Дочь Пескова пожаловалась на «конкретный беспредел» силовиков
В Якутии домам культуры подарят новую жизнь
АФК "Система" проинвестирует проект якутского экспортера леса?
Ленчан порадовали музыкальными номерами в память о Великой Победе
В Перми из-за прорыва трубы отопления в гостинице погибли пять человек. Видео

У художника, как и у поэта, обострено восприятие окружающего, мир видится ярким и многокрасочным, живописец не просто отображает действительность, но и выплескивает на полотна свой внутренний мир, свою индивидуальность, свою энергию. Что такое картина? Мостик между душой автора и душой зрителя? Или состояние души, запечатленное красками на холсте? После знакомства с работами Владимира Стадника у любого журналиста появляется желание встретиться с этим человеком.

Свободный полет мысли

Владимир Ильич Стадник родился на Украине, но вот уже более 50 лет живет в Якутии. Детские годы его прошли в якутской деревне Намцы. Владимир - художник милостью божией. Рисует с детства, начав с портретов и рисунков с натуры; многое почерпнул от общения с местными мастерами кисти; работал оформителем.

Путь от реализма 70-х годов до современного символического авангарда был долгим, своё мышление и отношение к образу сформировалось не сразу. Как Серов через любовь к Энгру и хорошим рисовальщикам, так и Стадник через академические штудии пришел к свободному полету мысли в изображении своего «я». Вместе с этим была преодолена проблема отождествления себя с кем-то, хотя сейчас мастер считает, что это не единственно правильный путь: «Чтобы быть художником, надо уходить от этого. Потребность творить надо реализовывать, даже не умея академически рисовать и даже не имея элементарных атрибутов, средств живописца: красок, кистей и так далее». Мысль достаточно интересная, не правда ли?

Не удивительно, что в застойные времена «левацкие авангардные уклоны» Стадника пришлись не ко двору в Якутске, и после выставки в столице он подвергся яростной атаке критиков. «Я заслужил эту критику, - признается художник, - она полезнее, чем хвалебный отклик. Всё было вовремя».

Творчество последних лет Владимира Стадника пронизано национальным колоритом и мотивами эпоса якутского народа. Причём, сейчас такая ориентация его произведений идет не целенаправленно, а исподволь - настолько он проникся культурным наследием народа саха, настолько углубился в суровую северную экзотику. Наверное, нужен именно такой вот взгляд со стороны на нацию, чтобы с полотен художника-украинца глянула в глаза зрителю сама душа якутского народа.

Одной из отправных точек этнографической тематики в творчестве Стадника стала знакомая ему старая якутка. С глазом, выцарапанным медведем, с трубкой в зубах, она представляла собой настолько яркий, колоритный образ, что художник никак не мог пройти мимо. Портрет сразу же ушел в Финляндию - так понравилось иностранцам это необычное полотно. И вот тогда-то «Бубен шамана» и возвестил об открытии нехоженых путей в изображении удивительного мира Олонхо.

Соединение приемов авангардного стиля и якутской тематики не имеет аналогов - в этом приоритет Владимира Стадника, разработкой которого он так увлекся, что порвал все связи с обществом, посвящая всё свое время творчеству. Трудовая книжка была потеряна им много лет назад. Он и сейчас живет так: продажа нескольких картин позволяет спокойно трудиться дальше – с холстом и сознанием.

Как неофит (после прочтения Библии), Стадник не мог пройти мимо библейских сюжетов, поэтому осмысление якутского христианства заметно в его творчестве. Техника живописи мастера давно уже не укладывается в прокрустово ложе символического авангарда, любит он писать и ассоциативно, начиная работу без всякого замысла. Сюжет и трактовку картины подсказывает само полотно, остается лишь нанести несколько точных, с небрежностью мастера сделанных мазков, чтобы работа заговорила, обрела смысл и наполнение. Впрочем, художнику нравится оставлять трактовку своих картин зрителям, поэтому он иногда не дает им названия.

Нередко Владимир прибегает и к помощи своего друга, известного в республике хомусиста Николая Мыреева, прекрасно разбирающегося в культурном наследии и традициях своего народа, и это оправданно, ибо работы, выполненные на интуитивно-подсознательном уровне, требуют именно такого вот осмысления со стороны. «Некоторые мои картины он трактует неожиданно, - признаётся художник, - и у меня нет основания ему не доверять».

Картины Владимира Стадника расходятся по всему миру, находя своих зрителей и почитателей. Он выставлялся в Москве, Питере, Киеве, Тбилиси, Якутске. Целую выставку – около 70 работ – приобрёл у него украинский бизнесмен. Экспозиция называлась «Сны о Якутии». Жаль, что не был издан каталог этих работ, макет которого уже был подготовлен издательством. А ведь каталог для художника – то же самое, что изданная книга для писателя, его лицо.

Жаль, что мы сейчас не имеем возможности видеть хотя бы в репродукциях многие произведения мастера, ушедшие за рубеж. Что поделать, если творчество талантливых самобытных авторов по достоинству оценивается преимущественно иностранцами, мы же проходим мимо, а если и спохватываемся, то слишком поздно. Художник Владимир Стадник достоин издания шикарного альбома, ведь это наша гордость. Сподобится когда-нибудь на это Ленское управление культуры?

Интересен факт, что картины Стадника проверялись экстрасенсами и шаманами на энергетику и получили положительный результат, причём, отмечены были даже их целебные энергетические свойства.

Триумфальные выставки

Про Владимира Стадника можно писать много, с претензией на высокие материи рассуждать о его необыкновенных картинах. Потому как человек этот неординарный и неоднозначный. Одна моя знакомая, счастливым образом заполучившая в подарок на день рождения картину Стадника, почитает её главным украшением своего жилища. Небольшая работа мастера «сияет» на самом почётном месте как дорогая реликвия, как икона.

Со Стадником всегда безумно интересно общаться. Он неизменно удивляет, а чему-либо удивляться в этом мире, согласитесь, приятно. Он не держится на расстоянии от собеседника, не выдерживает положенную «дистанцию» и, пожалуй, редко надевает на себя приличествующую ситуации «маску», остаётся самим собой.

Во время торжественных открытий и выступлений он предельно, лаконично краток, а вот во время беседы те-а-тет щедр на слова и рассуждения. Удивительно, как просто он оперирует сложными искусствоведческими понятиями и терминами, выказывая недюжинную эрудицию и начитанность, при этом органично этак порой перемежая «умные» слова матерком. Не эпатажа ради, на мой взгляд, а по складу характера простого и доступного в общении человека.

Чего только не намешано в нём! Любовь к водочке и якутским женщинам, философским рассуждениям, эзотерическим, кармическим учениям, шаманизму, мистике… Гремучая смесь, которую он выплёскивает на свои полотна вместе с красками. Но напрасно за Стадником закрепилась репутация этакого художника-провокатора. Какой там эпатаж! Он просто искренне желает всколыхнуть, расшевелить закоснелую в своем социалистическом реализме академическую массу «способных» учеников и коллег, зашоренных на традициях прошлого.

Сам-то Стадник в этом смысле абсолютно раскрепощён, академические рисунки и штудии оставлены им далеко позади, за спиной - тридцать тернистых лет экспериментов и проб, от ставшего уже классикой импрессионизма до «эзотерического реализма», как он сам трактует ныне свой стиль.

В начале марта 2002 года Владимир Стадник вернулся из Якутска, где он в течение нескольких месяцев успешно творил и выставлялся. Первая экспозиция ленского живописца состоялась в ДК им. Кулаковского, который в день выборов посетило неимоверное количество голосующих. Вторая - в офисе «Сахаклиматтехники». Александр Адамов - друг детства художника, взявший на себя все расходы по организации выставок, пригласил Стадника в столицу поработать, уйти от депрессии, свалившейся на художника после наводнения. Третья экспозиция картин прошла в столичной арт-галерее "Yргэл". Эту выставку посетили многие столичные мэтры, в том числе и народный художник СССР Афанасий Осипов, у которого в тот день открылась собственная выставка работ.

Столичный академик без предвзятости "заценил" работы нашего земляка:

- Главное в художнике - целеустремленность. Образ, чувство колорита, ощущение формы, сам холст - всё в картинах Владимира необычно. Это не "литературщина", где каждый мазок, словно букву, можно прочитать. Что-то таинственное, затаенное, интересное остается за гранью восприятия…

Два полотна - "Уплывающий город" и "Наводнение" - ушли на ура в первый же день. Гипнотическое впечатление на якутских женщин произвел женский контур с зеленым яблоком в руках. "Оно слепит меня, как прожектор", - призналась Владимиру журналистка Татьяна Данилевская. Стадник огорошил якутян магией, экспрессией и персонажами своих картин.

Столичная экстрасенс, как заколдованная остановилась около его "Бабы Ксюши" и вдруг... заговорила стихами. Эта работа ее поразила, она забрала ее со словами «картина обладает мощной энергетикой, вот только ее нужно немного «почистить». А вообще, с этим надо поосторожнее, картины много выкачивают энергии из художника. Ты, Стадник, потому и бухаешь так много».

Стадник оказался интересным Якутску: в столице ничего подобного никто не создавал. Это ведь надо додуматься соединить этнографию с авангардом! Студенты взирали на его живопись, разинув рты. Коллеги удивлялись, что ленчанину так много внимания уделили журналисты: от корреспондентов отбоя не было. Чуть ли не полосу в «Якутии» ему посвятила Татьяна Данилевская, а помимо этого, вышли в печать пространные материалы Владислава Лёвочкина в «Евразии» и Ирины Андреевой в «МР». Одно из интервью было обнародовано по местному ТВ, одно – на интернет-сайте. 12 проданных картин по меркам столичных творцов кисти - это тоже небывалый для «провинциала» успех. Как видите, нашего земляка в столице республики оценили по достоинству.

- У меня было с собой только тридцать загрунтованных холстов, - делится впечатлениями Владимир Ильич, - в Якутске первым делом я посетил галереи и выставочные залы. Посмотрел выставку якутского художника Михаила Старостина. Он произвел на меня впечатление. Пришлось повышать планку исполнения своих работ, и я корпел над ними три месяца. Ужаснулся, побывав на детских и молодежных выставках: студенты копируют своих учителей!..

В своей книге «Триумфальные скандалы» Сальвадор Дали заявляет: «Настоящий художник должен вначале научиться рисовать как Рафаэль, а потом может позволить себе рисовать как угодно и что угодно. И всяк его поймет и оценит». Стадник никогда не выбирал стандартные пути в живописи и, как учитель, старался изменить сознание своих учеников, предлагая им взамен приземленных устоявшихся течений безудержный полёт неистощимой фантазии истинного художника и творца. Поражать воображение - это его кредо.

На многих полотнах Стадника присутствует лик якутской женщины. Это своеобразная визитная карточка художника, его излюбленная особенность, чёрточка характера его пристрастий. Якутская женщина – главная вдохновительница его творчества. На работах столичного периода Стадник изобразил несколько портретов якутских красавиц.

- Якутск порадовал меня своими женщинами, - признается мастер, - якутские красавицы внешне очень изменились. Красота их стала изысканной и утончённой на европейский манер. Женщины Якутска постройнели, похорошели, в их глазах загорелся огонёк интеллекта...

В Якутске художников балуют. Своих, местных. Все условия создают для них: только, пожалуйста, творите, создавайте. Когда в Ленск приезжали айхальские мастера, они рассказывали то же самое: к художникам в Айхале отношение особое. И галерею-мастерскую с сауной им отгрохали, и инструменты заграничные для резьбы по дереву закупили, и платят им так, что мало не кажется: все условия для работы. Потому как художники-мастера - неизменно гордость для любого города.

Чем был бы наш Ленск без художнической братии? Серенькой мышкой. А с людьми творческими имеет свое неповторимое узнаваемое лицо: монументальное оформление фасадов зданий, мозаики, ковки, чеканки, росписи интерьеров госучреждений, художественное оформление праздников, профессионально выполненные вывески, экспозиции картин... Мастера, вписав свои имена в культуру города, создали его оригинальный художественный облик.

А вот город, в свою очередь, совсем не заботится о своих художниках. Уж сколько лет мечтают ленские мастера кисти о своей собственной галерее с постоянно действующей выставкой картин! Кто хоть раз был в гостях у Владимира Стадника, знает, в каких условиях он создает свои шедевры: в крохотной по квадратуре двухкомнатной "хрущевке" с трудом размещается семья из четырех человек (у Владимира Ильича - две взрослые дочери), здесь же его мастерская. И тесно, и обидно. Недаром ведь уезжал поработать в Якутск. Вот и подумывает Владимир: а не уехать ли из Ленска?

В последние годы мастер много творит. Выставлялся в Иркутске и в Мирнинском районе, в родном Ленске. Он полон задумок и планов на будущее, работает над несколькими полотнами одновременно. И, конечно же, мечтает о собственном альбоме, изданном на высоком полиграфическом уровне.

Сергей МОСКВИТИН.

На снимках: портрет Владимира Стадника (фото автора); академик Афанасий Осипов на выставке Владимира Стадника в галерее «Yргэл»; репродукции работ художника.

Поделиться в соцсетях

Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp 8 909 694 82 83
25.03.2011 04:29 (UTC+9)

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ