.

В частности, Александр Ким-Кимэн подробно остановился на двух, по его мнению, наиболее важных моментах, отраженных в письме, - о культуре как главном факторе позитивного развития этноса и задаче сохранения культуры, образа жизни народа саха в сосуществовании с другими народами. В связи с этим, фактором укрепления межнациональных взаимоотношений должна стать культура, основным и неразделимым компонентом которой являются национальные виды спорта. Депутат привел в пример Якутию как регион, в котором сформированы уникальные институты и культивирования культуры и спорта, подчеркнув, что этот опыт особенно актуален сейчас, в сложный момент развития российского общества, когда усиливается межэтническая нетерпимость, происходит проникновение фашистской идеологии в молодежную среду, обостряется террористическая угроза.

«Письмо» - это раздумья А.Е.Кулаковского об исторических судьбах родного народа, писал в свое время доктор исторических наук, профессор В.Н.Иванов

«А.Е.Кулаковский выдвинул в своем письме тезис о вымирании якутов, который содержит следующие положения. Проблема вымирания народов, в данном случае якутов, – проблема общечеловеческая. И то, что автор письма вышел на вопрос такого уровня, показывает его как человека незаурядного ума, человека, мыслящего крупными, глобальными категориями.

Проблема вымирания народов, в данном случае якутов, – проблема и общественно-политическая. И то, что А.Е.Кулаковский рассматривает ее как один из острейших вопросов общественно-политической жизни России и на фоне политического миропорядка второго десятилетия XX в. выдает его как выразителя общественных интересов родного народа, как человека, глубоко разбирающегося в политике властей», говорится в его статье.

«… А.Е.Кулаковский предложил свое понимание современной ему политической картины мира, сосредоточив основное внимание на противоречиях крупных стран-государств, на далеко идущих планах-притязаниях военно-политических группировок среди великих держав, на роли каждой из них в решениях судьбоносных вопросов будущего устройства мира. И противоречия эти, по его мнению, достигли такого уровня, когда война становится реальной попыткой их разрешения. Мировая война неизбежна – вот ход рассуждений А.Е.Кулаковского. И война эта затронет все народы мира, независимо от того, мал или велик тот и иной народ. Именно в этом ключе он размышляет о судьбе своего родного народа и приходит к неутешительной мысли: «Горсть якутской народности будет смята и уничтожена подобным ураганом», т.е. войной, или: «Будущее якутов рисуется мне в самых мрачных красках».

Где же выход? Что же нам делать, что предпринять? Задавшись такими вопросами, А.Е.Кулаковский рассматривает три альтернативных варианта выхода из создавшейся ситуации – спасения от угрозы вымирания. Первый вариант – перейти под протекторат таких великих держав, как Америка, Япония и Китай, но автор письма решительно отвергает его – они «нас быстро задавят в борьбе за существование». Второй вариант – переселение на север, и в данном случае он однозначно убежден: «Нет. И этот номер плох: на севере нет земель, на которых мы могли бы существовать – мы там погибнем очень скоро» [13]. Третий вариант – «наша культивизация и слияние с русскими», что, по мнению автора письма, является «единственным рациональным средством» в борьбе за выживание якутов.

Итак, А.Е.Кулаковский в своих раздумьях об исторических судьбах родного народа считает более разумной пророссийскую ориентацию, которая действительно предотвратила или остановила бы опасность вымирания целого народа; действительно потому, что автор письма рекомендовал активную, действенную ориентацию, основным содержанием которой был процесс культивизации якутского народа с русским».

«И главное в письме А.Е.Кулаковского – те идеи и мысли, реализация которых составила бы содержание этой громадной работы всего якутского общества для того, якобы поднять на современный уровень свою общую культуру, т.е. успешно решить проблему культивизации с более развитым русским народом.

Каждая идея, каждая мысль автора письма свидетельствует о глубоком знании и понимании всех животрепещущих внутренних проблем якутского общества, их состояния и перспектив их решения. В этом ключе им рассмотрен целый комплекс вопросов: землепользование, развитие земледелия, скотоводство (содержание крупного рогатого скота и лошадей), рыболовство, развитие местной промышленности, предпринимательство, рыночные отношения и т.д.

Самостоятельное значение имеют его рассуждения о развитии духовной культуры населения, решающую роль в котором призвана была сыграть образованность общества (здесь он ратует, прежде всего, за школьное образование). Большое значение он придавал культурно-просветительной деятельности: открытию общественных библиотек, выписыванию книг, журналов и газет, пропаганде достижений науки, техники и т.д.

Особая роль отводилась созданию художественной литературы, которое должно было начаться с перевода на якутский произведений на русском языке. Удивительно точными и правильными являются суждения автора письма о том, что культурный подъем населения практически невозможно осуществить, если не вести решительную, последовательную борьбу против трех приобретенных пороков: «пьянства, картежной игры и курения табака». Обращаясь к национальной интеллигенции, Кулаковский писал: «Действуйте и агитируйте единственно в пользу и ради культуры, насаждение которой стало в нашем веке злободневной необходимостью», …и в этом он видел «рациональную меру» в борьбе за культивизацию якутского населения с русским народом.

В целом же, по мнению А.Е.Кулаковского, спасение якутов от вымирания зависело от укрепления состояния культуры, внутреннего здоровья народа. Через все письмо красной нитью проходит мысль о том, что если якуты не достигнут современного уровня культуры, не приобщаться к достижениям общечеловеческой цивилизации, то они обречены на вымирание».

В наше время впервые письмо «Якутской интеллигенции» увидело свет в 1990 году, оно было опубликовано в журнале «Полярная звезда», а затем издано в виде книги Г.П.Башариным. В предисловии к ней профессор написал:

«Письмо Алексея Елисеевича Кулаковского "Якутской интеллигенции" относится к числу важных памятников культуры досоветской Якутии. Оно, отражая различные стороны экономики, хозяйства и культуры, имеет большое научно-познавательное значение. По нему можно судить о тех вопросах, которые волновали широкую общественность, особенно передовых людей обширного Ленского края начала XX века.

В 1912 г. был проведен съезд "инородцев" Якутской области, созванный для подготовки к празднованию 300-летия династии Романовых. Делегатами съезда были чиновники областной администрации, деятели православного духовенства, представители тойоната и зарождавшейся буржуазии. Были приглашены и видные местные интеллигенты, в том числе А.Е.Кулаковский, избранный в состав секретариата.

А.Е.Кулаковскому тогда было 35 лет. Но он уже успел исколесить всю Якутию, познал ее прошлое и настоящее, стал известным ученым - знатоком истории и этнографии, фольклора и языка родного народа, признанным поэтом.

Он намеревался выступить на съезде с пространной речью, текст которой назывался "Якутской интеллигенции". Кулаковский полагал, что на съезде будут говорить о тревожном положении области. Надеялся, что делегаты услышат его голос и будут намечены меры по спасению народа от вымирания.

Но, увы, первый же день съезда отличался славословием в адрес Николая II. Все ораторы говорили только о том, что династия Романовых отечески заботится о якутах, эвенках и других народах Ленского края, разглагольствовали о их благополучии и процветании. При такой обстановке Кулаковский не только воздержался с выступлением, но и решил вовсе отказаться от участия в его работе.

Письмо в первой половине 30-х годов представил в ЯОПА Николай Семенович Максимов (он был первым секретарем Сунтарского райкома ВКП(б). В 1938 г. погиб в авиакатастрофе.

При научной оценке Письма А.Е.Кулаковского необходимо учесть: во-первых, социально-экономическую, культурную и политическую отсталость Ленского края начала XX века.; во-вторых, общий низкий уровень развития общественной мысли местного населения, то, что было сделано до создания обширного документа Алексея Елисеевича "Якутской интеллигенции". Вне учета этих двух обстоятельств не может быть никакой подлинной научной, следовательно, объективной оценки Письма Кулаковского».

На снимках: Алексей Кулаковский (Ексекулях), портрет кисти Афанасия Осипова (вверху); памятник Кулаковскому в Якутске.

Справка:

Алексей Кулаковский - Ексюкулях Елексей - один из основоположников якутской литературы.

Родился 4 марта 1877 года в Таттинском улусе.

Окончил реальное училище. Чиновник в низовых органах власти, учитель. Один из первых якутских писателей, краевед.

С лета 1917 года - комиссар Временного правительства в Верхоянском округе Якутской области. Октябрьскую революцию не принял, активно поддерживал Якутский областной совет (тойоната и национальной интеллигенции) в его непризнании власти СНК РСФСР и ЦИК Советов Сибири.

Руководимый им Верхоянский окружной съезд (март 1918) объявил большевиков "неверными сынами своей Родины, как в России, так и в Сибири". При кратком (июль-август) существовании на Северо-Востоке Якутии Советской власти, захватив казну, скрывался в тундре.

Возвратился на свой пост с установлением власти Временного Сибирского правительства. После разгрома А.В.Колчака работал в культурно-просветительных учреждениях и преподавал в школе.

С начала 1922 года присоединился к антисоветскому национальному "повстанчеству". После подавления антисоветских сил и амнистии ЦИК Якутской АССР лидерам "повстанчества" вернулся в 1924 году из Оймякона в Якутск, где готовил к изданию свои литературные и краеведческие труды.

В 1900 г. написал стихотворение "Заклинание Байаная", считающееся первым произведением якутской письменной культуры.

По масштабности, философичности и образности языка особое место в творчестве Кулаковского занимает поэма "Сон шамана" (1910), являющаяся плодом глубоких, длительных раздумий поэта над судьбами родного народа и острейшими проблемами современного ему мира.

А.Е.Кулаковский в последние годы своей жизни активно участвовал в строительстве новой жизни. Разрабатывал вопросы якутской письменности, участвовал в организации научных учреждений республики, учительствовал, заведовал художественно-литературной секцией Наркомпросздрава ЯАССР, был членом литературно-переводческой комиссии, публиковал свои научные труды и литературные произведения.

В декабре 1925 года поехал как делегат от Якутской АССР на Первый тюркологической съезд в Баку, но в пути заболел и умер в Москве 6 июня 1926 г.

В июне 1992 г. на его могиле на Даниловском кладбище г. Москвы Правительством РС(Я) открыт надгробный памятник.

В 1992 году учреждена Государственная премия имени А.Е.Кулаковского за выдающуюся подвижническую общественную деятельность по возрождению духовной культуры народов Якутии.

Именем А.Е.Кулаковского названы многие учебно-образовательные учреждения и культурные центры в городах и улусах РС(Я).

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
28.01.2011 09:30 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ